Войти
Театр
16.06.2017 13:58
Фестиваль «Радуга-2017»: послесловие к празднику театра

Фестиваль «Радуга-2017»: послесловие к празднику театра

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Фото пресс-службы фестиваля

Прошло несколько дней после церемонии закрытия Международного фестиваля «Радуга», проходившего в Санкт-Петербурге с 30 мая по 5 июня 2017 года. Самое время обобщить и систематизировать опыт этого представительного, яркого театрального форума.

«Радуга» и оправдывает своё название, и немного лукавит: в фестивальной палитре больше красок и их оттенков, чем в традиционном семицвете. По сути, на фестивале представлено всё многообразие театра – от античности до постмодерна, от старой доброй Школы до авангарда. И при этом отобрано самое, пожалуй, значительное и интересное, что появилось в театре за последние год-два. Наработанный за 17 лет авторитет фестиваля позволяет рассчитывать на то, что приглашение на театральный форум в Санкт-Петербург будет благосклонно принято любой компанией, любым режиссёром.

«Радуга» традиционно объединяет не только лучшие спектакли, но и собирает в гостеприимных стенах театра юных зрителей имени А.А. Брянцева режиссеров, критиков, театроведов, директоров театров. Внимание фестивалю обеспечено благодаря уникальной программе. Организаторы составляют её, учитывая актуальность и оригинальность спектакля, его соответствие современным театральным тенденциям.

Рассказать обо всём, что вобрали себя семь фестивальных дней, – всё равно, что пытаться объять необъятное. Это десятки спектаклей, творческих встреч, мастер-классов. Ограничусь, на мой взгляд, главным.


Открыли «Радугу» постановки директора Авиньонского фестиваля Оливье Пи по двум трагедиям Эсхила: «Прометей прикованный» и «Просительницы». Это две части театральной тетралогии, которую до этого показывали в Авиньоне. Сам Оливье Пи называет трагедию о Прометее «уроком восстания». «Просительницы» тоже прозвучали удивительно актуально: Данаиды, бежавшие из Египта, просят и получают убежище в Греции.

Спектакли разыграли перед фестивальной публикой три удивительных актёра – Филипп Жерар, Мирей Эрбстмейер, Фредерик Ле Сакрипан (Жиротру). Пространство спектаклей организовано лаконично – помост-сцена между зрителями, нет специально придуманных костюмов и световой партитуры. Режиссёр сосредоточил внимание на тексте и выразительной актерской игре. И достиг поразительного эффекта. Словно сама античность властно постучалась в двери и вошла в зал полноправной хозяйкой. Художественный результат получился весьма убедительным.


На следующий день на Большой сцене ТЮЗа показали спектакль Русского драматического театра Литвы (Вильнюс) «Король Лир» по трагедии Шекспира в постановке Йонаса Вайткуса. Знаменитый режиссёр лишил Шекспира вековых напластований и клише. Спектакль поставлен в чёрном кабинете, актёры одеты в трико телесного цвета Обнажённому человеку на голой земле не спрятаться от рока, от ударов судьбы, интриг и подлости окружающих. Действие происходит на авансцене, в луче света, а на заднем плане корчатся фигуры участников этой эпичной трагедии. Исключение сделано лишь для Лира и Корделии. Постановщик отметает второстепенное, сосредоточив внимание на главном. В этом спектакле король лишён внешних атрибутов власти и пафосной интонации. Он говорит простым языком, и от этого становится ближе и понятнее современному зрителю.

Спектакль показался удивительно сильным, высвобождающим шекспировскую мощь и заостряющим его мысль. Способствовали успеху «Короля Лира» и замечательные актёры.


Академический театр им. Евгения Вахтангова привёз на фестиваль свою версию весьма популярной ныне пьесы Александра Островского «Гроза» в постановке Уланбека Баялиева. Спектакль тонкий, атмосферный, напоминающий серию акварелей, но при этом живой, эмоциональный, волнующий и очень современный. Настоящим событием стала работа в «Грозе» Евгении Крегжде. Её Катерина – сильная, яркая личность, способная свернуть горы, но бессильная бороться с рутиной и косностью окружающего мира. Достойным антагонистом героини выглядит Кабаниха в исполнении Ольги Тумайкиной. Её Марфа Игнатьевна – страдающий от одиночества семейный тиран, в которого, наверное, могла бы со временем превратиться Катерина, если бы не погибла во цвете лет. У молодого режиссёра получился впечатляющий спектакль о сильных женщинах, в жизни которых так мало минут счастья и так много неизбывной тоски.


Кроме того, на «Радуге» показали громкую работу одного из самых известных российских молодых режиссёров, обладателя «Золотой маски» Тимофея Кулябина. Спектакль по пьесе А. Чехова «Три сестры» в постановке Российского академического театра «Красный факел» из Новосибирска уже получил единодушное признание профессионалов.

Спектакль на языке глухонемых, который идёт четыре с половиной часа, властно приковывает внимание и заставляет забыть о беге времени Это психологический театр в лучшем своём проявлении, только освобождённый от нафталина. Сценическое пространство организовано почти как у Ларса фон Триера в «Догвилле». Жизнь обитателей дома Прозоровых разворачивается на глазах у зрителей, в метре от первого ряда кресел. Отделяющие комнаты перегородки обозначены белыми линиями на полу. Звуковую партитуру спектакля составляют многочисленные бытовые шумы, трели сотовых телефонов, вскрики, мычание. Революционный приём был использован режиссёром для того, чтобы стереть налёт фальши, накопившийся за 115 лет поставок «Трёх сестёр». Ведь чаще всего актёры лгут голосом. Поэтому постановщик лишает исполнителей этого инструмента. И они начинают более пристально вглядываться друг в друга, искать визуального и физического контакта. Уровень актёрской игры, достигнутый за два года работы над пьесой, просто потрясает. Актёры просто живут на этой сцене, полностью открытой взорам публики.

При этом у каждого персонажа в этом спектакле своя точно и чётко прочерченная линия, своя партия в многоголосой и при этом буквально безмолвной фуге. Почти идиллическое бытие в первом акте оборачивается тревожным хаосом пожара в третьем и полной предреволюционной разрухой в четвёртом. Кулябин выделяет и заставляет звучать громче трагические ноты чеховской пьесы. И становится очевидным, что думающее, понимающее, образованное, тонко чувствующее меньшинство – обречено.


Я люблю творчество Оскараса Коршуноваса, поэтому с особым чувством шла на спектакль «Свадьба» по пьесе Бертольда Брехта «Мещанская свадьба». Коршуновас успешно ставил в Италии, Норвегии, Франции и других странах. Его спектакли неоднократно были участниками международных фестивалей и получали престижные премии. «Мещанская свадьба» Брехта в постановке Вильнюсского городского театра повествует о лживости, двуличии и моральном разложении современного общества.

Режиссёру удалось удачно вписать пьесу, написанную в первой половине XX века, в контекст современности. Актёры существует настолько органично, что порой забываешь о том, что всё это происходит на сцене, а не в жизни. Германия, Литва, России – далее везде: разрушение традиционной морали, оскудение духовной жизни, деградация личности. Об этом порой очень смешной, а порой очень горький спектакль Оскараса Коршуноваса. Он заставляет задуматься и не составляет ещё долго после финальных аплодисментов.


Событием для фестиваля (хоть и не для меня лично) стал показ на сцене театра «Балтийский дом» спектакля одного из самых известных российских режиссёров – Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова. В этой постановке Гоголь-центра я выделила для себя блестящую работу Евгении Добровольской. Её появление в третьем акте этого спектакля помогло примириться с его затянутостью и манерной претенциозностью.


В последний день фестиваля на Малой сцене ТЮЗа был сыгран спектакль «Корабль дураков» Театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска – свежеиспечённый лауреат премии «Золотая маска». «Корабль дураков» – серия средневековых фарсов в постановке Дениса Бокурадзе. Всего шесть актёров воплощают на сцене множество персонажей, быстро перевоплощаясь буквально на глазах зрителей. Грубоватая простота площадного фарса сглажена в этой работе изяществом режиссёрского почерка. Лёгкость и непринуждённость действа, стиль и вкус режиссёра и художника делают скабрёзность не просто съедобной, а весьма забавной и даже поучительной. В итоге – торжество театральности, праздник театра как демократического вида искусства, рождённого в народной среде.

Да и весь фестиваль «Радуга» стал праздником театра – живого, волнующего, устремлённого в будущее.


Объявление

Как обеспечить безопасность помещения? Для этого существует множество способов. Например, на сайте https://zavodohta.ru/ вашему вниманию представлены противопожарные окна. Заходите и выбирайте.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцам посулили майское похолодание: природа сменит гнев на милость. Или наоборот

В первой половине мая уже не будет так тепло, как в апреле, зато синоптики обещают дожди.

В России«России необходимо очищение, народ этого ждёт» – Александр Проханов

Жизненно важно для страны и её будущего покончить с культом «золотого тельца».

В миреСмертельная стрельба добралась и до Шарлотта – бывшего побратима Воронежа

Подозреваемый в массовом убийстве позже был идентифицирован как Терри Кларк Хьюз-младший, 39 лет.

ОбществоВоронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»

Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеСадальский раскритиковал «Голос», назвав итоги сезона нечестными

«Первый канал испохабит всё, за что берется. Спасать «Голос» бесполезно».

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

ЛитератураУмер автор исторических детективов Кристофер Джон Сэнсом

Автор романов о Мэтью Шардлейке скончался в возрасте 71 года от редкого вида рака.

МузыкаЯвным фаворитом «Евровидения-2024» назвали швейцарца Немо

В своей песне «Код» Немо органично сочетает яркую мелодику с элементами хип-хопа.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеЭлектросамокатчики сбивают детей в Воронеже, велосипедисты ждут своей очереди

В Воронеже обсуждают наезды электросамокатчиков на 16-летнюю девочку и 5-летнего мальчика.