Войти
Театр
04.03.2012 21:29
«Паяцы» в Воронеже: что это было

"Паяцы" на сцене воронежского театра оперы и балета

«Паяцы» в Воронеже: что это было

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Александр Самородов

Спасибо нашему оперному театру за то, что не перестает выдавать премьеру за премьерой. На фоне пустых клеточек в афишах других театров (там, где должны анонсироваться премьеры) это выглядит достойно. Но все ли получается?

Театр оперы и балета в этом сезоне фонтанирует премьерами. В начале марта, когда сезон приблизился к своему золотому сечению, театр показал воронежской публике два премьерных спектакля по опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы».

Отгремели аплодисменты, умолкли крики «Браво!». Можно делать первые выводы.
Говорят, чтобы писать рецензию, надо посмотреть десятый-одиннадцатый спектакль. Это лукавство. Во-первых, десятого представления может и не быть. Если бы рецензенты ждали, пока настоится, скажем, «Орландо», ни одной строчки об этом спектакле написано бы не было. Во-вторых, если на спектакль продаются билеты, значит он готов к показу на публике. И доводить его до кондиции на зрителе – нечестно перед теми, кто платит деньги.

Но вернемся к «Паяцам». Молодой постановщик Павел Сорокин переписал классическую историю и предложил собственную режиссерскую концепцию. Оперу он осовременил, перенес действие в нашу эпоху. Некоторые персонажи как будто зашли в театр с улицы и вдруг оказались на сцене. Режиссер явно стремился показать, что эта история могла произойти буквально по соседству. Веризм полный. Но с первых же тактов бросается в глаза и заставляет недоумевать главное концептуальное противоречие этого спектакля: он идет на итальянском языке! Для того, чтобы худо-бедно осмыслить происходящее, непосвященному человеку надо не один раз прочитать программку. Это же нонсенс: предложить современную, заземленную в быт и сиюминутность концепцию – и зашифровать речь героев. Вы уж определитесь, господин режиссер, что вам больше по душе – драма или музей.

Ставьте, ради Бога, на итальянском языке. Но не так! И работайте с актерами (певцами). Потому что в Вашей трактовке именно на их плечи ложится задача убедить публику в достоверности происходящего. А получается это далеко не у всех. Спасибо, конечно, Андрею Блощинскому, который исполнил партию Канио вместо не приехавшего народного артиста СССР Владислава Пьявко. Блощинский неплохой певец, но не актер. И драмы Паяца мы не увидели. Тем более, что режиссер убивает его в финале. И чья же это трагедия, кто же это скорбит о загубленных им жизнях и своей проклятой судьбе? А никто. С завидной оперативностью на месте перестрелки появляются опера и начинают следственные действия (все же должно быть, как в жизни). Скомканный финал, позаимствованный у «Клана Сопрано», пальба из игрушечного пистолетика, выхваченного из рук мальчишки. И штабеля трупов (почему-то вспомнилась «Кровавая свадьба» Гарсии Лорки).

Если говорить о солистах, то, пожалуй, лишь Анастасия Черноволос (Недда) продемонстрировала и зрелый, убедительный вокал, и несомненное актерское мастерство. (Прошу прощения у Александры Добролюбовой, которой я не видел).
Не показался в партии Пеппе (Арлекина) перспективный молодой тенор Дмитрий Башкиров, хотя, казалось бы, после стольких удачных работ на Воронежской оперной сцене, с этой задачей певец должен был справиться играючи.



Добрых слов заслуживает Игорь Горностаев (Тонио). Вот только в прологе, который определяет столь многое и задает тон спектаклю, он зажат и вокально не очень убедителен. Д а и мешают певцу следователи, которые собирают улики на месте еще не совершенного убийства. Опять же режиссер использует кинематографический прием, который называется флешфорвард.

В этом спектакле многое приблизительно – от мира, созданного постановщиком, до деталей. От линии поведения персонажей до самого осовремененного либретто, в котором немало натяжек. И так мало тонкостей и нюансов, которые и составляют главную прелесть музыки Леонкавалло и пронзительной истории, волновавшей не одно поколение.

Кричать «Браво!» в финале могут только родственники участников спектакля и неискушенные зрители, которые ничего лучшего не видели и не слышали.

А как хочется безусловной удачи!

Ранее в рубриках
В Воронеже«Буран» вновь вырвал победу на последней минуте

Волевые качества воронежских хоккеистов достойны похвалы.

В РоссииСгоревший в результате поджога Шалаш Ленина восстановят весной

При этом сотрудники музея в Сестрорецке делают вил, что экспонат не имел никакой ценности.

В мире«Баварии» нет никакого смысла покупать Виктора Дьёкереша

Переход венгерского шведа из "Спортинга" в "Баварию" является выдумкой журналистов.

ОбществоВслед за сливочным маслом дорожают мясо, молоко и многое другое

Разгул инфляции в Воронежской области впечатляет. Разгула зарплат и пенсий не наблюдается.

ТеатрОбъявлен состав экспертного совета театральной премии «Гвоздь сезона»

В состав совета вошли известные театральные критики.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 21 ноября: успешный «Зять» и ещё два десятка новых фильмов

С каждым разом всё больше релизов! И откуда прокат берёт столько новых фильмов?

Персона«Лилль» исключил возможность продажи Дэвида в январе

Однако долго удерживать игрока против его желания французский клуб не сможет.

Литература90-летие Воронежского регионального отделения Союза писателей России отметят творческим вечером

Акция пройдёт в Воронежской областной юношеской библиотеке имени В. М. Кубанёва.

МузыкаМежду духом и материей (послесловие к концерту в Доме композиторов)

Каждый художник находится в своих исканиях между высокой идеей и ее земным воплощением, обретая свою «материю» в духовном пространстве искусства.

Изобразительное искусствоЗаслуженный художник России Юрий Утенков получил необычный привет из Крыма

Ему напомнили о том, что больше полвека назад он создал достойное произведение монументального искусства.

Зал ожиданияВоронежцам и гостям региона подсказали, как успешно провести выходные дни 23-24 ноября

Выставки, экскурсии, спектакли, концерты, игры и развлечения ждут вас.