Войти
Театр
11.06.2018 13:12
Дух Платонова посетил Воронеж на спектакле «Корова»

Дух Платонова посетил Воронеж на спектакле «Корова»

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Денис Данилов

После выставочного зала Союза художников на Пушкинской, где открылась выставка «Сокровенный человек», второй локацией, где можно было ощутить «присутствие» в Воронеже Андрея Платонова, стал Театр юного зрителя, его маленький Малый зал. Здесь Театральная мастерская Геннадия Тростянецкого (РГИСИ, Санкт-Петербург) представила спектакль «Корова».

Спектакль режиссёрского курса профессора Российского государственного института сценических искусств Геннадия Тростянецкого объединил студентов третьего курса факультета актёрского искусства и режиссуры РГИСИ. У молодых режиссёров Камили Хусаиновой и Евгении Колесниченко чувствуется замечательная выучка, да и крепкая рука мастера в спектакле явственно видна.


Спектакль «Корова» был одной из работ по Платонову, поставленных студентами курса, но именно её безошибочно (по словам Геннадия Тростянецкого) выбрал для Платоновского фестиваля его художественный руководитель Михаил Бычков.
И правда: 45 минут сценического действа вместили и историю страны, и конкретные судьбы, и философию, и катарсис. Но главное – инсценизация короткого рассказа Андрея Платонова стала квинтэссенцией всего его творчества. А суть творчества гениального писателя Геннадий Тростянецкий накануне, на пресс-конференции в Доме журналистов, обозначил одним словом – сиротство.

Пожалуй, за восемь фестивальных лет, «Корова» – самое полное совпадение с духом и буквой платоновского наследия. Близко подходили к постижению Платонова «Счастье» Киевского театра на Печерске, «Река Потудань» Сергея Женовача, «Чевенгур» Харьковского государственного академический театра кукол им. В.А. Афанасьева, «Странники» Веры Камышниковой в театре имени Ленсовета. Не так много.

Неудач было больше. Режиссёры то впадали в бытовизм, то, наоборот, подпускали пафоса, давили на слезу или напрочь игнорировали платоновский «космизм». А были и такие (чего уж скрывать) работы, где от Платонова не оставалось ничего, кроме названия и имени на афише, а всё остальное творческое пространство заполняли режиссёрские претензии и потуги.

Но в спектакле мастерской Геннадия Тростянецкого Платонов присутствует на сцене не только виде проекции портрета, но и незримо, но так явственно, что тело покрывается мурашками. И это не архаика, не бытописательство в костюмах, а современный спектакль – изобретательный, яркий, театральный.


Здесь Корова в исполнении Евгении Колесниченко – самый, пожалуй, человечный персонаж. Именно трагедия её жизни оказывается в центре внимания постановщиков. В условиях ограничения вербальных средств выразительности актриса блестяще использует пластику и мимику. На глазах у зрителей героиня превращается из шалой, озорной и доброй животины в убитую горем и преданную хозяевами мать, жаждущую смерти.


Спектакль в целом отличается органичным, бесшовным сочетанием платоновского слова с языком тела. Пластическое и вербальное гармонично дополняют друг друга, рождая целый каскад образов и ассоциаций. Мастерству перевоплощения, внутренней и внешней пластичности молодых исполнителей (а ведь это режиссёрский курс!) могли бы позавидовать и маститые актёры.


Наглядное, пошаговое развитие концепции, выверенность композиции и мастерство перевоплощения актёров завораживают. Эпоха, судьбы и характеры вплетаются в ткань спектакля по принципу «петелька-крючочек».

С первой минуты спектакля и на три четверти часа зритель погружается в другую (платоновскую) вселенную, у которой с нашей немало точек пересечения. И переживает трагедию Коровы, которая отдала людям всё, что у неё было – молоко, мясо, сына, жизнь... А взамен получила лишь строки в сочинении мальчика Васи, который обещал, что никогда её не забудет.

Столкновение глубинного, наивного и доброго с мертвяще-жестоким и грубым внешним миром, олицетворением которого является поезд с портретом товарища Сталина на паровозе, заканчивается печально.


Но финальный хор спектакля звучит уже не так трагически. Корова прожила свою короткую жизнь не зря – о ней написал рассказ гениальный писатель. Мальчик Вася вырастет хорошим человеком. А студенты Геннадия Тростянецкого сделают прекрасный спектакль, оставляющий ощущение светлой грусти, желание жить дальше и дарящий надежду на новую встречу с Андреем Платоновым.



Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В миреНазваны виды спорта, наименее популярные у телезрителей

Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.

ОбществоВоронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»

Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом

Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.

ПерсонаМихаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет

Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.

ЛитератураВышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»

В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеВ Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым

До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.