Войти
Театр
16.07.2017 13:30
Критик Елена Фомина выяснила, о чём играл «Оркестр «Титаник»

Критик Елена Фомина выяснила, о чём играл «Оркестр «Титаник»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: culturavrn.ru

Лето создано не для работы. Летом хорошо сидеть за городом с интересной книгой, смотреть на цветы и облака и вспоминать то, что по-настоящему тронуло и взволновало. Перебираю в памяти самые яркие театральные впечатления сезона 2016 – 2017 и понимаю, что мне особенно дороги три спектакля.


«Вишнёвый сад»: с любовью к Чехову

Антон Павлович назвал свою последнюю пьесу комедией.
– Вишневый сад, – и он закатился радостным смехом, – вспоминает Станиславский. Спустя какое-то время Чехов снова заговорил о названии:
– Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, – и снова закатился радостным смехом. Перемена ударения имеет значение: вишневый – приносящий доход, выгодный с коммерческой точки зрения, вишнёвый – пережиток прошлой жизни, с бесполезными цветущими усадьбами и дамами в белых платьях. На этом противостоянии смыслов строил свою концепцию Станиславский. По тому же пути идет Владимир Петров. Режиссер академического театра драмы имени Кольцова возделал свой «Вишнёвый сад» основательно и достоверно. В нем есть тональность и атмосфера, в его полифоническом звучании отчетливо слышен и звук лопнувшей струны, который печально плывет «точно с неба», и удары топора, сопровождающие уход в небытие сад, «прекрасней которого нет ничего на свете». О спектакле написано много хороших слов, он собрал большой урожай призов театрального конкурса «Браво!», поэтому не буду повторяться. Скажу только, что за динамичным развитием действия, тонкой психологической прорисовкой характеров и ситуаций, мастерской игрой актеров, интересными визуальными решениями и неожиданным эпилогом не потерялось чеховское внимание к человеку. Герои «Вишнёвого сада» у Петрова – не персонифицированные эмоции, а живые люди, которым хочется сопереживать и помогать, а это теперь так редко бывает в театре. Поэтому зарубки, возникающие на экране под оглушительные удары топора, кровоточат в сердце, а финальная песня про «совы нежное: у-ю» переносит нравственно-экономические проблемы России начала прошлого века в наши дни, а стало быть, это спектакль про нас с вами.


Такой близкий «Только этот день»

Спектакль, идущий на малой сцене творческого центра «Театр Неформат», воплотила дружная команда актеров Кольцовского театра драмы: Роман Слатвинский, Магдалена Магдалинина, Ольга Рыбникова, Вячеслав Гардер – и воронежских музыкантов: Евгений Колкунов (аккордеон), Евгений Мисников (ударные), Евгений Мингалёв (контрабас). Центр притяжения и главный герой постановки – юный Афанасий Афонин, абсолютно профессионально работающий на площадке наравне со взрослыми артистами, без скидок на возраст и детскую непосредственность. Он поет, рисует, взаимодействует с партнерами по сцене, одним словом, проживает тот самый день из жизни, о котором идет речь в спектакле. Как разобраться с собой, принять себя таким, какой ты есть, и понять, что в каждом из нас по-прежнему живет искренний ребенок, который порой понимает мир намного лучше нас нынешних? Ответы на эти вопросы дает «Только этот день». Придумал эту историю Роман Слатвинский, сыгравший повзрослевшего героя и выступивший в качестве режиссера. В спектакле Слатвинского и его команды много импровизации, актеры на ходу меняют амплуа, в действие органично вплетены музыкальные номера и песни на стихи Высоцкого, Башлачёва, самого Слатвинского. Мы словно заново проживаем страницы дневника главного героя, которые легко ложатся на наши собственные воспоминания. И опять увлекаемся рассказами Драгунского, радуемся, что Шерлок Холмс не разбился, учим так и не пригодившийся немецкий и твердо знаем, что детство не умирает в нас, пока мы живы.


О чем играл «Оркестр «Титаник»

И еще один спектакль (к сожалению, сейчас не идущий), созданный не в рамках стационарного театра, а в творческом объединении «Точка С»: «Оркестр «Титаник» в постановке Александра Сидоренко, показанный на сцене театрального центра «Никитинский». Пьеса болгарского драматурга Христо Бойчева – как задача со многими неизвестными. Кто эти люди, мимо которых проносятся поезда? Как они оказались вместе на заброшенной станции? Куда везет их долгожданный поезд? Сценография Александры Макиевой эффектно переносит героев с заброшенной станции в купе мчащегося поезда, а потом и вовсе помогает исчезнуть в волшебном чемодане. По ходу спектакля мы включаемся в рискованную игру вместе с актерами Владимиром Стрековым, Сергеем Смирновым, Станиславом Беляевым, Анастасией Блиновой-Гуменниковой, Игорем Скрынниковым. И вдруг понимаем, что прощелыга-фокусник Гарри Гудини (Стреков) является ближайшим родственником Мефистофеля, а трагикомедия о людях, заблудившихся в собственных страстях и фантазиях, разрастается до масштабов произведений Гёте, Гофмана и Томаса Манна. Режиссёр Сидоренко выдерживает интригу до конца: кто из героев – настоящий, а кто – только плод воображения единственного реального персонажа, зритель понимает в финале спектакля. Кто из нас не любитель путешествовать в мире иллюзий? Только жизнь – не поезд, билет в желанном направлении ни за какие деньги не приобретешь. А правда, какой бы она ни была, делает человека сильнее. Режиссер Александр Сидоренко и команда «Точки С» рассказали нам притчу, похожую и на детектив, и на сказку. Остроумно, увлекательно и есть над чем подумать.

Вместо постскриптума

Перечитала свои заметки и увидела, что из трех важных для меня спектаклей сезона один – добротная классика в академическом театре-доме с вековыми традициями, да к тому же любимый Антон Павлович Чехов, без которого театр неполный, а два других – современные работы, созданные представителями разных театров по антрепризному принципу. Причем ставились они в свободное от работы время, исключительно по велению души и по силе притяжения участников этих творческих объединений друг к другу. Зритель охотно включился в процесс: свободные места на спектаклях «Театра Неформат» и центра «Никитинский» найти непросто. Отрадно, что интересная творческая жизнь продолжается за стенами репертуарных театров, и создают её сами артисты. Секция критики давно обратила на это внимание. Стоит присмотреться и остальному театральному сообществу.


Объявление

Как раскрутить продукцию на рынке? Для этого существует множество вариантов. Например, на сайте бродвейсамара.рф рекламное агентство «Бродвей» предлагает помощь в рекламе. Качество обслуживания гарантировано.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области объявлен оранжевый уровень опасности

Улучшения погоды в регионе можно ожидать только после 17 мая.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.