Войти
Зал ожидания
29.04.2018 17:35
Воронежцев приглашают на бесплатный показ фильма «Воронеж: 13 июня 1942», посвященный погибшим детям

Воронежцев приглашают на бесплатный показ фильма «Воронеж: 13 июня 1942», посвященный погибшим детям

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Эл Эрсбурн, Евгения Емельянова

9 мая в 12:30 в Центре военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» состоится показ фильма «Воронеж: 13 июня 1942», созданный режиссёром Еленой Родиной. Основной идеей ленты является напоминание горожанам о трагедии в Саду пионеров, когда в результате внезапной бомбардировки Воронежа немецкой авиацией погибли дети. Перед показом фильма состоится встреча с режиссёром картины Еленой Родиной. Вход свободный.

Елена Родина (Эл Эрсбурн) работала над фильмом «Воронеж: 13 июня 1942» с декабря 2016 по ноябрь 2017 года. Сюжет картины основан на ужасном событии – бомбардировке фашистами центра города 13 июня 1942 года. Немецкий самолет сбросил бомбы на бывший Сад пионеров между проспектом Революции и улицей 11 Мая, где проходил детский праздник. По официальным документам, во время налёта погибли около 30 детей и были тяжело ранены 67. Сейчас там установлен гранитный монумент погибшим.

– Основная идея картины – соединение прошлого настоящего и будущего, – рассказала Елена Родина. – К сожалению, дети войны безвозвратно ушли, и мы можем только ставить им памятники. Поэтому я попыталась через катарсис, через трагедию воспитать ответственность в людях и призвать зрителей обратить внимание на тех детей, которых мы можем ещё спасти.

Российский живописец, график, критик и литератор Сергей Голлербах посмотрел этот фильм в начале 2018 года и откликнулся рецензией:

- Начну с того, что этот фильм мне лично особенно дорог и близок потому, что в 1935-ом году я жил в Воронеже. Мне было тогда одиннадцать лет, я был пионером, ходил в изостудию в Доме Пионеров на проспекте Революции, и был счастлив тем наивным мальчишеским счастьем, которое даётся только подрастающему поколению. Все жизненные неустройства и политические трагедии в этом возрасте вне его внимания. А потом происходит трагедия.

Создать фильм о гибели детей, убитых во время войны бомбами вражеских немецких самолётов, – задача нелёгкая. Острая боль и гнев могут лишить режиссёра чувства меры, побудить его идти путём «фильмов ужасов» или, подобно неопытному актёру, злоупотреблять жестикуляцией, интонациями голоса или мимикой. В результате - яркие, но поверхностные, лишённые глубины образы. К счастью, режиссёр фильма «Воронеж: 13 июня 1942», Эл Эрсбурн, избежала этих опасностей и создала фильм, глубоко впечатляющий своей лаконичностью и многоплановостью, от бытовых элементов до религиозных и философских, и даже сюрреальных сцен. Эта многоплановость и калейдоскопичность сдержаны твёрдой рукой режиссёра с её безупречным вкусом и чувством меры. Цель фильма – сохранить память о свершившейся трагедии, следуя мысли – если забыть прошлое, оно может повториться.

Фильм начинается с листка отрывного календаря, на котором дата 13-ое июня. Известно, что в народе число 13 считалось «чёртовой дюжиной», несущей недоброе. Можно верить или не верить этому предрассудку, но налёт самолётов произошёл именно в этот несчастливый день. О нём вспоминает по рассказам матери и бабушки одна пострадавшая от этой бомбёжки женщина, которой тогда было всего полтора года. Она плачет. А потом разные планы Воронежа, туннель во времени и пространстве – наложение образов мирного города 2017, на образы довоенного.

Далее один человек, вспоминая своё детство, рассказывает о мальчике, наблюдающим за жучком, ползущим по стебельку. А в это время в разных странах идут кровопролитные войны, смерть косит людей, но мальчик об этом не знает, жучок и подавно, ведь он – простейшая жизнь, вне понятий зла и добра. Да, все мы тогда были такими жучками, это была наша защита и мы в то время иными быть не могли. Далее солнечный июньский день, поют птицы, по улицам спокойное движение, пионеры и школьники весело собираются на слёт в Сад Пионеров. Наивные вопросы – а мороженое будет? Нет, только пончики. Эти сцены поданы в фильме в стиле китайского театра теней, только силуэты детей, чем избегается излишний реализм, только отяжеливший бы повествование.

Все рады, все веселы. Выступает пионерский ансамбль песни и пляски. Как знакомы мне эти старые советские песни, полные оптимизма и бодрости. И вдруг – взрывы бомб, чёрный дым, вздохи и церковное песнопение «Господи, помилуй нас». Это я считаю блестящей творческой находкой режиссёра, да, именно так реагирует русский человек в минуту смертельной опасности.

После налёта – опять силуэты людей, несущие тела погибших детей, а затем, взятое из современного искусства – «мультиплекс», то есть повторные образы, в фильме – глаза детей и их голоса, как хор в греческой трагедии, просящие не забывать произошедшую катастрофу. Затем следуют воспоминания очевидцев, старых людей, от которых мы узнаём о страшных деталях, об оторванных руках и ногах, о детской одежде, разбросанной повсюду. Фильм заканчивается собранием граждан города, ходатайствующих об установке достойного памятника погибшим детям. К сожалению, у городских властей на это средств не имеется, а на месте, где был Сад пионеров, построены какие-то сараи. Но памятник погибшим воронежским пионерам всё же создан, но не из мрамора или бронзы, памятник этот – фильм «Воронеж: 13 июня 1942», за что мы приносим глубокую благодарность его режиссёру Эл Эрсбурн и всем, кто способствовал его созданию.

В заключении хочу сказать, что фильм побудил меня задуматься о роли прошлого в жизни человека и о нашей обязанности его не забывать. Но вот в самом начале фильма прохожим, людям молодым, задаётся вопрос, что значит для них дата 13 июня 1942? Никто почти не знает, что тогда произошло, отвечают только, что была война. Три поколения русских людей живёт сейчас и все они родились после войны. В какой степени они мальчики, смотрящие на жучков. Можно ли их за это осудить? Конечно у людей есть обязанность помнить, но и право забыть и не знать. Прошлое не должно оставаться незаживающей раной, которая передаётся из поколения в поколение, человек не способен нести на себе тяжести трагедий прошлых веков. Поэтому нам следует найти правильное равновесие между памятью и забвением, извлечь из прошлого нужные уроки, которые помогут нам творчески жить дальше.



Елена Владимировна Родина (El Earthbourne) родилась в Воронеже 20 апреля 1972 года. Подробнее о ней – в нашем материале.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев приглашает «Библиотека в парке»

Библиотеки Воронежа ждут вас в парке «Орлёнок».

В РоссииЧто с погодой в России? Она опаздывает на месяц!

9 мая в Воронеже ожидается небольшой снег, дневная температура около плюс 7-8 градусов.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКто снимет маски в финале сезона 5 мая?

Зрители узнают, кто скрывался под масками Кота, Енота, Змея Горыныча и Бабочки.

ПерсонаЭнтони Хопкинс сыграет Генделя в биографическом фильме

Легендарный актёр воплотит на экране ещё одну знаковую фигуру, на этот раз из мира музыки.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.

ГлавноеВоронежцам покажут ночное Пасхальное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе

Прямую трансляцию взялась осуществлять телекомпания «Губерния».