Войти
В Воронеже
20.04.2019 18:10
В Доме композиторов рассказали, как зарождались культурная традиция и воронежская интеллигенция

В Доме композиторов рассказали, как зарождались культурная традиция и воронежская интеллигенция

  • Текст: Анастасия Бунина
  • Фото: Никита Комаров

17 апреля в Воронеже в Доме композиторов состоялась открытая лекция писателя, библиофила, филолога, Почетного гражданина Воронежа Олега Ласунского на тему: «Воронежские литературно-общественные объединения конца XVIII – первой трети XX века». Организаторами встречи выступили малые православные братства во имя свт. Тихона Задонского и прп. Силуана Афонского.

Идея затеять разговор о неформальных культурных объединениях Воронежа конца XVIII – начала XX веков возникла из желания более глубоко познакомиться с опытом подлинного общения дореволюционной России. Традиция столичных дружеских кружков нам хотя бы немного известна со школьных лет – любомудры, славянофилы, «могучая кучка» и др. Они складывались в свободном личном общении и часто являлись уникальной средой, где рождалось новое: в искусстве, в мысли, в науке, философии и богословии, в пути людей навстречу друг другу. Дружеские круги сыграли важнейшую роль в культурной, образовательной, просветительской жизни России. А как эта традиция проявилась в Воронеже?


Как рассказал Олег Григорьевич, исторически сложилось, что в России было два цивилизационных центра: Санкт-Петербург и Москва, а дальше существовала огромная провинциальная страна, на просторах которой культурная жизнь получила своё зарождение лишь в самом конце XVIII века. Не существовало практически никаких путей сообщения, путешествия по России были длительными и трудными, интеллектуальные контакты между губерниями отсутствовали, каждая их них существовала по своим внутренним законам.

В северных губерниях главную роль играло дворянское сословие, представители которого, будучи начитанными и культурными, вели за собой все остальные сословия. На воронежской земле в силу сложившихся исторических особенностей практически не было традиционного дворянского круга, крупных аристократических династий, которые могли бы взять в свои руки идею духовного развития жителей губернии. Воронежскую культуру создавали разночинцы («люди разного чина и звания»).

– Первый кружок, который возник в Воронеже в конце XVIII века, был разночинским. Организовал его префект Воронежской духовной семинарии Евфимий Алексеевич Болховитинов, рассказал Олег Ласунский, – Истоки культурной жизни нашего города связаны с личностью Болховитинова, который вошел в национальную историю и историю России как крупный духовный деятель.

Кружок Е.А. Болховитинова, с которого в Воронежской губернии зародилась духовная жизнь, не был объединением духовных лиц. Это была смешанная аудитория, куда входили местные чиновники, семинаристы, врачи, учителя – пёстрое по своему социальному происхождению общество неравнодушных людей, испытывающих тягу к просвещению, преодолению невежества, буквально царившего в те годы.

Благодаря этим людям в 1798 году в Воронеже открылась первая типография, была отпечатана первая книга, представляющая собой хрестоматию поэтических текстов XVIII столетия.

Следующее воронежское неформальное объединение литературно-эстетического характера стояло у истоков творческого пути воронежского поэта Алексея Кольцова. Основателем этого дружеского круга был семинарист Андрей Порфирьевич Серебрянский, ставший впоследствии наставником и первым редактором А.В. Кольцова. Позже, в 1829 году, знаменитый поэт посвятит стихи своему первому учителю:

«Не посуди: чем я богат,
Последним поделиться рад;
Вот мой досуг; в нём ум твой строгий
Найдёт ошибок слишком много;
Здесь каждый стих, чай, грешный бред.
Что ж делать: я такой поэт,
Что на Руси смешнее нет!...».

Люди, объединенные в дружеском круге Серебрянского, были примером проявления живого творческого общения и действия, собирания, отзывчивости и понимания ответственности за общество, которое их окружало. Именно эти качества послужили своего рода духовным фундаментом, позволившим постепенно перейти на новый уровень культурно-исторического развития Воронежского края.

Подобные литературно-общественные объединения в течение XIX – начале XX вв. положили начало творчеству таких знаменитых уроженцев Воронежа, как Иван Никитин (кружок Н.В. Второва), Андрей Платонов (кружок известного врача К.В. Федяевского), а также многих других выдающихся людей, которые оказали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры Воронежской губернии, став основным социальным слоем для формирования интеллигенции. Каждый из этих кружков интересен по-своему и заслуживает отдельного внимательного разговора. С началом советской эпохи эта традиция угасла, стала невозможна, так как кружковое общение было возможно только под колпаком государства.

– В просвещении общества важна личная ответственность каждого, – подчеркнул Олег Ласунский.

Участники встречи отметили, что на примере феномена «дружеского круга» мы можем видеть, что даже небольшая группа культурно образованных людей могла повлиять на развитие общества. В наши дни важно помнить и возрождать этот бесценный опыт, способный преодолеть современное отчуждение, создать вдохновляющую творческую среду, обращенную к каждому человеку лично и в то же время к чему-то целостному и большему.


– В наше время «разобщения», атомизированности подлинное общение – редкость, даже в кругу друзей и близких. Чаще мы встречаем его подмены: и в смысле глубины обращенности людей друг к другу, и в смысле содержания. Общение превращается в контакты, не затрагивает сердечной глубины. Но в истории России мы видим, что может быть целый дружеский круг людей, объединённых общими интересами: не просто житейскими, а связанными с любовью к той земле, на которой живешь, к культурному наследию. Такая традиция была в России по-настоящему живой, очень интересной, в том числе и в нашем родном городе, – поделилась с гостями своими размышлениями ведущая встречи, председатель малого православного братства во имя прп. Силуана Афонского Инна Ткаченко.

- Поразительны примеры того, как много может сделать человек, если у него совесть и сердце горят, и есть творческая инициатива, – подводя итоги, выразила общую мысль Инна Ткаченко.

Беседа о традиции общения в конце XVIII – начале XX вв. положила начало циклу встреч, направленных на размышление и знакомство с культурной и исторической традицией нашей земли.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежский «‎Факел»‎ проиграл «Ростову» на своём поле и опустился на последнее место в таблице

«Случай Воронежа безнадёжен», – подвёл итог игры обозреватель издания «Чемпионат» Дмитрий Зимин.

В РоссииДурацкая и раздражающая реклама работает?

Почему реклама на ТВ становится всё более глупой? Неужели в расчёте на адресную аудиторию?

В миреБелый дом поставил точку в расследовании происхождения COVID-19

Вирус искусственный. Если бы существовали доказательства естественного происхождения, они бы уже появились. Но их нет.

ОбществоВоронежское водохранилище получило почти наивысший класс загрязнения

Накануне купального сезона экологи «убили» новостью о том, что окунаться в Воронежское море не только неприятно, но и опасно.

ТеатрВоронежский театр оперы и балета пригласил на праздничный концерт «Опять весна на белом свете…»

Постановщик спектакля-концерта – режиссёр и композитор Павел Рукавицын.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 17-20 апреля: слабенькое лидерство «Кракена»

Фильм рискует не окупиться в прокате даже в первом приближении, но вряд ли это кого-то волнует.

ПерсонаУмерла Алла Холденко

В это трудно поверить, это трудно принять.

ЛитератураРоман «Убийство на Оксфордском канале» открывает серию книг о расследованиях инспектора Хиллари Грин

Роман «Убийство на Оксфордском канале» было первоначально опубликован 1 августа 2004 года под названием «Побег на грани».

МузыкаВыдающиеся певцы планеты отметят 90-летие Лучано Паваротти участием в юбилейном концерте

Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Анжела Георгиу, Франческо Мели и Джонатан Тетельман отпразднуют 90-летие Паваротти.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 12-19 апреля 2025 в мировых СМИ

Редкое совпадение православной и католической Пасхи способствовало появлению изумительных снимков.

Зал ожиданияПриглашает фестиваль «ВеневияАрт-2025»

Музейные площадки должны стать творческим пространством, где рождается новый культурный код на основе традиций XIX века.