Войти
Музыка
09.10.2009 19:08
Владислав Пьявко: «Талант – это сгусток энергии»

Владислав Пьявко: «Талант – это сгусток энергии»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото:
  • Правка

Его имя известно во всем мире. У ценителей классической музыки оно ассоциируется с высоким классом исполнения. Он артист, создавший славу отечественной опере на самых высоких подмостках. Выдающийся певец, талант от Бога, человек, невероятного обаяния и творческой щедрости, который отдает свой дар людям. Народный артист СССР Владислав Пьявко.

В Воронеже Владислав Пьявко не был уже пятнадцать лет. Но, по его словам, с нашим городом его связывает крепкая творческая дружба. В этом году он выступил на открытии сезона Воронежского государственного театра оперы и балета. Кроме того, Владислав Иванович сделал воронежцам великолепный подарок – парад теноров, в котором выступили молодые певцы, его ученики, и сам мэтр. Это было удивительное музыкальное общение, яркое, значительное событие в концертной жизни Воронежа. Мне удалось поговорить с Владиславом Пьявко о жизни, о творчестве, о любимой опере. А началось наше интервью с вопроса о том, как в одном человеке уживаются и самые серьезные чувства, и потрясающее чувство юмора?


В.П.: Они дополняют друг друга, потому что невозможно быть всё время струной. Вы её натягиваете, натягиваете… А ведь существует сопротивление материала. Приходит момент, когда наступает усталость металла, и струна лопается. А когда ты сам, как пружина, как раз юмор-то (иногда даже на грани фола) помогает быть нормальным человеком и сосредоточиваться, когда ты на сцене поешь серьезную музыку.

До того, как стать певцом, Владислав Пьявко успел освоить разные профессии: старшеклассником закладывал в Норильске новый стадион «Заполярник», сажал деревья в Комсомольском парке, рыл котлованы под будущую Норильскую телестудию, в которой потом работал кинооператором-хроникером. Был шофером, внештатным корреспондентом «Заполярной правды», художественным руководителем театра-студии Клуба шахтеров, статистом городского Театра драмы имени Маяковского. Но любовь к музыке, конечно, родом из детства.

В.П.: Я знал, что по линии мамы все пели, «давали песняка», как они говорили. И особенно мама со своей старшей сестрой. Обе живы – одной девяносто три, другой – девяносто один. Я делал видеозапись на 85-летии Каратуза, село получило статус районного центра. Это родина мамы. Она сказала, что хочет записать приветствие. До этого она только так – мурлыкала что-то. И я думал, это легенды – то, что они «песняка задавали». И тут она как запела «По диким степям Забайкалья» грудным низким голосом! А я снимаю и думаю: «Боже, мама, не останавливайся!» Когда я эту запись показал на творческом вечере в Каратузе, что было с залом!.. И тогда я понял: вот они, эти истоки голосовые.

Е.Ф.: А что для Вас талант?

В.П.: Это как накопление того, к чему ты призван. Для меня талант – это огромный сгусток энергии. Причем целенаправленной, целеустремленной энергии. Вот он-то тебя и выводит через все жизненные коллизии к тому, к чему ты призван.

Занятия музыкой у Владислава Пьявко начались еще в Красноярском крае. Он учился играть на аккордеоне. А затем, после окончания школы рабочей молодежи в Норильске, пробовал поступить на актерский факультет во ВГИК и на Высшие режиссерские курсы «Мосфильма», которые тогда набирал Леонид Трауберг.


Е.Ф.: Обидно было, когда не попали во ВГИК?

В.П.: Во ВГИК я «пролетел». После того, как узнал, что меня не взяли, зашел во двор студии Горького. А там снимали фильмы «Добровольцы» и «Баллада о солдате». Как раз сцену Ивашова и Прохоренко в вагоне. А «Добровольцы» - сцену в метро. Мне было очень интересно. И вот там я увидел, как работает режиссер, оператор. И узнал, что Леонид Трауберг набирает на Высшие режиссерские курсы. Я подался туда и только через семь лет узнал, что меня приняли! А в тот момент, сдав все экзамены, пришел на коллоквиум и увидел, семнадцатилетний пацан, седых дядей, которые о чем-то так серьезно разговаривали. И я подумал: «Боже, я среди своих сверстников пролетел, а среди них – тем более». Завернулся – и в военкомат. И так попал в Коломенское ордена Ленина Краснознаменное артиллерийское училище.

Е.Ф.: Голос у Вас там прорезался?

В.П.: Прорезался он, думаю, раньше. Потому что я, сколько себя помню, еще пацаном – где-то было мне четыре – пять лет, собирал ребятишек вокруг себя и «выступал по радио». Объявлял: «А сейчас выступает налодный алтист Советского Союза Владислав Пьявко!». И выдавал всю радиопрограмму, которую слышал вчера. Повторял как магнитофон все мелодии – симфонические, инструментальные, вокальные. А соседка Артамоновна всегда кричала маме: «Нина, уйми ты свое радио, оно ж сквозь стены проникает, а моему вечером в забой идти!». Я уводил ребятишек со двора и всё продолжалось. А в школе я увлекался физикой и химией. До того, что однажды взорвал химический кабинет. Слава Богу, никто не пострадал.

Интерес к физике и химии не заслонил дорогу к музыке. Всё решилось в тот день, когда запевала третьей батареи первого дивизиона коломенского артиллерийского училища Владислав Пьявко попал в Большой театр. Пока как зритель – на спектакль «Кармен» с Марио дель Монако и Ириной Архиповой. Этот день – 13-го июня 1959-го года – стал для него судьбоносным.

В.П.: Я этот день помню, как сейчас. В училище мне дали десять суток отпуска. Пятнадцатого июня мне уже надо было возвращаться в часть. И я тринадцатого шел на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Пришел – а выставка не работает по техническим причинам. И меня ноги сами куда-то понесли. Я оказался в центре Москвы, у Большого театра. Пешком дошел. И когда я туда попал и услышал это всё, я понял – вот мое место.

Так, по воле Его Величества Случая, как говорил Станиславский, Владислав Пьявко связал свою судьбу с Большим театром. После окончания ГИТИСа в 1965-м году он выдержал огромный конкурс в стажерскую группу главного театра страны. В том году из трехсот претендентов были приняты всего шестеро, в том числе и тенор Владислав Пьявко. Но в Большом театре поначалу не обошлось без курьезов – в спектакле «Пиковая дама», где он пел партию Распорядителя бала.


В.П.: Первый спектакль я спел очень хорошо. А вот на втором, который стал для меня последним, уже почувствовал себя мастером. Первую фразу отпел и ушел со сцены. Увидел за кулисами красивую женщину и пропустил свой второй выход. Вдруг слышу, режиссер, который вел спектакль, кричит: «Пьявко, Пьявко, черт бы тебя побрал, ты где? Твой выход!». Я выскочил на сцену, дирижировал спектаклем великий Борис Хайкин, последний из могикан, увидел меня. А у меня слух не абсолютный, а тональный. Я вышел и завопил: «Хозяин просит дорогих гостей!..» То есть, первую фразу, которую уже отпел. И на три кирпича в сторону и выше. Я остановился, плюнул, развернулся и убежал со сцены. Вот и всё. А потом на следующем декадном совещании по поводу составов оперных спектаклей Хайкин сказал: «Вот тут говорили, что Пьявко может быть хороший Герман. Может быть, может быть… Но Распорядитель он – дерьмо, и больше его в спектакли ко мне не ставьте!».

Однако это не помешало Владиславу Пьявко блестяще спеть в 66-м году партию Пинкертона в опере «Чио-Чио-сан». А еще через год, в 67-м, его посылают на стажировку в Италию, в миланский театр Ла Скала. В 1969-м году он едет на Международный конкурс вокалистов в Бельгию, где получает первое место и малую золотую медаль среди теноров. А в борьбе финалистов «по голосам» за Гран При завоевывает третье место. В 70-м году еще одна победа – серебряная медаль и второе место на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. Начинается интенсивная работа в Большом театре. В репертуаре Владислава Пьявко появляется целый ряд ярких, запоминающихся партий. Это Хозе в «Кармен» Бизе, Самозванец в «Борисе Годунове» Мусоргского, Герман в «Пиковой даме» Чайковского, Гришка Кутерьма в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Манрико в опере Верди «Трубадур» и многие другие сложнейшие партии драматического тенора. Голос Владислава Пьявко покорил слушателей Англии, Испании, Франции, Италии, Греции, Финляндии, США, Кореи, Бельгии, Нидерландов и многих других стран. Его исполнение главной партии в опере Масканьи «Гульельмо Ратклифф» в оперном театре Ливорно стало мировой сенсацией. Эта партия считается практически недоступной для исполнения – за более чем сто лет с момента написания оперы российский тенор стал лишь четвертым исполнителем партии Гульельмо. В 1984 году певец был удостоен именной золотой медали «Владислав Пьявко – Великий Гульельмо Ратклифф» и диплома города Ливорно, а также серебряной медали Пьетро Масканьи общества «Друзья оперы». Пьявко стал первым русским тенором, получившим золотую именную медаль в Италии, на родине теноров, за исполнение оперы итальянского композитора.

Е.Ф.: А вообще Вам сложно было доказывать свою состоятельность в профессии?

В.П.: Я ничего не доказывал. Я жил и работал со своей энергией. Потому что, я считаю, это самое главное, что должно быть в артисте. Когда я слышу, как сейчас поет молодежь, мне хочется им шило в одно место вставить. Ну нельзя выть, как собаки на косогоре! Абсолютно индифферентно, амёбно, не отдавая ничего в зал.

Е.Ф.: Отчего это происходит? Ведь у молодых сегодня больше возможностей - слышать, ездить, чем у Вашего поколения?

В.П.: Потребительский рынок – это страшная штука. Он переключает внимание людей, особенно творческих, на деньги. Сейчас у молодых только и разговоров, не как он сделал Хозе, а какую кто себе купил машину. То есть у них разговоры только о машине, о даче, о том, как он пожрал – всё! Больше интересов нет. Никто не хочет отдавать, тратить себя. Они играют в певцов. Чуть ветер подул – всё, он уже болен! В голове только арифмометр и калькулятор.

Е.Ф.: А чем выбиваете потребительское отношение к искусству у своих учеников в Московской консерватории?

В.П.: Крепким борцовским матом. (Владислав Пьявко в молодости увлекался спортом: он мастер спорта по классической борьбе, чемпион Сибири и Дальнего Востока среди юношей в конце 1950-х годов в легком весе (до 62 кг). Я ни разу слышал, чтобы сейчас говорили: «Слушай, вот эта сцена у Манрико – она никак у меня не получается. Фраза вроде и моя музыкально, и тесситуру я держу, а не получается, не удобна она мне. Не могу понять, что хотел композитор в этой фразе у Манрико!». Я ни разу не слышал этих вещей. А в 60-е, 70-е, 80-е мы только об этом и говорили. Да, деньги - хорошо, деньги нужны. Но они не самоцель. Когда они самоцель, уничтожается полностью личность. Я хочу, чтобы мои студенты были личностями.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области объявлен оранжевый уровень опасности

Улучшения погоды в регионе можно ожидать только после 17 мая.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреВ океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли сразу установить

Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 2-5 мая 2024

Новинки проката не смогли оказать достойной конкуренции прежнему лидеру.

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.