Войти
Театр
02.03.2012 17:10
В Воронеже состоялась премьера оперы «Паяцы»

В Воронеже состоялась премьера оперы «Паяцы»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Александр Самородов, theatre.vzh.ru

Опасения журналиста по поводу безудержного осовременивания спектакля, к счастью, не оправдались. Трактовка оказалась оригинальной, но убедительной. Актеры работают с воодушевлением. Спектакль получился не заштампованным. Стремительность действия, убедительные мизансцены помогают певцам раскрыться, и это вызывает ответную реакцию слушателя

Честно говоря, на премьеру шла с опасением: слишком уж часто современные постановки оказываются несостоятельными. Перенос действия в наши дни только усиливает ощущение подмены. И хочется попросить постановщиков из уважения к композитору написать на программке – по мотивам оперы.

В случае с «Паяцами» всё еще более заострено, потому что Леонкавалло сам написал либретто. Кровавая драма произошла на самом деле, в поместье отца композитора. Актер бродячей труппы зарезал после представления жену и ее любовника, который служил в семье Леонкавалло. Автор «Паяцев» был тогда ребенком, но этот случай запомнил на всю жизнь. И потом написал свою самую известную оперу, маленький шедевр, который со дня премьеры в 1892 году не сходит с подмостков.

Режиссер воронежского спектакля – выпускник ГИТИСа Павел Сорокин (мастерская Дмитрия Бертмана). «Паяцы» Леонкавалло - его вторая большая работа на сцене. До этого он поставил музыкальную комедию «Здравствуйте, я ваша тётя!» в Тверском театре драмы, так что «Паяцы» – его дебют в опере.

«Паяцев» называют манифестом веризма. Это направление в итальянском искусстве конца 19-го века декларировало правдивость и открытость чувств. В музыке Леонкавалло эта открытость проявляется и в оркестровом изложении, и в вокальных партиях.
Павел Сорокин отнесся к композиторской партитуре с уважением, хоть и написал свое либретто, которое тоже подчинено музыкальному развитию.

Зрителю интересно уже в Прологе. На месте преступления – Тонио, в углу – кутающаяся в плед и дающая показания перепуганная Невеста. Работает опергруппа. Фотографы, следователь. Эти современные детали, по замыслу режиссера, заостряют ситуацию, заложенную в либретто композитором. В большое окно за занавеской заглядывают любопытные гости. Всё как в реальности. Правда жизни в этом случае не колет глаза, потому что выглядит на сцене вполне органично, в выбранной режиссером эстетике.

Как зритель оговорюсь, что артисту, играющему в современном костюме, сложнее выглядеть героем. Нет прикрытия, ширмы - тех, условно говоря, котурнов, которые приподнимают его в историческом спектакле. Сразу видны все недостатки: фигуры, походки, манеры держаться. Художественная приподнятость должна быть даже в самом современном спектакле. Но эта тема для отдельной статьи.



Сорокин внимательно относится к деталям. Все «ружья» у него выстреливают. В интимной сцене Недда снимает с Сильвио галстук – его находит Тонио и как вещественное доказательство отдает Канио. А Канио надевает его на себя – и как удавку, и как позорное ярмо – знак неверности жены, и как средство уличить Недду.

Пистолет – удачная находка режиссера. Он обостряет нелепость конфликта.
С самого начала с игрушечными пугачами бегают мальчишки. Они преследуют Канио – пистолет появляется как морок, навязчивый бред. Внимательный зритель запомнит, как Канио отмахивается от надоевших детей с игрушечным оружием. А потом появляется настоящий пистолет – в руках у мальчишки, который стащил его из сумочки Невесты. (Возможно, эту мизансцену следовало укрупнить, чтобы она была видна всем зрителям?) Канио выхватывает у ребенка оружие (мальчик просто попался по руку) и стреляет в Недду.

Нож в спектакле тоже есть: сначала Сильвио режет им свадебный торт, а потом убивает Канио. Невеста стреляет в жениха, а когда приходит полиция, обвиняет в убийстве Тонио. Финита, как говорится, комедия.

Не могу удержаться от первых впечатлений. Хотя, безусловно, буду смотреть этот спектакль в других составах. Актеры работают с воодушевлением.

В Недде Александры Добролюбовой много страдания. Она хочет любви. Устала от ревнивого мужа. До этого у нее были партии иного плана: Леонора, Тоска, Татьяна. В Недде у певицы есть возможность побыть роковой женщиной, в которой тоже, однако, есть свое благородство.



Канио – украинский тенор Андрей Блощинский, нашел нужную краску – обреченности человека, который устал от собственной ревности. Удержусь от анализа работы, хочу отметить штрихами удачные актерские решения.

Тонио – Игорь Горностаев. Настолько яркий в этой партии, что становится как бы главным героем оперы. Уже не мелкий пакостник (по сюжету), а завистник, вроде Яго. Отрицательное обаяние искрит на полную мощь.

Сильвио – Алексей Тюхин - жених, который не особо рад свадьбе. Прячется от гостей, надевает клоунский нос. Инфантилен. Даже странно, что он убивает Канио.

Пеппе – Марк Думас (Франция) – странный выбор для премьеры. Маленькая, но острая роль, которая могла бы украсить спектакль, но здесь выбилась из общего высокого напряжения.

Невеста – Анастасия Беляева и Татьяна Черникова – персонаж, которого нет в либретто Леонкавалло. У Сорокина она хоть и не поет, но важное действующее лицо драмы, органично вошедшее в сюжет.

Режиссер нашел интересные ходы.

Дети в спектакле (воспитанники Воронежского хореографического училища) - не только для правды жизни. Недда поет свою арию с девочкой (символ чистоты, целомудрия, счастья материнства, которого лишена Недда). Внимательный к деталям Сорокин выводит эту же девочку во втором акте, перед убийством. Сначала Недда утешала девочку, а потом девочка – Недду.
В этой постановке все актеры, их чувства – крупным планом. Тем ценнее, что при таком укрупненном подходе, получился хороший ансамбль – певческий и сценический.

Запомнилась выразительная сцена Александры Добролюбовой с Андреем Блощинским во втором акте, когда Недда останавливает руку Канио, занесенную для удара, и превращает это движение в танцевальное па. Зачем она это сделала? Из последних сил, на грани, здесь срабатывает второй план, подтекст роли – ее внутреннее благородство, желание спасти представление комедиантов, предотвратить зло.

В этом спектакле вообще многое на грани, но в рамках выстроенной режиссером эстетики. Намеренно упрощенные переживания героев на виду, а за ними, как огромные тени, - глубокие, в чем-то даже благородные чувства. И в этой эстетике плач Паяца не кажется смешным, а отвергнутый Тонио – жалким.

Спектакль получился жизненным, не ходульным, не заштампованным – и в этом его главная особенность. Стремительность действия, убедительные мизансцены помогли певцам раскрыться, и это вызвало ответную реакцию слушателя.

Художник Валерий Кочиашвили выстроил удобные простые и стильные декорации.

Хор выступает как действующее лицо: поет, двигается, взаимодействует с главными персонажами. В общем, ведет себя свободно и раскованно, как полагается гостям на свадьбе (хормейстеры – Ольга Щербань и Владимир Кушников).

Дирижер Юрий Анисичкин дал возможность солистам проявить себя. Музыка авторов веризма, к которым принадлежит Леонкавалло, предполагает выявление в партитуре тонких нюансов, яркой образности, подлинности чувств, эмоциональной открытости. Процесс этого психологического вживания в роль бесконечен. Поэтому, как говорил Станиславский, смотреть нужно после одиннадцатого спектакля.

Режиссера Павла Сорокина можно поздравить с удачной постановкой.

Р.S. Вот какая мысль пришла после спектакля. У Леонкавалло действие строго оговорено: всё происходит в праздник Успения Богородицы. И вряд ли это случайно у композитора. Есть повод подумать. Такие размышления обостряют чувство красоты и художественной меры.


Продолжение здесь.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЖаркий март 25-го

Это был уникальный месяц, когда в отдельные дни на улице было теплее, чем в апреле, а в домах – жарче, чем в июле.

В РоссииВ столице Кубани «Факел» потерпел разгромное поражение, кто будет новым главным тренером команды?

Если новым главным наставником огнеопасных станет Алексей Ребко, стало быть, все варяги отказались.

В миреКультурно-историческое наследие Мьянмы сильно пострадало, российские туристы не могут покинуть страну

Страх, растерянность, нехватка элементарных вещей – всё это создаёт напряженную обстановку, усугубляя и без того сложную ситуацию.

ОбществоЧудо схождения Благодатного огня ожидается 19 апреля

Ориентировочное время – после часа дня по московскому времени.

ТеатрЗаписи балета онлайн: почему это интересно и как выбрать подходящую площадку

Онлайн-платформы позволяют зрителям со всего мира бесплатно получить доступ к постановкам, которые в противном случае могли бы быть недоступны.

Кино и телевидениеТВ-провалы: ожидаемые и странные

Аудитория Первого канала сократилась до 40 процентов от показателей главного конкурента – «России 1».

ПерсонаУмер Вэл Килмер

Многолетняя борьба этого незаурядного человека за любимую работу и саму жизнь завершилась печально, но предсказуемо.

ЛитератураВ Воронеже пройдёт круглый стол, посвящённый малоизвестным страницам биографии Гавриила Троепольского

Фигура писателя продолжает оставаться загадочной, многое нам ещё предстоит узнать об авторе «Белого Бима».

МузыкаВоронежский Союз композиторов приглашает на концерт-элегию к 75-летию со дня рождения Татьяны Шипулиной

Татьяна Шипулина – автор симфонических, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений, сочинений для музыкального театра, духовной музыки.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 22-29 марта 2025 в мировых СМИ

Контраст драматизма, даже трагизма и безмятежности – знак уходящей в историю недели.

Зал ожиданияВоронежское хореографическое училище пригласило на День открытых дверей

Здесь хотят увидеть тех, кто намерен связать свою жизнь с балетом и народным танцем.

ГлавноеПерсональная выставка Владимира Гончарова открылась в Ректорской галерее ВГУ

Первые посетители долго, заинтересованно рассматривали и обсуждали работы мастера.