Войти
Театр
10.06.2025 13:15
Итоги XXVI Международного театрального фестиваля «Молодёжь. Театр. Фест»

Итоги XXVI Международного театрального фестиваля «Молодёжь. Театр. Фест»

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: fest.tyuz-spb.ru

Каждый из участников фестиваля по-своему оценивает его итоги. По прошествии дней выводы становятся более осмысленными, выверенными. Оценки и впечатления, конечно же, могут разниться. Хотела бы поделиться своими.

Международный фестиваль «Молодёжь. Театр. Фест», носивший ранее название «Радуга», ведёт историю с 2000 года. Своей целью форум считает продвижение современной драматургии и режиссуры на фоне сохранения традиционного классического театрального искусства.

Уже четверть века форум сохраняет свою направленность, концепцию и высокий уровень. И каждый год в мае в Санкт-Петербурге проходит плодотворный диалог поколений, культур и театральных школ.

Наверное, такой уютный, стильный, безупречно организованный фестиваль мог родиться только в Северной столице. Своей непреходящей актуальностью и притягательностью он в значительной мере обязан бессменному директору Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева Светлане Лаврецовой – целеустремлённому, харизматичному лидеру.


Фестиваль «Молодёжь. Театр. Фест» стал заметным феноменом театральной жизни не только России, и 26-й по счёту форум исключением не был. Помимо отечественных коллективов свои работы показали театры из Абхазии, Армении, Беларуси, Узбекистана, Бразилии, Венгрии, Казахстана, Туниса и Турции. За восемь дней на разных площадках Санкт-Петербурга было сыграно двадцать спектаклей, среди которых – ни одного проходного. Очевидно, что фестивальная программа по-прежнему сохраняет баланс между театральным новаторством и нетленными традициями.


Спектакль открытия – «Лето Господне» Российского академического молодежного театра (РАМТ) в постановке Марины Брусникиной – сразу же продемонстрировал высокий уровень феста и обозначил основные пункты дискуссии профессионалов театра. РАМТ смело обратился к одноимённому роману Ивана Шмелёва и шёл практически непроторёнными путями.

Конгениальное сценическое воплощение столь многослойного литературного произведения – задача практически неподъёмная. Театр постарался сделать максимум для того, чтобы разнообразить действо, украсив его сценографическими и режиссёрскими приёмами. Авторам удалось не только воссоздать на сцене и канувший в небытие мир, но и передать тонкое ощущение его невозвратности. Спектакль получился «сложносочинённый», многонаселённый, с уникальным темпоритмом, организацией сценического пространства.

При этом, то ли архаичная (при том, что гениальная) проза Шмелёва тому виной, то ли отстранённость актёров от того канувшего в Лету времени, но спектакль показался мне излишне литературным. Чтобы стать настоящим театральным шедевром, ему (на мой взгляд) не хватило «движа». Изобретательная иллюстративность в ущерб действию помешала этой замечательной работе РАМТа стать не только спектаклем открытия, но и открытием фестиваля.


Более цельным, «театральным» мне показался спектакль «Пышка» Общенационального Театра имени Соса Саргзяна (Ереван, Армения), по новелле Ги де Мопассана. Режиссёр Нарине Григорян мастерски сочетает юмор с глубоким погружением в социум и душу человека. Спектакль решён как чередование картин плюс эстетика немого кино, которая подчёркивается стоп-кадрами. Актёры существуют на грани фарса, но нигде не переходят грань, отделяющую шаржированный приём от дурновкусия. В постановке театра имени Соса Саргзяна классическая новелла приобретает современные черты. Это игра, однако такой приём не разрушает, а делает более выпуклым первоисточник с его насмешливым отношением к ложным ценностям.


Порадовали хозяева фестиваля, показав свою «Первую любовь» в постановке Галины Зальцман. Повесть Ивана Тургенева, творчески переосмысленная в пьесе Анны Гейжан, становится сценическим рассказом о сокровенном, о памяти, которая делает каждого из нас уникальными. Спектакль отправляет зрителя в прошлое, когда мир представлялся и ощущался более искренним и цельным, когда никто ещё не ведал про постмодернизм и поститоризм. И в то же время ни на минуту не впадает в архаику, удивляя всё новыми и новыми режиссёрскими находками. Это театр, который вобрал в себя великие традиции и органично переплавил их в современное действо, не утратив эмоциональной глубины и образности за броскостью формы.


Упомянуть все яркие спектакли фестиваля затруднительно – почти каждый из них сверкал особыми гранями и являл грань современного театрального процесса. Хотелось бы назвать такие работы, как венгерский «Макбет» по пьесе Эжена Ионеско («Сегедский театр в подвальчике», режиссёр Каро Балян), «Принц и нищий» Марка Твена (Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», режиссёр Владимир Данай), «Тартюф», по пьесе Жана Батиста Мольера (Московский театр им. Моссовета, режиссёр Евгений Марчелли), «Дубровский» Геннадия Тростянецкого по А. С. Пушкину (Ивановский областной драматический театр, режиссёр Ирина Зубжицкая).

Неизгладимое впечатление оставил спектакль «Медея. Материал», Хайнера Мюллера в Национальном театре Турции (режиссёр — Айше Эмель Месчи) и его центральная актёрская работа.

Впрочем, пора остановиться, или придётся перечислить всех.

За всё – спасибо!

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев ждут две недели прохлады и дождей?

До 27 июня синоптики не видят возвращения сильной жары, поскольку прогнозируют циклоническую активность.

В РоссииПодведены итоги конкурса «Санкт-Петербургский Олимп»

К завершающему этапу конкурса жюри допустило 4 финалистов, но главный приз достался только одному, вернее, одной.

В миреБольшой симфонический оркестр имени Чайковского застрял в Иране

Возвращение музыкантов на родину в настоящее время невозможно.

ОбществоВ Воронеже пройдёт обучение по социокультурному проектированию и особенностям грантовых конкурсов

Вы узнаете, как качественно проработать социокультурный проект, соответствующий специфике грантового конкурса ПФКИ.

ТеатрИтоги XXVI Международного театрального фестиваля «Молодёжь. Театр. Фест»

Этот театральный форум сохраняет притягательность и актуальность на протяжении четверти века – как ему это удаётся?

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 12 июня: полная смена декораций

Новые фильмы вырвались вперёд, и только «Балерина» смогла оказать подобие сопротивления.

ПерсонаЕгор Сурин: «Мы больше хотели выиграть кубок»

Нападающий ярославского «Локомотива» уроженец Воронежа, привёз в родной город Кубок Гагарина.

ЛитератураВышел второй роман из серии уютных детективов Марка Экклстона об Астрид Свифт – «Клуб любителей искусства и расследований»

Вместе группой новых друзей из местного художественного круга Астрид приступает к негласному расследованию преступления.

МузыкаТоржественное открытие II Международного конкурса имени С.В. Рахманинова состоится 14 июня в Москве

II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова пройдет с 14 по 26 июня 2025 года.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 31 мая – 7 июня 2025 в мировых СМИ

Фотографы планеты расслабились. Найти что-то достойное вашего внимания было как никогда трудно.

Зал ожиданияКонцерт «Сказ о земле Воронежской» представит историю губернии силами четырёх искусств

Публика услышит музыку, созданную специально для этого проекта, в исполнении симфонического оркестра.

ГлавноеВоронежцам рассказали, как приятно и c пользой провести праздничные выходные дни 12-15 июня

Четыре выходных дня позволяют насладиться отдыхом на природе, посетить интересный спектакль или концерт.