В Воронеже
«Подвал высокой культуры»: вопреки всему
- Текст: Даниил Попов
- Фото: Даниил Попов
Воронеж, улица Мира, дом под номером 6. То, что основали здесь Станислав Кондауров и Любовь Ткаченко – не столько кофейня и уж тем более не бар, а некое творческое пространство. Разобраться более досконально попытался наш корреспондент.

Миниатюрный гардероб с тонкой вешалкой, ютящейся в светлом углу. Прохожу вперёд, и вырисовывается пространство, которое рождено было стать бунтарским. Смотрю прямо на исписанную городскими живописцами дверь уборной, а из-за приоткрытой двери вижу кирпичные стены с начертанными мыслями посетителей. Попахивает духом Гензбура, не хватает только Gitanes.

Поворачиваю налево, и тут действительно раздолье любому, кто хотя бы раз заглядывал в книги битников. Барная стойка, созданная из каменных блоков, стоит крепостью в окружении красных мягких кресел и посадочных мест, сооружённых из деревянных полетов. В углу стоит зеркало, созданное из дверцы советского шкафа, будто портал в атмосферу незализанного искусства. И вот, появляются верные хранители этого места – Люба и Стас, пара, доказавшая мне, что всё невероятное рождаем мы сами, словно Икары, обжигая крылья, летим вверх и достигаем желанного Солнца.

Давайте начнем разговор с того, как появилась идея создать это место.
Дома, на кухне. Сидели, обсуждали тот момент, что было сложно людям с конкретным восприятием мира подобрать заведение, где им было бы комфортно. К сожалению, в Воронеже в силу того, что вроде бы есть заведения, но они по большому счету без души. посетитель может почувствовать себя неуютно, не в своей тарелке. Благодаря нашему большому опыту в сфере общепита мы не только обнаружили такую закономерность, но и лично встретились и общались с людьми, не нашедшими своего уютного места. Нам хотелось создать такое место, где, в первую очередь, человек может расслабиться, где может чувствовать себя комфортно и уверенно. И главное, мы не причисляем себя к кофейне, бару или ещё чему-то. Всё здесь, включая ремонт, меню, антураж, библиотеку – в первую очередь, импонирует нам. Мы сделали не так, как принято, в надежде, что это понравится кому-то еще.

Действительно ли название «Тут так не принято» подразумевает, что какие-то темы не могут быть затронуты?
Вряд ли. Например, есть часть аудитории, которая является не нашей целевой. Они к нам не придут, потому что не пьют фильтр-кофе или другие альтернативые способы заваривания кофе. То есть, порог вхождения достаточно высок, воронка очень узкая. И такие люди либо априори к нам не попадают, а если приходят, они не видят то, за что они могут зацепиться. Это как первый порог вхождения. Мы не пытаемся их удержать, советуем заведения, где они могут побаловать себя тем, что любят. И они отсеиваются. Здесь, так или иначе, формируется комьюнити людей, которые смотрят на мир, как минимум, схоже с нами. В такие моменты думаешь, что, наверное, мы сделали всё правильно. И это только начало.
То есть получается некая маргинальность, но в высоком смысле.
Точнее будет сказать: Подвал высокой культуры.

В вашем подвале высокой культуры создаётся атмосфера непричёсанного гранжа. Однако, судя по книжным полкам и пластинкам, она перемешана с чем-то творческим.
Да, именно так. У нас огромное количество познавательных лекций на разные темы в паре с чашечкой кофе. У нас на этой неделе будет лекция по математике от известного профессора. Мы стараемся прививать любовь в новому через познавательные лекции, книги и искусство. По этой причине у нас есть отдельная часть букинистики. Это личные книги Любы, которые она подбирала и составляла из них библиотеку. Книги доступны по цене, даже ниже, чем в книжных или на букинистических ярмарках. Мы сделали её именно для того, чтобы люди могли себе позволить покупать их, чтобы развивать культуру чтения книг и прослушивания виниловых пластинок.
Кстати о пластинках, они подобраны на наш вкус. Как правило, это классика зарубежного рока в разных интерпретациях. То есть там есть Битлы, там есть Пол Маккартни, там есть ZZ Top – как бы рок, но немного разные его вариации.
Да, я чувствую музыкальную атмосферу здесь. Скажите, с каким музыкальным инструментом это место можно ассоциировать?
Есть ряд выступлений Slipknot, где участники играют на бочках, быстрыми ударами бьют по ним железными битами. Это, наверное, он и есть, потому как классический инструмент сюда не ложится.
Опять же, это хулиганство, такое здоровое хулиганство в противовес всем официальным различным кофейням.
Каковы ваши дальнейшие действия? Вот вам четыре месяца, «ребёнку» надо окрепнуть. Что нужно для того, чтобы он рос?
По-нашему, сугубо субъективному мнению, это нужно поддерживать. Когда только открываются новые заведения, всем хочется посмотреть и увидеть, в чём идея и отличие от других. И дальше уже, когда пройдёт первый бум, возникают вопросы: Кого смогли привлечь? Кого смогли заинтересовать? И сможем ли мы в дальнейшем удерживать то качество и ту идею, которую мы создали изначально? Для нас первостепенно всё-таки сохранить ту идею, то видение и то качество продукта, который мы предоставляем сейчас. А что будет через два-три года, там уже будет видно.

Обычно все боятся за своё детище. Страхи какие-то присутствуют?
Их миллионы, и тревожат они каждый день. Многое упирается в финансовые вопросы, к сожалению.
Плюс, нам регулярно говорят о том, что мы неправильно ведём бизнес, мы скоро закроемся. Но люди не понимают, что это не про бизнес. Это про искусство.

Выходя из островка балагана, я долго не мог собрать мысли в стуктурированный текст. В голове летали близкие этому месту образы Буковски, Кизи, так как здесь что ни на есть культура протеста в чистом виде, сопротивление стандартной концепции. С другой стороны, это место навевало мне ассоциации с чем-то домашним, уютным и располагающим к себе. Это коммуна счастливых отверженных, где в атмосфере постоянной жизни рождаются и высекаются новые видения окружающего мира под знакомые мелодии Джонни Кэша, Бон Джови, Ленни Кравица и ранних Роллинг Стоунз. Все, что тут находится, заставляет творить, как в фильме «Звезда родилась» вопреки всем ежедневным левиафанам, обрушивающимся на нас. Пусть не покажется кощунством, но эта счастливая Голгофа рождает искусство вокруг себя, а Люба и Стас именно этому и посвящают себя без остатка.
P.S.
Звуком, который коррелируется с этим местом, как ни странно, является тишина. Именно в ней происходит коллапсирующий взрыв и рождается звук, который будет лететь и будет услышан миллионами сердец.
Ранее в рубриках

В Воронеже — В Воронежском государственном институте искусств состоялся юбилейный пятидесятый выпуск
Это событие подтвердило высокий уровень художественного образования в ВГИИ и его роль как площадки для международного культурного диалога.

В России — Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько) о преддверии Третьей мировой войны
Ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях.

В мире — Европейская волна тепла перемещается на восток, угрожая рекордными температурами в Германии
Отголоски аномалии через несколько дней дойдут до России и сопредельных стран.

Общество — Мошенники обещают воронежцам выплаты и продуктовые наборы от имени администрации
Негодяи не унимаются, изобретая всё новые способы отъёма денег у населения.

Театр — В Воронежском театре драмы снова замена
Очередной спектакль сорвался в Кольцовском театре – и снова его меняют на скучную до зевоты постановку худрука.

Кино и телевидение — Критики разнесли фильм «Мир Юрского периода: Возрождение»
Идеи закончились, диалоги позорные, а спецэффекты хуже, чем 30 лет назад.

Персона — Юбилей Елены Камбуровой отметит канал «Россия-Культура»
Известные песни в неповторимом исполнении Елены Камбуровой на канале «Россия-Культура» 11 июля в 20:45.

Литература — Вышла книга «Открой глаза. Эссе об искусстве» Джулиана Барнса
Барнс считает, что жизнь художника неотделима от его работ. Он часто рассказывает о личных драмах, которые влияли на создание картин.

Музыка — Юбилейный 115-й выпуск состоялся в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей
33 процента выпускников колледжа получили дипломы с отличием.

Изобразительное искусство — Бурная музейная жизнь – десятки выставок в Крамском
Десятки, сотни культурных мероприятий в Воронеже и области радуют глаз и греют душу.

Зал ожидания — Состоится принесение в Воронеж ковчега с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского
Ковчег будет пребывать в главном православном храме Воронежа три дня.

Главное — Лето в Кольцовском сквере завершается на высокой ноте
Воронежская филармония проводит заключительные концерты в рамках популярного проекта.