В мире
Современный художник Дэмиен Хёрст обличён в обмане
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: South China Morning Post
Работы Дэмиена Хёрста, созданные путём консервирования животных в формальдегиде и датированные 1990-ми годами, были созданы в 2017 году. Скульптуры, выставленные в галереях по всему миру, были искусственно состарены. Обман и подтасовку раскрыла газета Guardian.

Однако все три были созданы сотрудниками Херста в мастерской в Дадбридже, графство Глостершир, в 2017 году. В том же году работы впервые появились на выставке в гонконгской художественной галерее Гагосяна. Выставка была заявлена как ретроспекция работ художника «с начала до середины 1990-х годов».

Среди выставленных произведений искусства были три скульптуры в формальдегиде, которые никогда раньше не выставлялись на публике. Среди них – «Каин и Авель», 1994 года (телята-близнецы), «Голубь», 1999 года (птица с распростертыми крыльями, как будто в полете, помещенная в акриловую ёмкость, наполненную жидкостью.

Хёрст представил ещё одну работу – акулу, разделённую на три части, под названием «Миф исследован, объяснен, взорван, 1993–1999». Эта скульптура была выставлена в Мюнхенском музее городского и современного искусства.
Guardian не смогла нигде найти упоминаний об этих работах, существовавших в любой форме до 2017 года. Источники, знакомые со всеми тремя работами, сообщили, что, вопреки впечатлению, создаваемому датами в их названиях, скульптурам было меньше года, когда они впервые появились в Гонконге.
Предполагается, что «Голубь» 1999 года был продан на выставке в Гонконге или после неё. В период с 2018 по 2024 год телята и рассеченная акула появлялись в нескольких публичных галереях и музеях США и Европы. На каждой выставке они демонстрировались рядом с датами 1990-х годов.
В ответ на вопросы Guardian компания Хёрста Science Ltd заявила, что дата, которую художник назначил своим формальдегидным работам, не соответствует дате их создания.
В ответе говорилось: «Работы с формальдегидом являются концептуальными произведениями искусства, и дата, которую Дэмиен Хёрст назначает им, является датой зарождения произведения. На протяжении многих лет он ясно давал понять, что важно в концептуальном искусстве. Это не физическое создание объекта или обновление его частей, а скорее намерение и идея, лежащие в основе произведения искусства».
Адвокаты Хёрста заявили, что «датировка произведений искусства, особенно концептуальных, не контролируется каким-либо отраслевым стандартом, художники имеют полное право быть непоследовательными в датировке своих произведений».
Однако такой подход противоречит отраслевым нормам мира искусства. The Guardian консультировалась с рядом продавцов произведений искусства, галеристов, учёных и аукционных домов, в том числе с теми, кто в прошлом выставлял или продавал работы Хёрста. Все говорят, что дата, присвоенная современному произведению искусства, обычно обозначает год его физического создания, а не год его замысла.
Установлено, что Хёрст и его компания предприняли согласованные усилия, чтобы придать скульптурам вид произведений искусства, пострадавших от многолетнего износа. Источники сообщили Guardian, что компания Science поручила сотрудникам искусственно состарить скульптуры, чтобы они выглядели так, как будто они были созданы в 1990-х годах.
Когда Хёрст выставлял расчлененную акулу в Гонконге, в заголовке был указан диапазон дат: «Миф исследован, объяснен, взорван, 1993–1999». Это предполагает, что произведение искусства было задумано в 1993 году и завершено в 1999 году, тогда как на самом деле оно было создано в 2017 году.
В последние годы эти работы были представлены в галереях по всему миру таким образом, что у публики могло возникнуть впечатление, что они были созданы в 1990-х годах. И не исключено, что другие работы Хёрста с формальдегидом, датированные 1990-ми годами, на самом деле были созданы в последующие десятилетия.
Ранее в рубриках

В Воронеже — На неделе с 16 по 22 июня температура в Воронеже и области будет ниже нормы
Северный перенос воздушных масс в основном сохранится в Воронежской области до конца недели.

В России — Первый летний месяц на курортах юга разочаровал отдыхающих дождями и прохладой
Теперь нынешние и потенциальные отпускники задаются вопросом: как долго это продлится?

В мире — Посещаемость театра Метрополитен-опера в сезоне 2024/2025 упала, узнайте, какие оперы провалились
Дирекция назвала продажи билетов «разочаровывающими» и объяснила этот феномен внешними причинами.

Общество — Картофель в Воронежской области достиг средней цены 90 рублей за килограмм
А заодно подорожали морковь, свёкла, яблоки, помидоры, хлеб, крупы и многое другое.

Театр — Платоновскую премию присудили режиссёру Сергею Женовачу
Премию вручили за спектакль по Платонову, поставленный в 2009 году.

Кино и телевидение — «Золотая маска» назовёт новых лауреатов в телеэфире
Начиная с сезона 2024-2025, «Маски» будут вручаться только за спектакли, индивидуальные номинации упразднены.

Персона — Умерла Виктория Титова
Виктория Михайловна – один из столпов воронежского телевидения, человек редкого дарования и обаяния.

Литература — Вышел второй роман из серии уютных детективов Марка Экклстона об Астрид Свифт – «Клуб любителей искусства и расследований»
Вместе группой новых друзей из местного художественного круга Астрид приступает к негласному расследованию преступления.

Музыка — Торжественное открытие II Международного конкурса имени С.В. Рахманинова состоится 14 июня в Москве
II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова пройдет с 14 по 26 июня 2025 года.

Изобразительное искусство — Знаменитую картину Рубенса «Самсон и Далила» назвали подделкой
Не купила ли Национальная галерея в 1980 году пустышку за 2,5 миллиона фунтов стерлингов?

Зал ожидания — Концерт «Сказ о земле Воронежской» представит историю губернии силами четырёх искусств
Публика услышит музыку, созданную специально для этого проекта, в исполнении симфонического оркестра.

Главное — Воронежская область вошла в число лидеров по информированию жителей о событиях культурной жизни, но за счёт чего?
Мелкотемье, акции-пустышки, формализм и надувательство – вот путь к успеху на ниве культуры.