Войти
Театр
04.07.2012 10:58
Критики об итогах театрального сезона в Воронеже: от восторга до недоумения

Критики об итогах театрального сезона в Воронеже: от восторга до недоумения

  • Текст: Людмила Романова
  • Фото: Юрий Данилов

Редакция продолжает публиковать заметки членов секции критики при Воронежском отделении СТД о завершающемся театральном сезоне. Слово театроведу Людмиле Романовой.

Сезон как сезон, ничего особо выдающегося. Разве что с нетерпением ждали завершения реконструкции драмтеатра. Он распахнул свои двери уже в конце сезона, произвел огромное впечатление своим интерьером, но два премьерных спектакля, увы, уровню дизайна не соответствуют. Гламурный Платонов и тяжеловесное «Приручение строптивой» свидетельствуют лишь о владении профессией режиссером Владимиром Петровым и никаких открытий и откровений не содержат. Пылкое заявление на пресс-конференции, что на этой сцене зрители никогда не увидят «Свалку» (название пьесы Дударева взято, по всей видимости, как символ), не гарантирует ведь, что хорошая драматургия будет и представлена достойно. Впрочем, не будем торопиться. Реконструкция отняла у Петрова много сил и времени, а в новом сезоне он сможет полностью сосредоточиться на художественных задачах. Поживем – увидим.

Очень активизировался театр оперы и балета: поставил в этом сезоне три оперы, один балет и одну музыкальную комедию (для сравнения – Камерный театр – 1 спектакль, куклы – 1). Попытки осовременивания оперы приживаются в Воронеже с большим трудом. Но в театре много молодых (и надо сказать, превосходных солистов), которые, конечно, в курсе современных тенденций. И, возможно, не без их влияния новые веяние проникают в оперу. Мне показалось, в «Волшебной флейте» это сделано более удачно, в «Паяцах» - менее. Но благодаря таким солистам, как Игорь Горностаев, Дмитрий Башкиров, Людмила Солод, Александра Добролюбова, Анастасия Черноволос, Марина Быковская знакомые партии зазвучали свежо, обогатились драматической игрой, что убрало налет архаичности, свойственный прежним постановкам.


Сцена из спектакля "Человеческий голос"

Ну а моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос» спетая (и сыгранная!) Мариной Быковской, уже вполне достойный пример прочтения оперы XX века. Благородный минимализм режиссуры и сценографии Д. Белянушкина, тактичное партнерство А. Меркулова позволяют говорить о хорошем профессиональном уровне. То, что воронежский зритель привык к некоторой провинциальной разухабистости наших постановок (особенно это касается оперетты!) говорит лишь о том, что не надо идти у него на поводу, а потихоньку поднимать планку. И это вполне по силам нашему театру, где кипит живая жизнь.
В Камерном театре был всего один (но какой!) спектакль по пьесе А. Платонова «Дураки на периферии», чья подлинная современность завораживает своим текстом в превосходнейшем исполнении Ю. Овчинникова, К. Тукаева, Б. Алексеева, А. Мирошникова. На спектакле смеешься так, что просто сползаешь со стула, а в конце тебя словно озноб прохватывает. И послевкусие от спектакля очень долгое.


Сцена из спектакля "Перед заходом солнца"

Вторым достойным спектаклем сезона считаю «Перед заходом солнца» Гауптмана в режиссуре А. Тарасова в Воронежском ТЮЗе. Постановщику удалось нащупать современную болевую точку – взаимоотношения родителей и детей. Об этом и сделан спектакль, а не о последней любви старого советника, сделан в лучших традициях русского психологического театра. Там много актерских удач, а Инкен – Евгения Жукова – просто открытие. Такого сочетания чистоты, нежности, акварельности исполнения давно не наблюдалось на воронежской сцене.


Сцена из спектакля "Шутки от Чехонте"

Третий понравившийся мне спектакль – «Шутки от Чехонте» в режиссуре Е. Малишевского в творческом центре «Антреприза» - также безумно смешной, но смех вызван талантливым исполнением чеховского текста. Актеры Ю. Смышников, С. Поваляева, М. Магдалинина, Р. Слатвинский настолько свободны в атмосфере спектакля, что их игра кажется импровизацией.

Ну, а тревогу уже много лет вызывает воронежский ТЮЗ, где по-прежнему нет творческой программы, сочетание названий кажется случайным, равно как и появление удачных спектаклей. В этом сезоне активно поработал режиссер и актер Вадим Кривошеев, поставивший здесь три спектакля, а в академии искусств – два. У него хорошая режиссерская фантазия, интересные идеи, но его слабое место – проработка образов. В тюзовских спектаклях это наиболее очевидно, а в академии у него несомненная удача: труднейший спектакль «Рассказ о семи повешенных» по Л. Андрееву ребята сыграли с такой самоотдачей, какую редко встретишь на профессиональной сцене.

Самым ярким событием прошедшего сезона стал, конечно, Второй Платоновский фестиваль. Хочу выразить отдельную благодарность Михаилу Владимировичу Бычкову за осуществление этой многолетней мечты литературно-театральной общественности Воронежа.

Фестиваль реализован с большим размахом: и выставки, и концерты, и спектакли, и книжная ярмарка. Всего, конечно, увидеть не удалось, но мне, например, увиденного хватит надолго. Два великих спектакля: «Жизнь и судьба» Льва Додина и «Сталинградская битва» Резо Габриадзе для меня как маяки в необозримом океане сегодняшней театральной реальности. Очень надеюсь, что фестиваль будет развиваться, совершенствоваться и привлекать к творчеству нашего великого земляка все новые и новые имена.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города

Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоСпасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки

Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 2 мая: послепраздничный обвал

Эксперты отметили огромную разницу в сборах между 1 и 2 мая.

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.