Войти
Музыка
28.03.2011 08:39
В Воронеже показали «Трубадур» с молодыми солистами из Москвы

В Воронеже показали «Трубадур» с молодыми солистами из Москвы

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Александр Куликовский
  • Правка

 

Согласитесь, всё-таки есть в опере какая-то необъяснимая магия, которая притягивает и неофитов, и стойких поклонников жанра. Иначе, как объяснить интерес к спектаклю, который слышал не один раз и с разными исполнителями.

 

Интерес, конечно, был. Давали оперу Верди «Трубадур». Спектакль сравнительно недавний, 1999-го года выпуска. В своё время эта премьера стала событием в музыкальной жизни Воронежа. Поставили спектакль польский дирижер Мечислав Новаковский, режиссер Александр Зыков, художник Валерий Кочиашвили.  Правда, поначалу несколько лет главные партии в этом спектакле пели гастролёры. Наконец, не так давно появились наши исполнители – Елена Князева (Азучена), Александра Добролюбова (Леонора), Игорь Горностаев (Граф ди Луна).

 

Жаль только, что опера идет редко. Это, во-первых. А во-вторых, в субботу, 26-го марта, в «Трубадуре» дебютировали молодые певцы Фонда Ирины Архиповой. В 2008 году Фонд создал программу «Опера – новое поколение» специально для поддержки молодых вокалистов. Помощь заключается в организации поездок на конкурсы, подготовке репертуара, в аудио- и видеозаписи, выпуске дисков. А главное – в подготовке оперных партий и приглашении выступить на сцене театра. Опекает оперную молодежь Президент Фонда Ирины Архиповой народный артист СССР Владислав Пьявко. Своих подопечных он привез в Воронеж за несколько дней до спектакля, чтобы у них была возможность пройти оркестровые репетиции, вжиться в уже готовый спектакль, привыкнуть к залу. А до этого главный дирижер театра Юрий Анисичкин ездил в Москву, чтобы послушать исполнителей и провести несколько репетиций. Так что к проекту подошли ответственно. Что и сказалось на качестве спектакля.

 

 

 

 

Мы услышали пять новых голосов: Марию Горелову (Леонора), Сергея Спиридонова (Манрико), Алексея Шишляева (Граф ди Луна), Екатерину Ковалёву (Азучена), Андрея Архипова (Феррандо). Конечно, они волновались. Это было заметно, особенно в начале первого акта. Всё-таки дебют сковывает певца по рукам и ногам. Дай Бог, вовремя вступить и не разойтись с оркестром. Но к финалу первого действия исполнители главных партий справились с волнением, и слушателю тоже можно было перевести дух и уже начинать следить не только за вокальной стороной спектакля, но и за сюжетом. А он в «Трубадуре» ох как не прост! Не зря существует оперная байка о замурованной бутылке вина под полом театрального кафе в Милане напротив «Ла Скала». Она до сих пор ждет того, кто сумеет внятно пересказать содержание оперы.

 

К слову, когда спектакль проходит на подъеме, когда все воодушевлены – и солисты, и оркестр, и зрители, - сюжет оперы не кажется таким запутанным.

 

 

 

 

В полную силу дебютанты показали себя во втором действии. Особо хочется выделить Марию Горелову. Хорошая вокальная школа, гибкий голос, красивый тембр, яркие внешние данные – всем этим певица умеет управлять. Образ страдающей герцогини Леоноры получился убедительным. И это при том, что во всех отношениях положительным героиням с царственной поступью трудно завоевать симпатии зрителей. Обычно большее внимание привлекают характерные образы – такие, как полубезумная цыганка Азучена. Екатерина Ковалёва даже в гриме и лохмотьях осталась юной привлекательной девушкой. Да и голос для этой партии нужен более зрелый. Речь, конечно, не о возрасте, а о способности драматического перевоплощения.

 

 

 

 

Чересчур  злодейским получился  Граф ди Луна. Всё-таки он герой, хоть и отрицательный. И Леонору любит, и младшего брата ищет.  Алексею Шишляеву не хватило отрицательного обаяния. Из-за этого и вокальная составляющая образа показалась менее интересной, чем могла бы быть при его голосе.

 

Манрико – камень преткновения для многих театров. Часто эту партию просто некому петь. Сложная, драматическая. «Неудобно» написано. Сергей Спиридонов с ней справился достойно. После этого дебюта его можно приглашать в те театры, на сцене которых идет «Трубадур», но нет Манрико.

 

В этом спектакле порадовал оркестр (дирижер – заслуженный деятель искусств России Юрий Анисичкин). Звучание соответствовало вердиевской глубине и драматизму. Была в нем и лирика, и приемлемый пафос.

 

Если дебют можно сравнить с экзаменом на публике, то в целом за спектакль оперной молодежи Фонда Ирины Архиповой можно поставить  твердую четверку. Опять же дебют – с оговоркой. Все певцы – лауреаты  Международных и Всероссийских конкурсов, в том числе такого престижного, как конкурс вокалистов имени Глинки. У всех прекрасная школа – Московская консерватория или  Российская академия музыки имени Гнесиных. Они не раз выходили на профессиональную сцену. А вот в опере «Трубадур» выступили впервые – на сцене Воронежского театра оперы и балета.

 

Сотрудничество театра и Фонда в рамках программы «Опера – новое поколение» будет продолжаться и в других спектаклях: «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Иоланта». Проект беспроигрышный. Оперная молодежь получает возможность выступить в настоящем театре, в настоящем спектакле, перед настоящей публикой. А у  воронежских зрителей – возможность увидеть знакомые спектакли по-новому. В репертуаре воронежского театра «золотая оперная тройка» Верди: «Риголетто», «Травиата», «Трубадур». Эти названия должны быть на афише. Задействовать в старых спектаклях молодых солистов – хороший способ сохранить их в репертуаре.  И еще один важный момент: в сравнении начинаешь больше ценить своих солистов. Которые в этих спектаклях поют не первый год и для которых эти партии стали родными. Программа «Опера – новое поколение»  открыта и для воронежской оперной молодежи (а ее у нас сейчас много – хорошей, талантливой, жадной до работы).

 

Отрадно, что Воронежский театр оперы и балета не останавливается в поиске способов привлечения публики.  У театра есть свой содержательный сайт в интернете.

 

Новые имена на афише – способ проверенный. Хотелось бы больше рекламы. И в отношении спектаклей с гастролерами, и с нашими солистами. Объявлений и коротких новостных сюжетов в СМИ явно недостаточно. Нужна продуманная пиар-кампания. Ну и, конечно, жизненно необходимо обращаться перед спектаклем к зрителям, чтобы они не забывали выключать мобильные телефоны.  И тогда уж точно ничто не помешает встрече с любимой оперой. Которая каким-то непостижимым образом, несмотря на всю свою условность, остается живым искусством. 

 

 

 

 

Владислава Пьявко поздравили с успешным дебютом молодых солистов.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев приглашает «Библиотека в парке»

Библиотеки Воронежа ждут вас в парке «Орлёнок».

В РоссииЧто с погодой в России? Она опаздывает на месяц!

9 мая в Воронеже ожидается небольшой снег, дневная температура около плюс 7-8 градусов.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

ПерсонаЭнтони Хопкинс сыграет Генделя в биографическом фильме

Легендарный актёр воплотит на экране ещё одну знаковую фигуру, на этот раз из мира музыки.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.