Войти
Театр
02.12.2013 19:15
Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию

Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра

«Отелло» Уильяма Шекспира – третья совместная работа хореографа Анжелики Холиной и Вахтанговского театра. Пять лет тому назад Холина поставила здесь спектакль «Берег женщин» - в эстетике невербального театра. Эксперимент был продолжен постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого.

Театральную Москву сотрясают эксперименты. Переосмыслить, вдохнуть другую жизнь, актуализировать, – режиссеры ставят разные задачи в работе с классикой. Находить новые формы у всех получается по-разному, поэтому нередко эксперимент равен провокации и скандалу. Постановка трагедии «Отелло» в театре имени Евг. Вахтангова – это хореографическая фантазия по пьесе Шекспира, лиричная, сокровенная история любви в постановке Анжелики Холиной. Душу вашу выворачивать не будут, шокировать сознание и врываться в подсознание тоже, – вахтанговцы допустили эксперимент на сцене, но не в зрительном зале.


Свет, декорации, музыка – все это играет решающую роль в спектакле. Сценограф Мариус Яцовскис решил пространство в геометрическом ключе: в глубине стоят восемь устремленных вверх прямоугольных пластов, по бокам – по четыре таких же вертикальных створа, над сценой возвышается похожая на якорь металлическая конструкция с чайками на наконечниках. Художник по свету Тадас Валейка придал драме Шекспира интимный и романтический окрас: в глубине прожекторы бросают вертикальные лучи вдоль каждого пласта; по бокам из створов пробивается свет, причем также видна только его перспектива, а сами прожекторы спрятаны в кулисах; сверху из зала на сцену спускается синий луч.

Вместе сценография и свет сравнимы по экспрессии с артистами, делают их движения органичными и даже немного текучими – теплый свет рассеивает резкость выпадов и смягчает угловатость актеров, превращает их перемещения в танец. Сдержанные скрипичные мелодии Джона Адамса и шум прибоя окончательно погружают зрителя в пучину чувств. Художник по костюмам Мария Данилова выбрала для артистов черные костюмы и трико, в отдельных сценах девушки предстают в цветастых платьях из «летящей» ткани. Невинная Дездемона облачена, конечно, в легкое белое платье.


«Мне хочется возбудить чувство ужаса перед страшной ошибкой и преступлением, до которого дошел благородный, доверчивый и добрый человек в ослеплении ревности. Хочется показать, как чистейшей души человек может запутаться в сетях клеветы, как он, думая, что борется за нравственную чистоту, убивает свою невинную, любимую жену, наказывая сам себя за то, что поддался безумию», – таким своим возвышенным порывам режиссер нашла решение. Сюжет Шекспира нанизан на пластику восходящих звезд труппы: Григория Антипенко в роли Отелло, Виктора Добронравова в роли Яго и Ольга Лерман в роли Дездемоны. В спектакле также участвуют десятки приглашенных артисток, которые заполняют сценическое пространство, создают атмосферу любви, страсти, гнева, в которой рождается конфликт.

Лейтмотивом здесь выступает не только морская тема, но и движение по кругу. Яго, замышляя недоброе, оказывается в кругу вихрем проносящихся темных прелестниц. Отелло, подговоренный Яго, также начинает метаться по кругу, осмысляя убийство. В синеве сценической глубины и в приглушенном свете эти метания приобретают черты морской воронки, обрекающей на смерть все, что в нее попало, – так режиссер показывает губительность и неразрешимость зависти Яго, доверчивости Отелло.


Спектакль очень геометричен и сдержан. Холина сделала ставку на минимализм и не прогадала. «Отелло» элегантен. И все-таки танцем назвать движения артистов нельзя – вне декораций и освещения они, кажется, потеряют всякую осмысленность. Это не балет, хотя действо и заявлено как «хореографический спектакль». Никаких низких плие, батманов, гран па де де актеры, конечно, не демонстрируют. При этом очевидно виртуозное владение телом не только каждого актера в отдельности: импульсы, посылаемые друг другу, схватываются живо и легко, энергия перетекает от одного другому, образуя на сцене один большой живой организм. Оценивая актеров, можно сказать, что они дали «мастер-класс по сценическому движению», – так было бы справедливее в отношении драматического театра. Пожалуй, небольшой диссонанс в подзаголовке – единственное пятнышко у вахтанговского «Отелло».

Эксперимент удался. И согревающая в снежную зиму радость от театра пребудет, как всегда, в душе каждого арбатского зрителя.


Реклама

Вы любите петь в караоке? Тогда зайдите на b-track.ru и там вас ждут минусовки и караоке. Пойте с удовольствием!

Ранее в рубриках
В ВоронежеЖара по воскресеньям – погода в Воронеже и области до конца первой декады августа

Август в регионе прохладным не будет. Согласно предварительному прогнозу, он окажется даже теплее нормы.

В РоссииВ России утвердили правила вручения медали за заслуги в области театрального искусства

Награда была учреждена в апреле 2024 года Указом Президента РФ Владимира Путина.

В миреЦеремония открытия Парижской Олимпиады – китч, кринж и французский стыд

Шоу содержало кучу причуд, но в нём не было глубокого единства или связности, зато хватало пошлости и безвкусицы.

ОбществоВодоём в Воронежской области окрасился в кроваво-красный цвет

Местные жители предположили, что причиной явления стал слив химикалий или нечистот.

ТеатрВоронежский театр оперы и балета объявил дату открытия сезона 2024/2025

Открытие 64-го сезона в Воронежском театре оперы и балета состоится 6 сентября – раньше всех.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 25 июля: лидирует Николас Кейдж

За первый день «Собиратель душ» освоил в России 18,5 миллиона рублей, собирая в залах в среднем по 16 зрителей.

ПерсонаМитрополит Иларион отправлен в отставку

Таково решение Священного Синода Русской Православной Церкви.

ЛитератураВышел июльский (2024) номер журнала «Подъём»

Читателям предлагается обширная, насыщенная подборка прозы, поэзии, критики, публицистики.

МузыкаВ Воронеже выступит пианист из мирового рейтинга

В программе – Морис Равель: Концерт для фортепиано с оркестром № 1 соль мажор.

Изобразительное искусствоВ Воронеж привозят выставку «Донбасс. Индустриальный портрет»

Будет представлено более сорока работ, выполненных в жанре соцреализма.

Зал ожиданияВоронежцам предлагают попробовать нарисовать фрески каменного века

Познавательная лекция в «Костёнках» впервые будет дополнена интересной практической частью.

ГлавноеВоронежцам и гостям города рассказали, что посетить в предстоящие выходные 27-28 июля

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 27-28 июля 2024 года.