Музыка
Страсти по «Князю Игорю»
- Текст: Юрий Хабаров
- Фото: mk.ru, ng.ru
- Правка
Прошли те времена, когда от постановок оперы Александра Бородина «Князь Игорь» не приходилось ожидать сюрпризов. Пафоса и нафталина накопилось столько, что запасов этого добра, казалось, могло хватить на десятки лет. Ан нет. В театре «Новая опера» показали совсем другого «Князя Игоря». Режиссер Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев, дирижер Евгений Самойлов посеяли настоящую бурю.
Вслед за первыми благожелательными и даже восторженными откликами последовал разгром в газете "Известия". По духу и стилю – это классический донос сталинских времен. Мария Бабалова в первых же строках сокрушается, что «о героизме и патриотизме здесь нет даже речи». Авторы постановки обвиняются в антипатриотическом двурушничестве:
Режиссер «не только уничтожает дух русской патриотической оперы, но и смеется над идеей священной «русскости» как таковой», - пишет автор статьи «О, дали, дали им свободу».
«Финал оперы режиссер развернул на кладбище. Свой главный дуэт князь Игорь и Ярославна поют на фоне мрачного, затянутого тучами неба, а хористы стоят, словно надгробия, - с фосфоресцирующими крестами на одеждах. Среди них и растворяется княжеская чета. Никакого величального финала, никакой надежды на то, что русский дух воспрянет снова. Театрализованные похороны родного и патриотического с поклонами и аплодисментами», - возмущается автор статьи в «Известиях».
В сталинские времена после таких статей режиссера расстреливали, а театр закрывали.
Конечно, сейчас преступного оперного режиссера не расстреляют, не сошлют. У нас вегетарианские времена. Достаточно, чтобы на спектакль повадились ходить правильные молодые люди с помидорами. Или просто не дать денег. Опера - удовольствие дорогое, - пишет Александр Минкин в газете "Московский комсомолец". Он отвечает Марии Бабаловой, что в те далекие времена на месте нынешней России шли непрерывные междоусобные войны, грабежи и безобразия (осуждаемые великими историками: Карамзиным, Ключевским и пр.). Князья о патриотизме не печалились. Их власть привела к тому, что здесь на триста лет воцарилось татаро-монгольское иго.
Как пишет издание «Театрал», сам режиссер не скрывает того, что постановка получилась жесткой и бескомпромиссной. Александров обещал «спектакль наотмашь - о российском скотстве, о шапкозакидательстве, о горе, которое нам приносят руководители, о безответственности высокого начальства перед своим народом».«Они так от меня получат в морду, что дай бог. Потому что рядом Кремль, дойдет».
И правда. Как будто общее затмение опустилось на Русь.
Поход на половцев тут явно не оборонительный, а захватнический: солнечное затмение символизирует напрасность намерений, святой старец с клюкой не желает благословить зарвавшегося князя, а бояре отговаривают Игоря идти на сечу. Но самоуверенный волюнтарист, герой Смутного времени, отвечает красивыми словами о победе и любви к родине. Впрочем, бояре тоже хороши: обещали Ярославне оборонить Путивль, а сами проворонили. И ближе к финалу оборванная, седая, полусумасшедшая княгиня бродит на пепелище, где встречается с таким же Игорем. А что в этом месте Ярославна поет о грядущей радости и счастье, так это бред угасающего сознания - княгиня, обняв мужа, падает замертво, пишет газета "Новые Известия".
Мнения обозревателей центральных изданий разделились на диаметрально противоположные. «Независимая газета» хвалит спектакль. «Российская газета» пишет:«Уровень хора и оркестра оказался той опорной точкой в спектакле, которая все-таки удержала представленное зрелище в тонусе бородинской партитуры - с ее тревожными смутными настроениями, с ее фантастической по красоте восточной колористикой, с ее глубинной и подлинной русской задушевностью».
Другие издания, напротив, высказывают претензии хору, который активно двигается в ущерб стройному пению, а также солистам, которые «не справляются с партиями».
Вот такая «классическая» опера.
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Затягивать и вечно переносить сроки мы себе позволить не можем», – мэр Воронежа Вадим Кстенин
Мэр сделал ряд замечаний по темпам работ и предупредил руководителей профильных структурных подразделений.
В России — Поезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь
В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.
В мире — В океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли установить
Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.
Общество — Вход в Музей-диораму становится платным
Управление культуры просит с пониманием отнестись к мере, которая позволит содержать Музей-диораму в достойном виде.
Театр — Продолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует
Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.
Кино и телевидение — Критики объяснили, почему фильм «Спящие псы» – провал
«Неуклюжий, затянутый триллер, в значительной степени опирающийся на клише».
Персона — Сергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами
Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».
Литература — Вышла книга архимандрита Симеона (Томачинского) «Хотите верьте, хотите нет»
Это светлый, добрый сборник коротких рассказов о жизни и её потаённом смысле.
Музыка — Подбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации
Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ
Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.
Зал ожидания — Стала известна программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже 18 мая
В этом году тема акции — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».