В Воронеже
Дирекция Платоновского фестиваля не аккредитовала профильное издание Культура ВРН
- Текст: Юрий Данилов, Галина Дистерло
- Фото: culturavrn.ru
Читатели спрашивают нас, почему мы в этом году не пишем о Платоновском фестивале. Да потому что дирекция форума не аккредитовала наше СМИ. Заявка на аккредитацию, заполненная по форме, была выслана на указанный электронный адрес Платоновфеста ещё 19 мая, но там её… не получили.
По сути, вызов брошен всем, у кого есть чувство собственного достоинства и профессиональная гордость. И это при том, что худрук фестиваля Михаил Бычков выступает в первых рядах борцов за свободу слова и творчества, даже на пикеты выходит. Создаётся впечатление, что он борется за свободу художника выражать собственное мнение и одновременно давит местную прессу, которая «недостаточно лояльна» лично к нему. Видимо, когда что-то или кто-то угрожает интересам Бычкова, игра в либерализм быстро заканчивается.
Нас в этой ситуации поддержали коллеги-журналисты, не потерявшие достоинства и профессионализма. Вот что написала Галина Дистерло – один из известных и уважаемых воронежских журналистов.
Зона, свободная от журналистики?
«Кто владеет информацией, тот владеем миром», – обмолвился полтораста лет назад Натан Родшильд. Действительно, один из главных признаков тоталитарного государства – сокрытие, умалчивание информации, цензура. Иными словами – нарушение обратной связи «народ-власть». Журналистика – это и есть институт обратной связи. Именно поэтому журналистику называют четвертой властью, способной напомнить чиновникам о том, что они не господа, а всего лишь слуги народа, а народу, что он «не тварь дрожащая, а право имеет».
А теперь поговорим о том, что происходит с этим институтом обратной связи у нас, в Воронеже. Разговор назрел давно, но сегодня, увы, в городе практически нет СМИ, готового предоставить площадку для подобной полемики.
Свобода слова – одно из немногих завоеваний 90-х. Уже к началу 2000-х СМИ стали трансформироваться в банальный способ получения прибыли. Но некий люфт для свободы слова все-таки оставался, ведь рекламу давали под качественный контент, интересный и нужный людям.
В 2008-9 годах в Воронеже начали создавать так называемый медиахолдинг РИА «Воронеж». По сути, пресс-служба областной администрации стала полностью регламентировать деятельность СМИ города и области. К руководству творческими коллективами пришли менеджеры, бухгалтеры и пиарщики, стремление которых повысить самооценку привело к массовым увольнениям, тотальной редактуре, по сути – цензуре в одно лицо.
Материалы в СМИ становились похожи друг на друга как близнецы-братья. Новостной формат, как единственно понятный для новых руководителей и удобный для власти, стал превалировать. И очень скоро воронежским СМИ был поставлен неутешительный диагноз: свободная журналистика в Воронеже находится в маргинальном поле.
«Воронежская область становится регионом свободным от журналистики. Пиар съел журналистику целиком и полностью», – писал в мае 2009 года Святослав Иванов, ныне «экс», а тогда главный редактор воронежской общественно-политической газеты «Берег», созданной в 1990 году и по праву считавшейся одним из самых демократичных СМИ Воронежа. Сегодня эта газета слилась с безликой массой однотипных периодических изданий области. Да простят меня коллеги-журналисты.
Именно в те мрачные для воронежской журналистики времена ворвался в наш унылый провинциальный город Платоновский фестиваль. Это был глоток свежего воздуха. И казалось, что вот оно спасение! Мир не заканчивается отдельно взятым городком с его подкисшими проблемками, он огромный и счастливый. Город ожил на эти две недели, интерес к фестивалю был оглушительным. Мы, журналисты, пребывали тогда в эйфории от общения с умными, свободными и бесконечно талантливыми людьми, которых пригласил в наш город Михаил Владимирович Бычков, такой же умный, талантливый и свободный. И верилось, что теперь-то Воронеж очнётся ото сна…
Прошло достаточно времени, ситуация усугубилась. Информацию можно получить исключительно из рук пресс-служб. Минуя эту структуру, ни с кем из служащих разговаривать нельзя, в противном случае человека тихо уволят. В кулуарах контор и учреждений поселился мрак, страх и безнадёга. «Я вам сейчас расскажу правду, а завтра моим детям нечего будет есть», – стандартный ответ воронежца на любой «неудобный» вопрос.
Так мы разучились думать, анализировать происходящее. Воронежские журналисты перестали задавать неприятные вопросы. Нас кормят переваренной и удобной для кого-то информацией, а мы бессмысленно передаём её дальше. Вопрос «кому и зачем нужна такая журналистика?» остается риторическим. Теперь мы «информационно сопровождаем» директивы, спускаемые «сверху» в виде рассылок и пресс-релизов.
А что Платоновский фестиваль? Он по-прежнему ежегодно проходит в Воронеже, приезжает в наш город много талантливых и замечательных людей, но только свежестью и свободой от всего этого больше не веет. «Почему?» – не раз задавала себе этот вопрос. Если не можешь остановить движение – возглавь его. Тихой змеёй вполз «эффективный менеджмент» и возглавил фестивальное движение.
Михаил Владимирович Бычков по-прежнему талантливый, умный, но свободным его назвать уже язык не поворачивается. Когда деньги перестают быть средством и становятся целью, это уже грустная история о Скупом рыцаре. От Платоновского повеяло тиной.
Результат не заставил себя долго ждать. В этом году, no comments, на фестиваль не были аккредитованы журналисты некоторых СМИ, в том числе журнала «Культура ВРН». Почему? На каком основании? Это частный корпоратив, или лавочка? Нет – это мероприятие, которое финансируется, в том числе из карманов налогоплательщиков, воронежцев. Но журналистам указали на дверь. Что, нельзя? Могут увидеть что-то, о чем не стоит знать толпе? Или наказаны за то, что не в холдинге, а имеют свою позицию?
Платонов как писатель начинал с журналистики, его первые публикации в Воронежской газете «Коммуна» стали для него пропуском с большой мир литературы. Интересно, смог бы сейчас состояться Платонов? Думаю, что нет, но фестиваль его имени может стать поворотной точкой для всех нас. Нам всем красноречиво показали, чего стоит в Воронеже свобода слова, и наше место на задворках власти. Если журналистское сообщество в очередной раз безропотно проглотит эту унизительную пилюлю, значит можно смело констатировать, что Воронеж – зона, свободная от журналистики. Да, что там говорить – просто зона.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронеже открываются Митрофановские церковно-исторические чтения
Открытие форума и первое пленарное заседание состоится 2 декабря в 11:00 в зале собраний Благовещенского кафедрального собора.
В России — Сын известного воронежского чиновника прошёл в финал конкурса «Щелкунчик»
2 декабря – III тур и закрытие конкурса в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
В мире — Шокирующая логика современного искусства: торговец бананами расплакался, когда узнал, за сколько его фрукт продали на аукционе
Торговец фруктами на тротуаре, который продал банан за 25 центов, чуть не умер, узнав окончательную цену «произведения искусства».
Общество — Молоко, мясо, рыба, овощи – лидеры подорожания в Воронежской области
В первую очередь, дорожают основные продукты питания, не говоря уже о деликатесах.
Театр — Дядя Петя Чайковский и кошмарная мышь выйдут на сцену в премьерном спектакле Воронежского ТЮЗа «Щелкунчик»
В спектакле заняты как известные актёры театра, так и пополнение этого года.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада» не взлетит в России
Уже объявлено о пиратских показах мюзикла в России, владельцы кинотеатров потирают ручки.
Персона — Тенор Франческо Мели не согласен быть белым Отелло
«Отелло» в венецианском театре Ла Фениче открылся 23 ноября и продлится до 1 декабря.
Музыка — Борис Березовский в Воронеж не приедет
Опять по загадочным «техническим причинам» Рояль в купе не поместился? Педаль газа отказала?
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 ноября 2024 в мировых СМИ
Мы собрали для вас образцы подлинной красоты и мастерства фотохудожников.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили в Музей-усадьбу Д.В. Веневитинова на провинциальный бал-маскарад
Для всех участников наличие масок обязательно, приветствуются маскарадные костюмы.
Главное — Воронежский Дворец творчества детей и молодёжи отмечает 90-летие
История крупнейшего воронежского многопрофильного учреждения Дворец творчества детей и молодёжи очень богата.