Войти
Театр
07.05.2010 11:58
«Севастопольский вальс»  вернулся на воронежскую сцену спустя полвека

«Севастопольский вальс» вернулся на воронежскую сцену спустя полвека

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото:
  • Правка

 

Воронежский театр оперы и балета откликнулся на годовщину Великой Победы премьерой. В театре поставили оперетту Константина Листова «Севастопольский вальс».  Удачный выбор: кто в нашей стране, включая бывшие братские республики, не знает мелодию одноименной песни? С нее  всё и началось: в 1956-м году композитор Листов написал свой «Севастопольский вальс»,  и он ушел в народ. А через несколько лет либреттисты Гальперина и Анненков настоятельно рекомендовали ему продолжить эту тему. Так появилась оперетта о защитниках Севастополя.

 

Первым театром в Советском Союзе, который поставил ее в 1961-м году, был Воронежский театр оперы и балета – тогда еще Воронежский  музыкальный театр. И только через двадцать дней премьера оперетты Листова состоялась в Москве.  Режиссером-постановщиком того самого первого воронежского спектакля стал Сергей Смеян – тогда молодой режиссер из Украины.  И вот почти через полвека он снова приехал в Воронеж ставить «Севастопольский вальс» - уже Мастером, народным артистом Украины, главным режиссером Киевского академического театра оперетты, лауреатом Национальной премии имени Шевченко.

 

Для Сергея Константиновича эта работа – особенная. С Воронежем связана молодость и дорогие воспоминания. В нашем театре он поставил около десяти спектаклей. Среди них - «Марица», «Принцесса цирка» и другие оперетты. В этом году у Сергея Константиновича юбилей – 17-го мая ему исполнится восемьдесят пять лет. О войне Сергей Смеян знает не понаслышке. В первые годы Великой Отечественной он, еще мальчишкой, работал на авиазаводе в Куйбышеве, затем ушел на фронт. В постановке над «Севастопольским вальсом» пригодились личные наблюдения, всё то, с чем режиссер столкнулся на войне.

 

Спектакль получился искренний. По-другому и нельзя подходить к этой теме. Да и тема-то совсем не опереточная. Однако и постановочной группе, и артистам, удалось найти  точную интонацию, в которой есть место и достойному пафосу, и милой иронии. Оперетта открывается сдержанным прологом, настраивающим зрителей на нужный камертон. Оборона Севастополя тоже не выглядит надуманной, игрушечной. Исполнители главных партий по-военному собраны, умеют носить форму. Хорошо работают артисты миманса: так, что начинаешь верить и в зной, и в отсутствие воды, и в усталость бойцов. Ну и, как полагается в оперетте, здесь есть место и шуткам, и песням, и танцам.

 

Пятьдесят лет назад воронежский «Севастопольский вальс» собирал полный зал. Оперетту сыграли множество раз – при аншлаге. За полгода спектакль прошел пятьдесят раз.  В главных партиях тогда блистали наши корифеи: Аверина пели Евгений Пойманов и Валентин Вржесинский, Любашу – Надежда Евдошенко. Молодые, красивые, яркие. Сегодня история повторяется: исполнительский состав очень молодой. Для некоторых солистов «Севастопольский вальс» - первая большая работа на сцене. На «отлично» справилась со своей ролью Марина Быковская (Любаша): гибкая, порывистая, непосредственная, трогательная. Во всех отношениях положительным героем вышел Аверин у Федора Осипова. Смело, дерзко, с безудержным молодым задором живет  на сцене Алексей Тюхин (Старшина Бессмертный). Любит, предает и страдает красавица Нина (Людмила Солод). В нынешнем спектакле сложился интересный ансамбль. Здесь вовремя ловят «пасы» от партнеров, остро подают репризы, легко импровизируют. Все артисты работают увлеченно, как говорится, в едином порыве. Запоминаются даже небольшие роли: весельчак Рахмет (Сергей Мещерский), влюбленная цветочница Зиночка (Оксана Шапошникова), чудесная пара – Боцман (Иван Чернышов) и Тётя Дина (Галина Кунаковская).

 

«Севастопольский вальс» поставлен в лучших традициях советской оперетты. Минимум декораций,  стилизованные под середину прошлого века  легкие платья  дам из натуральной ткани –  символ возвращения к мирной жизни, настоящая морская форма. Театр обратился  к воронежцам с просьбой помочь собрать подлинную форму моряков – и те откликнулись.  Сценографию и костюмы придумал режиссер Сергей Смеян. Танцевальные номера поставили Геннадий Белоусов, Ирина Корнеева и Татьяна Пузикова. Дирижер-постановщик спектакля – Дмитрий Морозов, хормейстер – Владимир Кушников. Целая команда, которая представила на суд зрителей достойную работу.

 

Два вечера подряд «Севастопольский вальс» собирал полный зал. В финале зрители пели вместе с артистами стоя и долго не отпускали их со сцены.  У многих в зале на глазах были слезы. Да и артисты не могли сдержать эмоций.  Дело не только в дате. Спектакль вышел накануне шестьдесят пятой годовщины Великой Победы, но очевидно, что это совсем не «датский» спектакль и в репертуаре он задержится надолго.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области объявлен оранжевый уровень опасности

Улучшения погоды в регионе можно ожидать только после 17 мая.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреВ океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли сразу установить

Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 2-5 мая 2024

Новинки проката не смогли оказать достойной конкуренции прежнему лидеру.

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.