Войти
Персона
31.05.2013 18:44
Роман Слатвинский: «Актеры – это адреналинщики»

Роман Слатвинский

Роман Слатвинский: «Актеры – это адреналинщики»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: voronezhdrama.ru, vk.com

За шестнадцать лет, что Роман Слатвинский служит в Воронежском академическом театре драмы имени Кольцова, он переиграл массу ролей – от Золотого Цыплёнка и Лиха Одноглазого в детских спектаклях до классических персонажей: Аким Акимыча Юсова в «Доходном месте» Островского, Шипучина в чеховском «Юбилее», Бобчинского в «Ревизоре» Гоголя.

Среди его работ – ряд портретов наших современников: Кеша в «Приходи и уводи» Птушкиной, Кузаков в «Утиной охоте» Вампилова. Одна из последних ролей – Андрюша в спектакле «Танец Дели» по пьесе Ивана Вырыпаева, идут репетиции мольеровского «Тартюфа», где Слатвинский играет Оргона. Он занят в спектаклях творческого Центра «Антреприза» в Доме актера, а еще, как сам говорит – для души – играет в музыкальной группе своего имени «Слатвинский сотоварищи». В общем, тем для разговора накопилось много, поэтому я отправилась в театр для неспешной обстоятельной беседы.

- Я вспоминаю дипломный спектакль вашего курса – «Доходное место» Островского. Это было пятнадцать лет назад…

- Девяносто восьмой год.

- Замечательный был спектакль – живой, нервный, вы были молодые, безумно талантливые…

- Сейчас уже средний возраст.

- И в этом спектакле был нерв неискушенной молодости. Вы сами не знали, что получится, а получилось здорово.

- Терять нечего было, и обратной дороги не было. Делали, что могли. Действительно, спектакль был хороший. Есть видеозапись, и я иногда посмотрю кусочек, и понимаю, что это очень хороший уровень. Для старта это вообще было здорово. Конечно, некоторые вещи я бы сейчас сделал по-другому. Потому что и жизненный опыт абсолютно другой, и всё-таки мастерство какое-то появилось. Не в том смысле, что я – Мастер супер-какой-то. Под мастерством я подразумеваю рабочий опыт, какое-то свое отношение к роли. Но спектакль действительно классный был.

- А волнение остается, несмотря на мастерство и опыт, когда выходишь на сцену?

- Конечно. Это естественно. Мы люди живые, у каждого свои эмоции. И я не верю тем, кто говорит: «Я перевоплотился!». Что значит – перевоплотился? Не знаю я такого понятия. Можно выйти на сцену и создавать какого-то другого человека, но при этом оставаться самим собой. И, как ни крути, у тебя – самого себя – остаются те самые эмоции, ты выходишь к людям, в зависимости от зала на тебя смотрят от трехсот до тысячи людей… Естественно, из зала идет энергия, которую ощущаешь просто физически и испытываешь волнение. Почему многие актеры рано уходят? Потому что они воспринимают эту энергию. Потому что каждый выход на сцену – это стресс для организма. Это выброс адреналина в кровь. Актеры – это адреналинщики, они не могут без выхода на сцену.

- У тебя ведь родители не артисты. Как выбрал такой тяжелый хлеб?

- Да по глупости… (смеется) Я уволился из армии, это был девяносто третий год. Мне было двадцать один, для любого института уже достаточно взрослый возраст, а уж тем более для поступления на театральный факультет. Получилось так, что я после школы полгода поработал на заводе, и меня забрали в армию. А все друзья и одноклассники в основе своей остались и поступили куда-то. Ну, я не в том смысле, что я такой тупой, что не смог никуда поступить, я поступил, но на заочный. Просто мне это как-то было всё равно. Уже когда я надел сапоги с портянками и зеленую форму, я понял, что ерунду какую-то спорол на два года. И поэтому все два года, находясь в подмосковных лесах и кормя комаров, я думал, что отомщу судьбе и всё-таки почувствую себя студентом. А почему на театральный? Учиться четыре года, и всё-таки высшее образование.

- Обычно артисты рассказывают о своем поступлении на театральный какие-то истории: скажем, пришел с другом за компанию, друга не взяли…

- Нет, друга взяли. У меня друг – Саша Щукин, сейчас он преподает, талантливый парень, спортсмен, а тогда он только закончил школу и говорит: «Я поступаю к Виолетте Владимировне Тополаге. Пойдем со мной?». А спрашиваю: «А что туда надо?». Он принес какие-то материалы, сказал: «Вот эту басню выучишь и этот отрывок». Я говорю: «Ну, пошли». А на третьем туре меня убрали. Я особо не расстроился. И тут говорят: «Анатолий Васильевич Иванов набирает себе курс в августе. Попробуй к нему». А уже на экзаменах я познакомился с некоторыми ребятами – с Юрой Смышниковым и другими. И как-то само собой получилось, что мы все пошли поступать к Иванову, ну и меня взяли кандидатом. И порядка трех лет я проучился кандидатом в институте. А уже на четвертом курсе, когда меня взяли в театр на ставку актера, оказалось, что я даже не студент. Срочно пришлось зачетку заводить и сдавать экзамены. Так я стал студентом, будучи уже актером.

- И сразу сыграл Юсова в дипломном спектакле – возрастная роль.

- Всё просто: кто старший на курсе – тому и возрастную роль. У нас был Саша Орланов, царство ему небесное, самый старший, и я. Ему дали Аристарха Владимировича, а мне Юсова.

- У вас был очень дружный курс.

- А просто такая ситуация сложилась: мы нормально общались и с другими курсами, но были как бы отдельно. Актерское мастерство проводили здесь, в театре. То есть нас с первого курса Иванов приучал к сцене, вводил в спектакли, в массовку, чтобы мы почувствовали зал, почувствовали сцену.

- Самая лучшая практика.

- Это как раз та самая школа, которую ни в одном институте не получишь. Тебе могут дать теорию, но когда ты приходишь в театр, то понимаешь, что вся эта теория гроша ломаного не стоит без зрительного зала и без зрителя.

- Я вспоминаю еще один спектакль – «Ревизор». Там ты играл Петра Ивановича Бобчинского. И когда он говорит Хлестакову: «Вы скажите там, что есть такой Петр Иваныч Бобчинский», - что-то царапает…


- «Ревизор» - одна из пьес-обязаловок, которые надо было прочитать в школе, и я прочитал. Я уже тогда смотрел какие-то фильмы, спектакли и думал: «Ну почему он такой идиот?». Ну он же не идиот, он нормальный человек, он просто сидит в этом своем мирке… Есть замечательная песня у Башлачева, когда алкашу снилось, что он покоритель вселенной, путешественник, пират, корсар. И он из-за этого повесился. И Бобчинский – он родился не в то время, не в том месте. Ему хочется чего-то большого, он знает, что он это может. Но его хватает только на ломаный монолог.

- На сцене это было всерьез и по-настоящему. Это твоя идея?

- Да, могу сказать с гордостью. Я попробовал протолкнуть ту мысль, которая мне запала еще в детстве, предложил Иванову, ему эта идея понравилась, и он ее оставил.

- Раз уж говорим о классике – Островский, Гоголь... Чехов – это твоё. Антон Павлович – любимый автор?

- Из чеховских персонажей я сыграл Епиходова, Яшу, Шипучина. А когда восстанавливали на сцене Дома актера «Шутки от Чехонте», сыграл в «Предложении» Степан Степаныча. Чехов мне нравится за лаконичность и за то, что он в мелочах проявляет характер людей. Взять того же Степан Степаныча: мы придумали, что он ходит абсолютно по-домашнему, как Лев Толстой, и ни на что внимания не обращает. У него наверняка есть хорошая одежда, но вот он такой: «А что й-то ты во фраке?». Эти мелочи определяют характер людей. У моего Степан Степаныча много тавтологии, повторений, абсолютно не связанных с мыслью: «Ты, это самое, голуба моя… Опешил!». И это уже характер!.. За что еще люблю Чехова – конечно, за чувство юмора. Не знаю, раньше то ли не умели ставить Чехова, то ли умели, но как-то по-своему… Я вспоминаю спектакль - не буду говорить, какого театра, знаменитого во всем мире – но это очень скучно было.

- Ключевая фраза – чувство юмора. Чехов почему и кажется скучным – не каждому под силу его понять и воплотить.

- Чехов дает замочную скважину. Просто нужен ключик под названием «чувство юмора», совпадающее с чеховским. К сожалению, юмор сейчас падает всё ниже и ниже. Не знаю, почему. Ведь до сих пор существует Жванецкий, Роман Карцев, есть записи, где люди со спокойной маской на лице что-то говорят. Выключи звук – тебе будет непонятно, что он рассказывает, но зал лежит. Вот это я считаю высшей степенью юмора. Когда можно говорить о банальном приготовлении яичницы, но в душе у тебя будут расцветать розы. Юмор – это очень серьезная штука. Походить к нему легкомысленно нельзя. Юмор – как показатель твоего интеллекта. Если ты шутишь ниже пояса, значит, ты там и находишься. Если шутишь про сортир, значит, мозги твои настроены именно на это. Надо быть избирательным. Людей надо образовывать. Зачем в школе существуют уроки музыки? Чтобы человека научить слушать музыку. Но у нас этому не учат. Раньше разучивали пионерские песни, теперь – патриотические, эстрадные. Так же и театральное искусство. Хотя сейчас в наш театр ходит очень много молодых людей. Не хочется думать, что они просто пришли посмотреть на отреставрированное красивое здание. Этот интерес, конечно, есть, потому что у многих детство связано с этим зданием, кто-то ходил сюда смотреть сказки, кто-то первый раз пришел с любимой девушкой. Приятно, что многие молодые люди сейчас стремятся в театр, чтобы что-то узнать. Всем, конечно, не угодишь. Мы не печатное издание под названием «деньги», чтобы всем нравиться. Но есть какие-то традиции, которые живут, несмотря на сложное время – я имею в виду переезд из того здания, привыкание к «новой» старой сцене, идет обновление репертуара, это нормальный процесс, здоровая жизнь театра… Но люди приходят в первую очередь отдохнуть. А вот какой отдых мы им предложим… Можно отдыхать в бане с алкоголем, можно – в цирке со зверями…


- А можно – под «Танец Дели».

- Кстати, моя мама недавно была на этом спектакле, и ей очень понравилось. Обычно, когда понравилось, спрашивают: «Расскажи, о чём?». Про этот спектакль я не буду спрашивать, о чём. Если честно, я сам еще не очень понял. У меня вообще такое впечатление, что как только актер начнет полностью понимать, что, о чём и как в спектакле, этот спектакль надо снимать. Его уже неинтересно будет смотреть.

- Когда знаешь, что мама в зале, волнения больше?

- Волнение существует перед выходом. Это как бросок в воду. Стоишь и смотришь, что будет. Потом закрываешь глаза, шаг на сцену – и ты уже в другом месте. И всё. Главное, чтобы ни что не выбивало из этой штуки волшебной, которая творится на сцене.

- А выбить может всё, что угодно: кашель, кто-то включает мобильник – даже не звук, а просто смотрит на экран…Или такие детали настоящего профессионала не волнуют?

- Это несколько… обидно. Когда в зале сидит человек с включенным мобильником, его же хорошо видно со сцены в темном зале – экран светит в лицо. Смотришь: вроде достаточно неглупое лицо, прилично одетый человек, наверное, воспитан, образован, каких-то вершин в жизни добился. Для меня это всё равно что, как сказал Задорнов: «Вроде хорошо живем, и люди вроде воспитаны, а сморкаются до сих пор на асфальт». Осуждать, конечно, никого нельзя…

- Но напомнить еще раз можно: «Уважаемые зрители, не забудьте включить свои мобильные телефоны после спектакля!». И, кстати, некоторые актеры останавливают действие, когда замечают в зале человека с мобильником и говорят: «Мы продолжим, когда вы закончите».

- Когда к нам приезжал Безруков, а у него бзик по поводу телефонов, он спросил: «Ну, у вас-то, здание такое классное, блокировку-то поставили?». Нет, не поставили. Наверное, это дорого.

- Ну не дороже спектаклей.

- Да и люди нервничать начнут: почему телефоны не работают?


- На концерте в Доме актера, где ты играл со своей группой «Слатвинский сотоварищи», не звонили мобильники. Музыка для тебя – это хобби или расширение рамок сцены?

- Я не хотел, чтобы это было что-то вроде программы «Поют артисты драматического театра». В концерт вошел тот материал, который мне не хотелось бросать. Некоторые из этих песен мы придумали еще в девяностые годы с моими друзьями, когда у нас был свой ансамбль. Мы пытались выступать, но потом жизнь всех развела. А песни остались. Мне они нравятся и просто не хотелось их оставлять. Я их немного поправил – по музыке, по тексту, принес ребятам в Дом актера. И мы работали два месяца – параллельно с репетициями «Танца Дели». В конце концов, решили сделать такой открытый концерт, пригласить друзей, всех, кому интересно. Получилось своего рода путешествие на машине времени – в ту музыку, которую мы когда-то любили и играли. У меня есть идеи, которые связаны и с театром, и с музыкой. Но, чтобы заниматься серьезно музыкой, надо бросать театр и заниматься конкретно концертами, находить директора. Всё серьезное требует серьезного отношения.

- Не надо бросать театр. Ты без него не сможешь.

- Куда же я с подводной лодки… Идеи есть, но один в поле не воин. Не хочется заниматься театрами одного актера. Это всё равно, что прыгать с парашютом и не раскрывать его.

- Сцена – дело коллективное?

- Обязательно. А что ценится больше всего? Ансамбль! Театр – это коллективное творчество. Пусть даже на сцене один человек, но его поддерживает тот, кто включает музыку, выводит свет – огромное количество людей. Они не видны, но без них ничего не получится.

- Если дочка подаст документы на театральный, будешь отговаривать?

- Без меня она этого не сделает. Это очень сложная профессия. В том числе физически. Конечно, мы стараемся, чтобы зритель думал, что это очень легко и весело. Чтобы у человека оставалась в сознании волшебная мысль: «Глянь, хорошо прыгает мужик! Ему бы вагоны разгружать…». Вот чтобы у этого человека оставалось в голове, что есть такая волшебная профессия. Волшебство состоит в том, что мы дарим людям настроение. Я заметил: иногда идешь по улице, а на тебя смотрят и улыбаются. А раз улыбаются, значит, ты доставил людям какие-то хорошие эмоции. Наша профессия вообще доставляет людям эмоции. Если ты сделал что-то хорошее, человек за тебя порадовался, у него хорошие эмоции. Если человек радуется, что у тебя что-то не получается, у него тоже хорошие эмоции. То есть во всех ситуациях ты приносишь хорошие эмоции.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области объявлен оранжевый уровень опасности

Улучшения погоды в регионе можно ожидать только после 17 мая.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреВ океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли сразу установить

Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 2-5 мая 2024

Новинки проката не смогли оказать достойной конкуренции прежнему лидеру.

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.