Театр
Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию
- Текст: Анна Бояринова
- Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра
«Отелло» Уильяма Шекспира – третья совместная работа хореографа Анжелики Холиной и Вахтанговского театра. Пять лет тому назад Холина поставила здесь спектакль «Берег женщин» - в эстетике невербального театра. Эксперимент был продолжен постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого.
Свет, декорации, музыка – все это играет решающую роль в спектакле. Сценограф Мариус Яцовскис решил пространство в геометрическом ключе: в глубине стоят восемь устремленных вверх прямоугольных пластов, по бокам – по четыре таких же вертикальных створа, над сценой возвышается похожая на якорь металлическая конструкция с чайками на наконечниках. Художник по свету Тадас Валейка придал драме Шекспира интимный и романтический окрас: в глубине прожекторы бросают вертикальные лучи вдоль каждого пласта; по бокам из створов пробивается свет, причем также видна только его перспектива, а сами прожекторы спрятаны в кулисах; сверху из зала на сцену спускается синий луч.
Вместе сценография и свет сравнимы по экспрессии с артистами, делают их движения органичными и даже немного текучими – теплый свет рассеивает резкость выпадов и смягчает угловатость актеров, превращает их перемещения в танец. Сдержанные скрипичные мелодии Джона Адамса и шум прибоя окончательно погружают зрителя в пучину чувств. Художник по костюмам Мария Данилова выбрала для артистов черные костюмы и трико, в отдельных сценах девушки предстают в цветастых платьях из «летящей» ткани. Невинная Дездемона облачена, конечно, в легкое белое платье.
«Мне хочется возбудить чувство ужаса перед страшной ошибкой и преступлением, до которого дошел благородный, доверчивый и добрый человек в ослеплении ревности. Хочется показать, как чистейшей души человек может запутаться в сетях клеветы, как он, думая, что борется за нравственную чистоту, убивает свою невинную, любимую жену, наказывая сам себя за то, что поддался безумию», – таким своим возвышенным порывам режиссер нашла решение. Сюжет Шекспира нанизан на пластику восходящих звезд труппы: Григория Антипенко в роли Отелло, Виктора Добронравова в роли Яго и Ольга Лерман в роли Дездемоны. В спектакле также участвуют десятки приглашенных артисток, которые заполняют сценическое пространство, создают атмосферу любви, страсти, гнева, в которой рождается конфликт.
Лейтмотивом здесь выступает не только морская тема, но и движение по кругу. Яго, замышляя недоброе, оказывается в кругу вихрем проносящихся темных прелестниц. Отелло, подговоренный Яго, также начинает метаться по кругу, осмысляя убийство. В синеве сценической глубины и в приглушенном свете эти метания приобретают черты морской воронки, обрекающей на смерть все, что в нее попало, – так режиссер показывает губительность и неразрешимость зависти Яго, доверчивости Отелло.
Спектакль очень геометричен и сдержан. Холина сделала ставку на минимализм и не прогадала. «Отелло» элегантен. И все-таки танцем назвать движения артистов нельзя – вне декораций и освещения они, кажется, потеряют всякую осмысленность. Это не балет, хотя действо и заявлено как «хореографический спектакль». Никаких низких плие, батманов, гран па де де актеры, конечно, не демонстрируют. При этом очевидно виртуозное владение телом не только каждого актера в отдельности: импульсы, посылаемые друг другу, схватываются живо и легко, энергия перетекает от одного другому, образуя на сцене один большой живой организм. Оценивая актеров, можно сказать, что они дали «мастер-класс по сценическому движению», – так было бы справедливее в отношении драматического театра. Пожалуй, небольшой диссонанс в подзаголовке – единственное пятнышко у вахтанговского «Отелло».
Эксперимент удался. И согревающая в снежную зиму радость от театра пребудет, как всегда, в душе каждого арбатского зрителя.
Реклама
Вы любите петь в караоке? Тогда зайдите на b-track.ru и там вас ждут минусовки и караоке. Пойте с удовольствием!
Ранее в рубриках
В России — За неделю заболеваемость ковидом в стране выросла на 17 процентов, а смертность – на 21 процент
Продолжается нехарактерный для тёплого сезона рост коронавирусной инфекции.
В мире — Элтон Джон заявил, что Тейлор Свифт – вторая в музыке, а кто первый?
Элтон ясно дал понять, что считает The Beatles самыми известными музыкантами на земле.
Общество — Мария Мазур: В Воронежской области продолжает повышаться контингент обучающихся
Колледж им. Ростроповичей на проспекте Революции открыл свои двери после ремонта.
Театр — Творческий коллектив «Театральная 17» Воронежского концертного зала объявил о наборе студийцев
Для участия в кастинге необходимо подготовить стихотворение, прозу, рассказать о себе.
Кино и телевидение — Кинопрокат решено спасать с помощью загробной нечисти –Битлджуса
Оправдаются ли надежды владельцев кинотеатров на существенное пополнение кассы?
Персона — Умер Александр Масляков
Последнюю игру Масляков провёл в 2022 году. После состояние здоровья не позволяло ему выходить на сцену.
Литература — «СНТ» Владимира Березина – социальная фантастика с до боли знакомыми реалиями
Дача – явление и понятие, которое Россия подарила миру. Как показывает практика, это целый универсум.
Музыка — В текстах Андрея Платонова нашли музыку
Звучание прозы великого писателя поистине полифонично.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 1-7 сентября 2024 в мировых СМИ
Хорошая неделя. Множество неплохих снимков, правда, шедевров маловато.
Зал ожидания — 200-летие со дня рождения Ивана Никитина в Воронеже отпразднуют с размахом
Праздник «В гостях у Саввича» запланирован на родине поэта на 5 октября.
Главное — Стала известна полная программа «Дня балета в Воронеже»
Среди ведущих мастер классов – Иван Васильев, Екатерина Любых и Максим Данилов.