Войти
Театр
03.10.2016 12:43
«Вишнёвый сад» в Воронежском академическом театре драмы имени Кольцова:  от сиюминутного до вечного

«Вишнёвый сад» в Воронежском академическом театре драмы имени Кольцова: от сиюминутного до вечного

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: culturavrn.ru, voronezhdrama.ru

«Вишнёвый сад теперь мой», – с полным правом мог бы сказать художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова, заслуженный деятель искусств России Владимир Петров. Во-первых, потому, что режиссёр предложил убедительную версию прочтения знаменитой чеховской пьесы. Во-вторых, потому, что именно Петров является автором самой свежей на данный момент её интерпретации.

Премьерные спектакли были сыграны на большой сцене Кольцовского театра 24 сентября и 1 октября, частично разными составами. Однако на общем рисунке, а тем более, концепции спектакля это существенно не отразилось. Твёрдая режиссёрская рука видна, что называется, невооружённым глазом.

Владимир Петров не раз говорил, что ставить спектакли в «традиционной» манере, без выношенной собственной концепции ему не интересно. В конце концов, он и не должен иллюстрировать классику для старшеклассников. «Вишнёвый сад» у него не только подчёркнуто небытовой, но и устремлённый в те загадочные сферы, где нет ни времени, ни пространства.
Концептуальное решение заявлено уже в прологе. На длинной белой стене, уходящей в глубину и темноту сцены, появляется фигура высокого человека с тросточкой в пальто и шляпе. В этом персонаже трудно не узнать самого Антона Павловича Чехова. Фигура движется степенно, как и положено классику, а потом вдруг начинает выделывать коленца и подпрыгивать.


А за «Чеховым» следуют тени его персонажей. Предложенная для них хореография ещё более вычурная и причудливая. Потом одновременно с силуэтами на сцене появляются «живые» герои «Вишнёвого сада», выходят на авансцену (своеобразный парад-алле), чтобы зрители могли их всех рассмотреть, и рассаживаются на мешках с сушёной вишней. Других предметов на сцене нет, если не считать видеопроекций репродукций и знаменитого многоуважаемого шкафа. Проекции работают великолепно, особенно во время обращения Гаева к многоуважаемому шкафу, который на глазах начинает раздуваться от собственной значимости, а потом снова скукоживается и забывается персонажами.

Проекции предметов, как и тени людей, которые вдруг растворяются без следа, подчёркивают мысль постановщика о зыбкости мира и бренности не только всего живого, но и мёртвого. Предметы исчезают, звуки растворяются, люди уходят. И где теперь то, что их волновало, радовало, наполняло их существование смыслом?


Владимир Петров снимает все напластования и искореняет штампы, которыми за сто с лишним лет оброс «Вишнёвый сад». Режиссёр заставляет актёров думать на сцене, решительно пресекая попытки играть на «автопилоте» с использованием опыта, накопленного за годы лицедейства. Трудно например, узнать Надежду Леонову в роли Раневской. Она существует не только в этой вселенной, но одновременно провидит иную реальность – надчувственную, надмирную. Ей слышна музыка сфер, которую не чувствуют другие. Очевидно, что именно Раневской доверена функция своеобразного камертона этой постановки. Эта функция подкреплена в спектакле удивительно точным и выразительным музыкальным сопровождением, в котором есть и русский фольклор в современной обработке, и ария Далилы из оперы Сен-Санса, трогающая до глубины души.

Другие персонажи в той или иной степени настроены на камертон-Раневскую – от чуткой и удивительно органичной Вари (Магдалена Магдалинина) до хамоватого Яши (Александр Рубан). Кроме, разве что «музычно-драматичного» Епиходова (Артур Платов), который, увы, в этом спектакле смотрится вставным зубом из недорого металла. А роль-то можно было сделать так, чтобы подчеркнуть мысль о том, что жизнь наша проходит в чаду нелепостей или пустяков, а потом приходит конец и делает бытие-к-смерти ещё более бессмысленным. Но применительно к этому актёру о столь тонких материях говорить не приходится. Видимо, нужна срочная замена исполнителя. Либо сокращение времени пребывания персонажа на сцене и его реплик. Пока же он вносит заметную фальшивую ноту в общее полифоническое звучание спектакля, в котором сложился отличный ансамбль и есть своя неповторимая атмосфера.

Зато очень близко подошёл к идеальному решению роли в этом спектакле Роман Слатвинский (Симеонов-Пищик). Он наделяет своего персонажа узнаваемыми земными чертами и одновременно уводит роль в метафизический план – туда, где живут души и тени, а может быть, царит равнодушная вселенская пустота.


Хорош Юрий Смышников в роли Лопахина, особенною когда не кричит и не надрывается, что за последние годы стало для этого актёра основным способом существования на сцене. В тех сценах, где Лопахин подозревает, что этот спектакль не о нём, не о грядущем хаме и не о торжестве чистогана, а о чём-то более важном и вечном, он особенно интересен.
Великолепны оба Фирса. Владислав Ширченко трактует образ немного теплее, а Анатолий Гладнев более философски, но оба вызывают самое живое сопереживание. Тем более, что именно Фирс произносит в финале ключевые для постановщика слова: «Жизнь-то прошла, словно и не жил».

Большого ребёнка, которому жизнь один за другим преподносит неприятные сюрпризы, играет Сергей Карпов. Актёр не боится быть нелепым, смешным, порой отталкивающим, но при этом всё-таки трогательным. Вячеслав Зайцев в той же роли пока ещё в поисках своего неповторимого рисунка, но в общем ансамбле он на месте. А как тонко они с Леоновой передают родственные чувства!


В принципе, добрые слова можно сказать и о других исполнителях, у каждого из которых великолепно простроенная роль и россыпь тонких деталей, которые её украшают. Но (возможно я скажу странную вещь) в спектакле порой многовато текста. Ведь это же Чехов, возразит кто-то из вас, как можно замахиваться на святое! Можно. Если в результате дух побеждает форму. Как это было, к примеру, в спектакле Юрия Бутусова «Чайка», в котором постановщик часть текста сократил, а часть воспроизвёл несколько раз, получив в итоге выдающийся художественный результат.

Концепция, предложенная Владимиром Петровым, априори подразумевает компрессию, сокращение реплик и даже сцен (преимущественно в первом акте), которые не работают на замысел, не позволяют высвободить чеховский дух, заключённый в тексте, который произносили на сцене многие тысячи раз за последние 112 лет. Уверена: Чехов, особенно тот Антон Павлович, который появляется в начале воронежского спектакля, меня бы понял. Ведь решил же Петров финальную сцену «объяснения» Вари и Лопахина музыкально-пластически, добившись поразительного эффекта! Или пугающий эпизод, когда опьянённый властью денег Лопахин яростно вспарывает ножом мешки с вишней. Образовавшаяся куча вскоре станет могилой не только для старичка Фирса. Словно прах собственной жизни забирает с собой в Париж горстку этой вишни Любовь Раневская.

Таких бы моментов, полностью соответствующих замыслу и чеховскому духу, да побольше. И тогда громче прозвучали бы в спектакле звуки лопающихся струн той вселенной, где кто-то играл дивные и мрачные мелодии, но скоро не будет ничего и никого, кто мог бы вспомнить и рассказать об этом.


«Как сон, пройдут дела и помыслы людей.
Забудется герой, истлеет мавзолей.
И вместе в общий прах сольются.
И мудрость, и любовь, и знанья, и права,
Как с аспидной доски ненужные слова,
Рукой неведомой сотрутся…»

Вам жаль? Мне тоже.

P.S. И что же делать? Жить! – говорит нам постановщик, выводя в финале на сцену ансамбль персонажей, исполняющих шутливую песенку «Совы нежные». И пытаться быть человеком. Ведь любовь, доброта, благородство переживут нас, пусть ненадолго, прежде чем рассеяться в универсуме.
Как улыбка Чеширского Кота.



Объявление

Мир крутится вокруг новостей. Различные события влияют в той или иной степени на политику, экономику и другие сферы государства. Вашему вниманию представлены последние новости России. Более детально ознакомиться с событиями можно на сайте zelv.ru/v-rossii/.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЖара не оставит воронежцев

Однако, скорее всего, падения температурных максимумов пока не будет.

В РоссииЦирки продают билеты на смерть

Это вообще нормально? XXI век на дворе.

В миреВласти назвали «загадочной» смерть мужчины, гастролировавшего с «одержимой» куклой Аннабель

По словам властей, 54-летний Дэн Ривера был найден мёртвым в гостиничном номере в штате Пенсильвания.

ОбществоВ Воронежской области заметно выросло число коррупционеров

Больше всего преступлений коррупционной направленности совершается в образовании, здравоохранении, управлении, органах.

ТеатрНавороченные костюмы режиссёра-новатора и жара довели до обморока артистов на «Арена ди Верона»

Постановщик создал невыносимые условия для работы артистов хора, миманса и танцовщиков.

Кино и телевидениеОбъявлены номинанты на премию «Эмми» 2025 года

«Медведь» больше не фаворит – похоже, сериал о шеф-поваре поднадоел критикам и сдулся.

ПерсонаТелеведущий Юрий Вяземский оскорбил жителей Липецка, ответка прилетела быстро

Вяземского требуют отстранить от эфира, ему могут вчинить иск на 20 миллиардов рублей.

ЛитератураВ Воронеже открылась выставка, посвящённая Анатолию Жигулину, Алексею Прасолову и Владимиру Гордейчеву

Эти поэты – гордость Воронежа, их проникновенные строки знает вся страна.

МузыкаНепогода на планете добралась до музыкально-театральных событий – их приходится отменять

Небесная канцелярия повсеместно активно вмешивается в культурную повестку.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 5-12 июля 2025 в мировых СМИ

Отличились фотографы агентства «Анадолу», они постепенно выходят на первые роли.

Зал ожиданияВ Воронеже концерт клуба любителей гитарной музыки «Своя колея» посвятят Владимиру Высоцкому

Владимир Семёнович ушёл из жизни 45 лет назад, но слава его пережила.

ГлавноеПроизводственно-репетиционный корпус Воронежского театра оперы и балета построен на 60 процентов

В Минкультуры уверены, что корпус будет сдан в эксплуатацию осенью текущего года.