Войти
Персона
26.04.2021 18:41
Многоцветный мир Юрия Лактионова

Многоцветный мир Юрия Лактионова

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: culturavrn.ru, архив

Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел!
А.С. Пушкин. Жуковскому. 1818.

27 апреля Юрию Александровичу 80 лет. Сегодня, как говорили в веке минувшем, он «на заслуженном отдыхе». Страдные годы его жизнетворчества – это несколько десятилетий ХХ столетия и ещё 14 лет века двадцать первого. В 2014-м он решил оставить Кольцовский академический театр драмы, проработав нём 42 года.

Родился Юрий Лактионов в 1941-м, за два месяца до начала войны, в селе Дивное Краснодарского края. И с тех пор жизнь его множество раз удивляла своей непредсказуемостью, и он сам удивлял окружающих тем же. Будучи школьником выпускного класса, оказался в штате Краснодарского краевого театра. И в том же году – роль в кинофильме «Павлуха», где сыграл шустрого рыжего мальчишку, для чего волосы пришлось перекрашивать в ярко-рыжий цвет. А по окончании школы, совершенно естественно, – Москва, институт киноискусства. Прошёл несколько туров. Набирал курс очень известный в ту пору кинорежиссер Сергей Герасимов. К последнему туру выбор был: либо Сергей Никоненко, либо Юрий Лактионов…

Вернулся в Краснодар и ещё год проработал в Краевом драмтеатре, не имея образования. По окончании сезона снова поехал попытать счастья в столицу. На этот раз в ГИТИС имени А.В. Луначарского. Добытый опыт не пропал даром – поступил неожиданно легко. Близкими друзьями вскоре оказались уже учившиеся там Инна Чурикова и Тамара Дегтярёва…

Начало 1960-х. Жизнь в общежитии ГИТИСа. Хрущёвская «оттепель» несколько лет дала возможность творческой московской молодежи жить интересно, взахлёб, пробовать себя во всех направлениях. Новые имена в «Новом мире», открытие «Таганки», яркие премьеры в других театрах, поэтические вечера в Политехническом музее, захватывающие дух молодёжные дискуссии почти во всех московских вузах, продолжающиеся, уже за полночь в студенческих общежитиях, экспериментальные выставки молодых художников – всё это будоражило чуткую художественную натуру, звало творить, выдумывать, пробовать…

После окончания ГИТИСа в 1966-м Юрий Лактионов получает распределение в Смоленский областной театр драмы. Режиссёр Александр Михайлов, приезжавший в Москву отсматривать выпускников, обещал роль «Гамлета»… Перевоплощаться в «Гамлета», правда, не довелось, но без ролей не сидел. И роли давались отнюдь не проходные – Барон в пьесе М. Горького «На дне», Бенедикт в комедии В. Шекспира «Много шума из ничего», Раскольников в спектакле «Преступление и наказание». Для полутора творческих сезонов неплохо.

Наступает 1968 год, памятный людям той поры бурными августовскими событиями – введением советских танков в Прагу и преследованием активных правозащитников. Морозным признаком конца периода «оттепели» в Смоленске стал запрет отличного спектакля «Два товарища» по повести Владимира Войновича, автора, в числе многого прочего, всем известной «Песни космонавтов», подписавшего к тому времени ряд писем в защиту правозащитников. Причина запрета была не в содержании повести и спектакля, а в позиции автора. Главреж был уволен обкомом партии с работы – за идеологическое несоответствие. В знак протеста против этих актов и солидарности с режиссёром Юрий Лактионов покидает Смоленск, недоработав там обязательные в ту пору для молодого специалиста три года. Это был первый зримый гражданский поступок.

Куда податься? На этот раз вдалеке, в Сибири, замаячил «Красный факел». Молодому выпускнику Школы-студии МХАТ Алексею Малышеву, посетившему Смоленск, приглянулся молодой актёр Юрий Лактионов в роли Раскольникова, актер, способный органично воплотить на сцене личность неоднозначную, сомневающуюся, нервическую, способную на неожиданные поступки. Малышев «увидел» его в роли Самозванца в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина. Драму в Новосибирском академическом драмтеатре собирался ставить режиссёр Арсений Сагальчик. На роль Годунова назначен был Анатолий Солоницын, позже известный по фильмам Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Сопровождала спектакль музыка полузапретного в то время Альфреда Шнитке.

Спектакль стал значительным событием в столичном сибирском городе. Затем вместе с Анатолием Солоницыным Юрий Лактионов ставит спектакль «Жизнь Сент-Экюпери» по пьесе Л. Малюгина, выступая здесь в качестве актёра, второго режиссера и художника-постановщика. Но в судьбу снова вмешалась идеология «закручивания гаек». Театр семь раз сдавал комиссии спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского. Претензий было не счесть. В том числе и к первоисточнику. Так в романе Павку Корчагина исключают из комсомола. Здесь же велели проголосовать за то, чтобы оставить его в комсомоле… В общем, спектакль так и не дошёл до зрителя. Режиссер-постановщик, а за ним и несколько актеров, включая нашего героя, покинули Новосибирск. Это был уже второй побег от идеологии в только еще начинающейся творческой биографии. То есть срабатывал истинно русский гражданский жизненный принцип: «Актером (поэтом, художником) можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

И ведь были такие!

И снова проблема – куда податься? В то время, как и сегодня, остро стоял жилищный вопрос. Не ютиться же постоянно по временным углам и общежитиям. И Юрий Лактионов замыкает географический треугольник: Краснодар-Смоленск-Новосибирск-Краснодар, снова оказываясь в южном городе, который покинул семь лет назад, где есть жильё, близкие люди, родной Краснодарский краевой театр, наконец, откуда он начал свое путешествие в мир искусств. На старом месте, теперь уже дипломированный и опытный, актер был принят с радостью.

По прежним годам его помнили весёлым, жизнерадостным, темпераментным, и режиссёры стали давать роли такого же плана. Среди них была роль Труффальдино в комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ», роль Мендозы в «Дне чудесных обманов» Шеридана. Из героя-неврастеника пришлось перевоплощаться в героя комического, что, разумеется, только пошло на пользу, расширив сценический диапазон актёра. На краснодарской сцене уже маячила роль Хлестакова, но «помешал» её воплотить Глеб Дроздов…

Проработав в южном городе три сезона, Юрий Лактионов начал тяготиться своим положением. Хотелось более полной реализации, к тому же с режиссурой в Краснодаре в то время возникли проблемы. Давала знать и почти врожденная «охота к перемене мест». Для того, кто знает, куда плыть, рано или поздно попутный ветер найдётся. Наполнит паруса и … вперед, только не ленись, не зевай!

Таким «попутным ветром» оказался для нашего героя молодой главный режиссер Воронежского Кольцовского театра Глеб Дроздов. Он увидел Лактионова во время гастролей, заинтересовался им, узнал также, что он хороший художник-сценограф и пригласил в Воронеж. Случилось это в 1972 году. И с тех пор связала судьба Юрия Лактионова с нашим городом крепчайшими узами. Именно в Воронеже и расцвели все цветы многочисленных талантов Юрия Александровича.

Давайте вспомним, какие специальности творческого содержания востребованы в театре. Актёр, режиссёр-постановщик, художник-сценограф, художник по костюмам, драматург, композитор, автор стихотворений для исполняемых в спектакле песен, наконец, певец – исполнитель этих самых песен. Представьте себе, что всё это – и далеко ещё не всё! – довелось воплотить Юрию Лактионову на воронежских – и не только! – сценах!

…Просматриваю хронологию постановок Кольцовского театра с 1973 года. В выходных данных многих из них фамилия Ю. Лактионова либо в качестве режиссёра и актёра, либо в качестве художника и актёра, либо в качестве режиссёра и художника («Человеческий голос» Ж. Кокто – моноспектакль Л. Кравцовой, 1985 г.), либо в качестве автора инсценировки, режиссёра и художника-сценографа и художника по костюмам («Муха-цокотуха», 1993 г.). А диапазон постановок: «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя –«Муха-цокотуха» К. Чуковского. Сказка получилась феерической красоты: костюмы, музыка, танцы, исполнение. На премьере в 1993 году присутствовал руководитель департамента культуры Министерства иностранных дел Франции, в ранге заместителя министра. Он был с переводчиком. Не знал русского языка. Но, просмотрев сказку, восторженно сказал: «Заслуживает фестиваля во Франции!». Продолжения, конечно, не получилось – время было лихое, непредсказуемое…


Ю. Лактионов – Лелио в комедии К. Гольдони «Лжец». 1973 г.

А теперь вспомним роли Юрия Лактионова на Кольцовской сцене. В 1973-м – романтический образ Лелио в комедии К. Гольдони «Лжец».


В 1976-м в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта в постановке Г. Дроздова – художник и исполнитель роли Певца.


В том же году в «Провинциальных анекдотах» А. Вампилова в постановке В. Бугрова – сатирического плана роль Потапова. В том же году – роль Цаплина в постановке Валерия Соловьёва «Слон» драматурга А. Копкова. В ней актёр был ещё и художником-постановщиком. Спектакль получился уморительно смешной, яркий, сатирический. История этой постановки политически-детективная. Поскольку объектом сатиры выведены деревенские жители уже советской эпохи (события в пьесе происходят в конце 1920-х), а успех спектакля оказался колоссальный, это не понравилось идеологическому руководству. И он вскоре был запрещён.

В качестве художника-постановщика Юрий Лактионов оказался в Воронеже нарасхват. И драма, и ТЮЗ, и опера востребовали его постоянно, потому что увидели в нём человека необычайной фантазии, умеющего сходу проникать в режиссёрский замысел и выстраивать на сцене предметную атмосферу, в которой актёру легко и радостно работается. Среди них постановки самых разных жанров – фантастические и бытовые сказки, драмы и комедии, водевили, оперы и балеты… Вот лишь некоторые названия: на драматической сцене – «Синие кони на красной траве», «Тартюф», «Женитьба Фигаро», «Слон», «Жестокие игры»; на оперной сцене – балет «Доктор Айболит», опера «Ай, да Балда!», балеты «Ангара», «Пахита», «Каменный цветок»…

С наибольшей полнотой таланты Юрия Александровича раскрылись в годы, когда главным режиссёром был Анатолий Васильевич Иванов (1987-2009). Он умел чувствовать талантливых людей и поощрять их. Так что расцвет чисто театральной, то есть актёрско-режиссёрско-сценографической деятельности нашего героя, приходится на годы зрелые – 1980 –2000-е. Каждый воплощённый им в эти десятилетия образ вызывает зрительское сопереживание и сочувствие. Вот его персонаж – Хитрый – в постановке В. Тищенко «И будет день…» по пьесе А. Дударева. Натура сильная, вольная, артистичная, склонная и к грубому эпатажу и к поэтическому воспарению. Воздев руки к небу, полуголый как Иисус, снятый с креста, тщетно взывает он в мрачной полутемноте к обитателям ночлежки: «Лю-ди-и! Я пришёл! Где вы, овечки и рабы Божии, мать вашу за ногу! Пастырь явился, морды немытые, вставайте! Страшный суд грядет! Стра-а-на-а род-на-а-я!».


А вот ещё яркая роль – деревенский «самородок» Кузьма Гладышев, с тупым усердием «преобразующий» природу. Он задался целью вывести «гибрид картохи с помидором» и назвал это «чудо» в духе времени – ПУКС («Путь к социализму»). Актер не жалеет сатирических красок для создания образа идиота-энтузиаста из той когорты «учёных», которые позднее будут одержимы идеей повернуть реки вспять (спектакль «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по повести В. Войновича).


«Привык он к амплуа скитальца и бродяги… Но вот попал в любовники – и на него аншлаги!», – такой пассаж Юрий Александрович выдал про себя, имея в виду спектакль «Пришел мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова, в котором он и главный герой, и художник-постановщик, и художник по костюмам, и автор-исполнитель собственных песен.
Режиссёр-постановщик Анатолий Иванов выстроил представление по законам музыкального жанра – сонаты. Контрастирующие темы – встречное движение душ мужчины и женщины, с одной стороны, и внешние обстоятельства жизни – с другой. Всё построено на нюансах, едва уловимых движениях души. И, кажется, именно такой мягкий и интеллигентный мужчина, как Виктор Петрович Ю. Лактионова, должен был прийти к такой женщине, как Дина в исполнении народной артистки России Тамары Семёновой, чтобы получился весьма целомудренный и метафоричный спектакль.


Именно благодаря этой постановке родился Юрий Лактионов еще и в качестве барда. Режиссер велел ему научиться играть на гитаре и петь под гитару песни собственного сочинения. Спектакль имел успех необычайный. Премьера его состоялась в 1989 году. А в 1991 корреспондент «Правды» В. Степнов дал ему высокую оценку на фоне возникшей в обществе и в искусстве разнузданности: «Для подлинного искусства нет запретных тем, если творчество опирается на фундамент культуры». Как актуальна эта мысль сегодня! Спектакль оказался рекордсменом в афише Кольцовского театра – почти триста представлений с аншлагом! Выведен из репертуара лишь в 2006 году, – в связи с отъездом актёра на киносъемки к Эльдару Рязанову.


«Бег»

В 1990-е среди лучших актёрских работ Юрия Лактионова – Ласюрет в «Коломбе» Ж. Ануя, Лыняев в постановке А.В. Иванова по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы», Тихий – в «Беге» по М. Булгакову. В новом веке Юрий Александрович сыграл весьма разнохарактерные роли в нескольких постановках – «Ревизоре», «Приходи и уводи», «Безумная ночь, или Женитьба Пигдена», «Собачье сердце». Но я бы ещё выделил роль Фирса в «Вишнёвом саде».

Юрий Лактионов, мир кино и Владимир Набоков
Мир кино в его жизни возник еще в юношеские годы и сопровождал почти всю жизнь. Студентом он снимается в эпизодических ролях и массовках в фильмах Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля», близко наблюдает работу И. Смоктуновского, Л. Голубкиной и других известных актёров. С Донатасом Банионисом после совместной работы в фильме два года длилась дружеская переписка.

Благодаря разнообразию дарований, наш герой востребуется порой сразу в нескольких амплуа. Учась на четвёртом курсе ГИТИСа, на досуге начал рисовать. Работы начинающего художника множились и удивляли фантазией сюжетов и красок. Почти все картины, выставленные в Доме кино, в Центральном Доме актера были раскуплены или подарены. Некоторые произвели впечатление на кинорежиссёра Вадима Дербенёва. И выпускник ГИТИСа приглашается в качестве художника-постановщика романтического фильма об Александре Грине – «Рыцарь мечты». Сотрудничество с Дербенёвым продолжилось в фильме «Чёрный коридор», где Юрий Лактионов и роль сыграл, и был художником. В течение восьми месяцев, как говорит Юрий Александрович, «жили бок о бок со Смоктуновским, и все вечера проводили вместе, рассказывая друг другу побасенки».

На выставке в воронежском Доме актера в конце 1990-х мне довелось видеть эскизы художника к нескольким фильмам. Запомнилась говорящая тишина, пугающе кричащая, почти апокалипсическая – в эскизах к фильму «Чёрный коридор». Или ностальгическая, как в «Осеннем мотиве»: вечереющий парк после дождя, утяжеленные влагой редкие желтые листья деревьев свисают над одинокими скамейками, тянущимися к пустой раковине эстрады… Всё это производило щемящее чувство исчезающей красоты. Похоже, и мирочувствование и мироотношение Юрия Лактионова и определяет трагический зазор между чувством красоты этого мира и неизбежностью гибели всего прекрасного, зыбкостью и краткостью наслаждения прекрасным. Это проявляется и в ролях на сцене, и порой в оформлении спектаклей и фильмов, наконец, в стихах, написанных специально для постановок или просто по настроению.

Кинематографическое братство располагает к знакомству и общению. Когда снимали фильм «Чёрный коридор», кинорежиссер Светлана Дружинина приглядела талантливого актёра, художника и исполнителя собственных песен для своего сериала «Тайны дворцовых переворотов». Причём роль предложила «престижную» – блестящего, европейски образованного дипломата Сергея Долгорукого. Так Юрию Лактионову довелось углубиться в российскую историю середины ХVIII века.

Во время съёмок несколько раз пересекался с Эльдаром Рязановым. Известный кинорежиссёр был очарован бардовскими песнями актера. Так снова Юрий Лактионов оказывается в фильмах прославленного мастера кинематографа. Сначала в эпизодической роли в картине «Тихие омуты», а в 2006 году в «Карнавальной ночи-2». В известном ремейке для нашего героя специально придумана роль слесаря-сантехника дяди Юры. А одну из самых известных в репертуаре «дяди Юры» песен – «Старый клоун» – в фильме исполняет легендарный 92-летний Владимир Зельдин.

Юрий Александрович, как почти всякий многогранно одарённый человек, очень непосредственный в общении. Он настолько погружён в свои творческие фантазии, что совершенно не заботится, какое впечатление на окружающих производит. К каждому он идет с открытой душой, готов тотчас же рассказать вчера родившееся стихотворение или занятную историю, напеть новую мелодию. Привыкших непременно держать дистанцию это временами шокирует. Но он не обращает внимания, зла не помнит. Своей непосредственностью, своими необычными бардовскими песнями на съемках «Карнавальной ночи-2» Юрий Лактионов очаровал всю звёздную группу. И Эльдар Рязанов в марте 2007 года подарил необычному воронежцу свой киноклуб «Эльдар» на целый вечер для сольного концерта.

А с Владимиром Набоковым нашего героя роднит ещё в детстве зародившийся интерес к бабочкам. Они поражали его своей красотой, когда он мальчишкой бегал по лугам в окрестностях Краснодара. А уже в зрелом возрасте мог проникнуть в совершенно труднодоступные места, чтобы добыть редкий экземпляр. Однажды, это было в Уссурийской тайге, увлёкшись погоней за своей добычей, был задержан для выяснения личности пограничниками… Позднее, напитавшись красотой живых чудес природы, начал создавать рукотворные. Он мастерит своих удивительных созданий из ткани. Сделанные без клея и ниток, они создают полную иллюзию золотого шитья. После того, как это чудо увидела однажды кинорежиссёр Светлана Дружинина, в ее «Тайнах дворцовых переворотов» появился эпизод, в котором князь Сергей Долгорукий преподносит свой рукотворный подарок русскому царю – на счастье…

Вот такой многогранный талант живёт в нашем городе.

Коллектив Кольцовского театра поздравляет дорогого Юрия Александровича с Днём рождения!
Желаем Вам хорошего здоровья!


Юрий Александрович и Валентина Ивановна Лактионовы.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа Вадим Кстенин рассказал об итогах весеннего озеленения города и планах на осень

Осенью планируется в разы увеличить масштаб работ. Будут высажены более 500 деревьев-крупномеров.

В РоссииВыяснилось, что больше всего воронежцы боятся стать жертвами мошенников и потерять деньги

При этом воронежцы меньше тревожатся по поводу БПЛА, заразных болезней и мигрантов.

В миреОтстранённому фавориту «Евровидения» голландцу Йосту Кляйну шьют дело

Комментаторы усматривают здесь политическую подоплёку – оппонент певца имеет еврейское происхождение.

ОбществоВ ходе визита Марии Мазур в ремонтируемую ДШИ выяснилось, что она готова на 20 процентов

Осмотрев объект, госпожа министр сделала несколько важных замечаний.

ТеатрКамерный театр объявил дату премьеры спектакля Михаила Бычкова «Иванов»

«Иванов» – первая пьеса Антона Чехова, которая была поставлена на сцене.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 9-12 мая: ветераны проката побеждают

Самими прибыльными были 10 и 11 мая – в залах было не так гулко и пусто, как в будние дни.

ПерсонаУмерла канадская писательница, Нобелевский лауреат Элис Манро

Ей было 92 года, Нобелевскую премию по литературе Манро получила в 2013 году.

ЛитератураКритик из Воронежа принял участие в заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии

Сформирован короткий список номинантов тринадцатого сезона Патриаршей литературной премии.

МузыкаВ Воронеже перестал продаваться МТС Live Холл

Точнее, не перестал, а продолжил – только в ускоренном темпе: проданные билеты можно пересчитать по пальцам одной руки.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 4-11 мая 2024 в мировых СМИ

Мы постарались выбрать для вас прекрасные моменты этого мира, поскольку горя и огорчений и так выше крыши.

Зал ожиданияВ сумерках истории оживают тайны – «Ночь музеев» в Костёнках

К тому же блиц-экскурсии в «Ночь музеев» здесь проводятся бесплатно.

ГлавноеВ Воронеже назвали главные культурные мероприятия лета-2024

Главная задача при проведении этих мероприятий – обеспечение безопасности участников и зрителей.