Войти
Персона
08.02.2025 20:51
В Воронеже состоится вечер в честь столетия со дня рождения Риммы Мануковской

В Воронеже состоится вечер в честь столетия со дня рождения Риммы Мануковской

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Архив автора

Талантливейшая звезда воронежской Мельпомены, выдающийся деятель российского театра. Народная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии, обладатель первой в российской провинции Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», актриса театра и кино.

Всё это о ней, Римме Мануковской. Она выступала на сцене Воронежского академического театра драмы с 1955 года и до последних дней жизни. Светлый, порядочный, умный, принципиальный человек. Такой запомнили её воронежские (и не только) зрители и все, кто знал её близко, кто вместе с ней работал. И старые, и молодые. Покинула она сей мир в мае 2003 года.

12 февраля Воронежский Дом актёра совместно с Академическим Кольцовским театром проводит вечер воспоминаний «Век Риммы Мануковской».

Да, она родилась как раз в этот день, 12 февраля, ровно 100 лет назад. И, конечно, замечательно, что и сегодня на сцене нашего старейшего театра есть ещё немало актёров и актрис, которые в своё время были партнёрами по сцене великой Риммы Мануковской. И среди зрителей есть ещё немало свидетелей её творчества. Мы нередко употребляем высокие эпитеты из подобострастия, не по тому адресу. Но здесь тот редкий случай, когда любой высокий эпитет соответствует адресату и подтверждён оценками специалистов.

Приведу лишь несколько фактов. Как свидетель творчества Риммы Афанасьевны с моих юных лет. В конце 1950-х почти все драмтеатры СССР имели в своём репертуаре «Барабанщицу», героико-романтическую пьесу Афанасия Салынского по роману Дмитрия Медведева «Сильные духом» о легендарном разведчике Николае Кузнецове и юной разведчице Ниле Снижко в тылу врага.


Эту роль на воронежской сцене блистательно исполняла лишь недавно пришедшая в труппу старейшего театра Римма Мануковская. Для неё это была уникальная возможность продемонстрировать в пространстве сценического действия возможности перевоплощения, ибо уже по сюжету это была «игра в игре» (юная красавица, советская разведчица, в тылу врага). Римма Мануковская купалась в роли, как «ананасы в шампанском». Воронежцы ходили смотреть на неё в том спектакле по нескольку раз. Кстати, Римма Афанасьевна хорошо владела немецким языком, после окончания школы проучившись некоторое время в Харьковском институте иностранных языков.

Несчётное количество актрис на просторах СССР переиграли в те годы сверхпопулярную роль Нилы Снижко. Но на обложке популярного всесоюзного журнала «Театральная жизнь», кажется, в 1960-м, появился портрет именно воронежской актрисы Риммы Мануковской. Роль легендарного разведчика Николая Кузнецова также блистательно исполнял Леонид Броневой, ставший сверхпопулярным в СССР в первой половине 1970-х, сыграв роль Мюллера в сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Редкая красота, сценическое обаяние, безупречное чувство вкуса и глубокое проникновение в характер героинь к началу шестидесятых принесли Римме Мануковской успех и любовь не только воронежцев. Её уже хорошо знают и в Москве, и в северной столице, во многих городах России, Украины и Прибалтики, куда театр выезжал на гастроли. В 1962-м актриса удостоена почетного звания «Заслуженная артистка РСФСР».

Высокая работоспособность, обостренное чувство ответственности, прямота и принципиальность были отмечены и в коллективе театра. Она стала самым молодым членом художественного совета, к голосу которого все прислушивались. Могла нелицеприятно критиковать и маститых, известных уже актёров. Спорила с «самим» Паповым. Впрочем, говорят, Сергей Папов, единственный в советской истории воронежского театра народный артист СССР, репетировал свои роли перед портретом Риммы Мануковской…

В 1967-м актриса награждается орденом «Знак Почёта», а в 1968-м Всероссийское театральное общество (ВТО) устраивает ее чествование в Москве. Так что Римма Афанасьевна была оценена во всесоюзном масштабе своевременно, в первой половине своего творчества, что не так уж часто случается в театральной среде.

В 1960-е её приглашают сниматься в кино, в столичные театры. На съёмки её не отпускает начальство, потому что «развалится репертуар». И всё-таки в нескольких фильмах нам есть возможность увидеть Римму Мануковскую на киноэкране: «Ищу человека» режиссера Михаила Богина и «Белый Бим Чёрное Ухо» режиссёра Станислава Ростоцкого. Оба фильма нередко и сегодня возникают на экранах разных каналов телевидения.

Георгий Товстоногов, главный режиссер Ленинградского БДТ, к концу шестидесятых уже имевший и всесоюзное и мировое признание, приглашал Римму Мануковскую в свой театр, обещая ей главные роли. И вженщинах, и в актрисах он понимал толк. Его покорили и её внешний облик, и широкий диапазон сценической трансформации – от лёгкой, женственной кокетки до женщины предельно властной, – и редкая для женщины творческая самодисциплина и чувство ответственности.

Всё это вместе взятое не так уж часто встречается в людях. Предложение было заманчивое, соблазнительное: всё-таки Ленинград, Товстоногов, БДТ… Будучи настоящей женщиной, Римма Афанасьевна обладала великолепным мужским качеством: строгим аналитическим умом, не позволявшим ей, при еёданных, «кидаться в омут с головой», не зная, где и как будет выплывать. Она хорошенько расспросила знакомых ленинградских актрис, что её может там ожидать. И узнала о плачевной участи некоторых провинциальных примадонн, приглашённых великим режиссером в свой театр. Товстоногов предлагал приехать «попробовать» сыграть в его театре какую-то роль. Но, сославшись на занятость в воронежском репертуаре (и это была правда!), Римма Афанасьевна отказалась – не захотела разделить участь своих предшественниц, хотя и обладала весьма сильным и даже порой жёстким характером, позволявшим ей добиваться своего даже не в очень благоприятных обстоятельствах.


Звание народной артистки РСФСР Римма Афанасьевна получила поздно, в 54 года, при режиссере Дроздове, в 1979 году, а «заслуженной» стала ещё в 1962-м. Но ведь все эти долгие 17 лет она была «народной» по сути. Мужчины дежурили у выхода её из театра, шестнадцатилетние школьницы мёрзли в Детском парке против её окон на четвёртом этаже дома на улице Феоктистова. Заядлые театралы раскупали билеты заранее, увидев в афише готовящейся премьеры имя Риммы Мануковской.

В народные артистки её несколько лет не пускали партийные власти. Не нравился слишком строптивый характер, отсутствие должного, на их взгляд, пиетета перед начальствующими лицами, не нравилось то, что она была «на дружеской ноге» с самим Михаилом Царёвым, народным артистом СССР, художественным руководителем Малого театра, председателем ВТО, который был вхож к членам Политбюро и которому она жаловалась, какие кретины управляют идеологией в Воронеже. С 1975-го по 1981-й актриса была членом Правления Центрального совета Всероссийского театрального общества.

Когда в середине семидесятых она была избрана председателем правления Воронежского отделения ВТО, при её непосредственном самом активном участии строился в нашем городе по специальному проекту Дом актёра (ныне единственный по архитектуре в России). Архитекторы получили за него Государственную премию. Её, беспартийную, часто вызывали в обком партии. Секретарь по идеологии в директивной форме велел, чтобы в проекте был заложен зал для бильярда, потому что он был любителем этой игры. Римма Афанасьевна посмотрела на него так, что её голубые глаза стали синими, ответила: «Вот у себя в обкоме и стройте этот зал!», хлопнула дверью и ушла.

«Идеологической» зацепкой, почему её несколько лет не пускали в народные, был и факт ее биографии. Будучи школьницей, несколько месяцев вместе с матерью находилась в оккупации в занятом фашистами Белгороде. Но расправиться за все эти «штучки» со строптивой актрисой местные партийные начальники всё же не решались. Уж слишком была известна. Её фотографии в ролях на воронежской сцене украшали обложки театральных журналов.

Жизнь неминуемо старит человека. Но если личность истинно творческая, если жизнь прожита честно, а не на костях окружающих, если человек по уму и таланту занимал своё место в жизни, то ему нередко дается некое «призовое» время – творческое долголетие.

В 1991-м Анатолий Иванов, лишь на пятом году пребывания в Воронеже, ставит на Мануковскую спектакль «Коломба» Жана Ануя. Прообразом Мадам Александры, которую играла актриса, была великая Сара Бернар. И в том же 1991-м в Воронеже проходит Всероссийский фестиваль «Актёрские звёзды России». «Коломба» открывает его, а по закрытии Римма Афанасьевна становится «звездой России». В 1994-м Государственный театр Наций устраивает турне Мануковской с этим спектаклем – Москва, Самара, Харьков – в рамках программы «Национальное достояние России». И в том же году за роль Мурзавецкой в спектакле «Резвые крылья амура…» по пьесе «Волки овцы» А.Н. Островского актриса получает приз имени Фаины Раневской на фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону.

В 1998-м Римма Афанасьевна первой из провинциальных актрис удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Получала её на сцене МХАТа имени А.П. Чехова в паре с Михаилом Ульяновым.

Не правда ли: всё-таки судьба дарит порой дары свои – по уму, по справедливости, по таланту, по личностному вкладу в реализацию Дара Божьего…

Римма Афанасьевна была поистине Народной. Когда входила в троллейбус, чтобы ехать домой после репетиции (никакой машины у неё никогда не было), пассажиры поворачивали головы в её сторону, даже женщины уступали ей место. Когда приходила на рынок и выбирала зелень к обеду или кусок печёнки для своего любимца кота Рыжика, некоторые базарные продавцы по имени-отчеству зазывали к себе и предлагали свой товар по значительно сниженной цене.

Пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала» оказалась последней в большом творческом наследии великой актрисы. В нашем репертуаре режиссёр-постановщик Анатолий Иванов определил ей другое название, более оптимистическое, – «Канары, это в Испании, мама!...».

Поневоле задумаешься над смыслом слов и их ещё, может быть, неразгаданным значением. Слова, вероятно, могут быть материальны, почти телесны. Гоголь умер, работая над «Мёртвыми душами». Не успел закончить постановку «Мёртвых душ» и ушедший из жизни хороший режиссёр Анатолий Васильевич Иванов.


Римма Афанасьевна играла «Пока она умирала…» именно пока она умирала. Два с лишним года развивалась её пока неизлечимая болезнь. А она играла. От неё скрывали диагноз. А она была оптимисткой по натуре и не верила в худшее. Ей сделали операцию. И она снова выходила на сцену. Появились боли в спине. Успокаивала себя: остеохондроз. Возраст всё-таки!

Последний спектакль с её участием состоялся на сцене воронежского театра 12 марта 2003 года. Был отменён спектакль, назначенный на двадцатые числа того же месяца. Надеялась выйти на сцену в апреле: «Канары…» были заявлены в афише.

24 мая 2003 года Римма Афанасьевна покинула сей мир. Похоронена на аллее почётных граждан Воронежа на мемориальном Коминтерновском кладбище. …На спектакли с её участием «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика и «Канары – это в Испании, мама!» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала» так и не смогли попасть все желающие, хотя тот и другой были в репертуаре несколько лет…

24 мая 2004 года память о Римме Афанасьевне Мануковской увековечена мемориальной доской на доме по улице Феоктистова, где актриса жила долгие годы. А совсем недавно, пару месяцев назад, её именем названа улица в новом строящемся квартале города.

Чествование памяти великой актрисы 12 февраля, в среду, организуется по инициативе и самом непосредственном участии группы актёров драматического театра, которые вместе с ней в своё время выходили на сцену, – заслуженных артистов России Надежды Леоновой, Константина Афонина, заслуженных артистов Воронежской области Магдалены Магдалининой и Светланы Поваляевой и, естественно, при активной организационной поддержке руководства Кольцовского театра и Дома актёра.

Театр к этому дню выпустил памятный календарь, в котором помещены 12 наиболее ярких ролей Риммы Мануковской. Театр также готовит большую фотовыставку работ актрисы, которая будет размещена в фойе Дома актёра. В памятный день великой актрисы, намечен ряд общественных мероприятий. Возложение венков на могилу на Коминтерновском кладбище. В большом зале Дома актёра, который появился благодаря активному участию Риммы Афанасьевны Мануковской, в 19 часов начнётся памятный вечер, в котором на экране оживут редкие кадры, снятые при жизни Риммы Афанасьевны.

Вход по пригласительным билетам

Возраст: 12+

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронеж неожиданно пережил самую холодную ночь года

Этой зимой холоднее было только 19 декабря прошлого года, когда ртуть упала до минус 13,4 градуса.

В РоссииВ центре России – рекордное атмосферное давление: люди болеют, самолёты не летают

Рекордное давление негативно сказывается на состоянии здоровья людей, причём, даже молодых

В миреРаскрыта тайна смерти телерепортёра, освещавшего Суперкубок

Почти наверняка он стал жертвой преступницы, подмешавшей ему наркотики с целью ограбления.

ОбществоБезудержный рост цен буквально убивает людей

Производители снижают себестоимость продуктов за счёт применения вредоносных компонентов.

ТеатрВоронежский театр оперы и балета приглашает на праздничную «Весеннюю рапсодию»

Музыкальный руководитель – маэстро Вероника Кунцевич, недавно принятая в труппу театра.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 6 февраля: сдутие «Злого города» и успех турецкой мелодрамы

Кто бы мог подумать, что эпопея Константина Буслова «Злой город» продержится в лидерах только один уик-энд!

ПерсонаВ Воронеже состоится вечер в честь столетия со дня рождения Риммы Мануковской

Вечер пройдёт в Большом зале Воронежского Дома актёра 12 февраля. Начало в 19:00.

ЛитератураДетектив М.С. Битон «Смерть сплетницы» вышел в русском переводе

Это компактный детективный роман об убийстве, который открывает серию «Хэмиш Макбет».

МузыкаНазваны лауреаты премии «Грэмми» 2025 года: куча сюрпризов

Триумфатором вечера вышел Кендрик Ламар, на чью композиция Not Like Us пролился дождь из золотых граммофонов.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 1-7 февраля 2025 в мировых СМИ

Мы выбираем для вас снимки, которые поднимаются над повседневностью, приближаясь к произведениям искусства.

Зал ожиданияО том, как хорошо быть прислугой, расскажет Дворцовый комплекс Ольденбургских

Наконец, в Рамони вспомнят о классовом характере дворцовой жизни господ и обслуги.

ГлавноеВоронежцам и гостям объяснили, как приятно и с пользой провести выходные дни 8 и 9 февраля

Уточняйте подробности и информацию о возрастных ограничениях у организаторов. И – вперёд!