Театр
Островский 21 века – «Последняя жертва» в Воронежском театре юного зрителя
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото: tuzvrn.ru
Можно было заранее предположить, что юбилей Александра Николаевича Островского будет отмечен самыми разными постановками произведений этого «русского Шекспира». Воронежский театр юного зрителя одним из первых решил предложить своё прочтение поздней пьесы драматурга «Последняя жертва».
Что необычного в этой новой работе коллектива? Разве это не Островский? Сюжет, герои – от автора «Последней жертвы». Но стилистика, эстетика, интонация, да и отдельные реплики – от человека, который внимательно читал, изучал не только Островского, но и Булгакова, ставил на сцене Гоголя, Кокто и Мюллера.
Где густо замешанный купеческий быт? На сцене практически пусто. Постановщик и сценограф Андрей Щаев помещают происходящее в белый кабинет, тем самым перенося акцент с бытописательства на внутренний мир и переживания героев. Спектакль Анатолия Ледуховаского – это всё, что угодно, только не традиционное прочтение Островского с самоварами, бородами, массивными пыльными портьерами.
При этом приближение к нашей действительности происходит деликатно, уважительно к первоисточнику. Вот, оказывается, какой мудрец, какой провидец Александр Николаевич! Вот что значит классик! Артисты не разыгрывают историю 19 века, они органично существуют сразу в нескольких измерениях и эпохах. А это уже высший пилотаж актёрского мастерства и театральной режиссуры.
С первых же минут Воронежского спектакля актёры произносят текст без какой-либо аффектации, намерения «взять зал» силой поставленного голоса. Расслышать каждое слово персонажей помогает деликатная подзвучка. Через некоторое время это постановочное приспособление уже перестаёшь замечать. Но не возникающее время от времени эхо – реверберацию, которая помогает создать сюрреалистическую атмосферу, подготавливая зрителя к очередному крутому повороту.
Камертоном выступает Анастасия Гуменникова в роли Глафиры Фирсовны. Узнаваемый и колоритный персонаж порой отсвечивает такой инфернальностью, что дух захватывает. И всё это без нажима и аффектации, без голосового давления, почти буднично. Такое ханжеское, вкрадчивое зло, с которым может столкнуться любой из нас.
Элемент остранения в разной степени присущ каждому персонажу этой трагифарсовой истории. От вольно-гротескной трактовки образа, как у Евгения Шендеровского (ну чем не Коровьев?) в роли Луки Герасимовича, до почти реалистического погружения в драму обманутого чувства, как у Марии Малишевской (Юлия Тугина). От сдержанного, лапидарного изображения богатства и могущества Сергеем Смирновым в роли Флора Федулыча Прибыткова до выпукло-сатирического новорусского блатняка у Андрея Лунёва (Лавр Прибытков). Кстати, этот образ немного выпадает из общего ряда своей бытовой разнузданностью а ля «лихие девяностые». Для этого спектакля Лавр Мироныч явно перебрал.
Обращает на себя внимание то, что в этом спектакле нет проходных, вспомогательных ролей. Здесь каждому дана возможность солировать и удивлять. Колоритен и страшен Салай Салтаныч у Николая Байбакова, эксцентрична и непредсказуема Михевна у Киры Ковалёвой.
Антон Надточиев в роли Вадима Дульчина, с одной стороны, порхающий по жизни игрок-ловелас, с другой – молодой человек вполне себе на уме, современный.
Ирина Лавровна в исполнении Виктории Кручинских – узнаваемая мелкая хищница, достойная дочь своего отца. А Олегу Столповскому досталась бессловесная роль гармониста, в которой он и блеснул.
Все роли простроены, взаимоотношения персонажей выверены до миллиметра, сценические эффекты (а их много) практически незаметны. Как и музыка Марии Галкиной. И это не упрёк – а констатация профессионализма и удачи. А как актёры поют, раскладывая песни на несколько голосов с подголосками!
Режиссёрских находок в «Последней жертве» так много, что их с лихвой хватило бы на десяток иных провинциальных спектаклей. Но работать спойлером не буду, это надо видеть.
Получился спектакль с очень прочной конструкцией, которая позволит ему развиваться, не амортизируясь, и после десятого представления. Более того, на мой взгляд, эту «Последнюю жертву» нужно играть более свободно, раскованно, без оглядки на провинцию. Это другая лига для нашего ТЮЗа, спектакль столичного уровня по внятности режиссёрской мысли, проработке, силе воздействия. Спектакль, которому суждено изменить отношение к театру.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Казанский «Барс» оставил «Буран» без очков
Игра с первых секунд началась активная. Атаки развивались в обе стороны.
В России — В цирке только девушки!
Парад женских цирковых профессий возглавят более 120 уникальных артисток мира.
В мире — Угрожающий Флориде ураган «Милтон» может усилиться до гипотетической шестой категории
В любом случае, от «Милтона» ожидают беспрецедентных масштабов разрушений.
Общество — В Воронеже стартовал цикл полезно-оздоровительных занятий «Источник жизни»
Основная цель – привлечение внимания к важности активного образа жизни и поддержания здоровья.
Театр — Опубликовано обращение руководителей СТД РФ в связи с трагедиями в Екатеринбурге и Хабаровске
Печальные события в Екатеринбурге и Хабаровске должны ещё больше сплотить наше театральное сообщество. Берегите себя и наши театры!
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 3-6 октября: сенсационная победа «Графа Монте-Кристо»
Эксперты ставили на новый фильм «Василиса и хранители времени», но на финише картина Павла Лунгина проиграла.
Персона — Аль Пачино рассказал о своём посмертном опыте и том свете
В 2020 году голливудский актёр пережил клиническую смерть в результате тяжёлого течения Covid-19.
Литература — Нобелевская премия по литературе за 2024 год – экзотические фавориты
В этом году, по мнению экспертов, премию должен получить кто-то из Азии. Ну, или из Австралии. Или из Африки.
Музыка — От Shaman'а до Эмина – новые фавориты и аутсайдеры воронежской публики
Среди артистов лидеры спроса в Воронеже – Анна Асти, Zivert и Shaman.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 28 сентября – 5 октября в мировых СМИ
Хорошая неделя. Множество неплохих снимков, правда, шедевров маловато.
Зал ожидания — Продолжается приём заявок для участия в фестивале русской песни имени Александра Токмакова «Русь стозвонная»
Сам музыкант безвременно ушёл из жизни на 52-м году 27 мая 2001 года.
Главное — Открытие сезона в Воронежском Доме композиторов вызвало ажиотаж
В этот вечер звучали сочинения воронежских композиторов на стихи поэта.