Театр

Вахтанговский театр поставил «Отелло» в позицию
- Текст: Анна Бояринова
- Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра
«Отелло» Уильяма Шекспира – третья совместная работа хореографа Анжелики Холиной и Вахтанговского театра. Пять лет тому назад Холина поставила здесь спектакль «Берег женщин» - в эстетике невербального театра. Эксперимент был продолжен постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого.

Свет, декорации, музыка – все это играет решающую роль в спектакле. Сценограф Мариус Яцовскис решил пространство в геометрическом ключе: в глубине стоят восемь устремленных вверх прямоугольных пластов, по бокам – по четыре таких же вертикальных створа, над сценой возвышается похожая на якорь металлическая конструкция с чайками на наконечниках. Художник по свету Тадас Валейка придал драме Шекспира интимный и романтический окрас: в глубине прожекторы бросают вертикальные лучи вдоль каждого пласта; по бокам из створов пробивается свет, причем также видна только его перспектива, а сами прожекторы спрятаны в кулисах; сверху из зала на сцену спускается синий луч.
Вместе сценография и свет сравнимы по экспрессии с артистами, делают их движения органичными и даже немного текучими – теплый свет рассеивает резкость выпадов и смягчает угловатость актеров, превращает их перемещения в танец. Сдержанные скрипичные мелодии Джона Адамса и шум прибоя окончательно погружают зрителя в пучину чувств. Художник по костюмам Мария Данилова выбрала для артистов черные костюмы и трико, в отдельных сценах девушки предстают в цветастых платьях из «летящей» ткани. Невинная Дездемона облачена, конечно, в легкое белое платье.

«Мне хочется возбудить чувство ужаса перед страшной ошибкой и преступлением, до которого дошел благородный, доверчивый и добрый человек в ослеплении ревности. Хочется показать, как чистейшей души человек может запутаться в сетях клеветы, как он, думая, что борется за нравственную чистоту, убивает свою невинную, любимую жену, наказывая сам себя за то, что поддался безумию», – таким своим возвышенным порывам режиссер нашла решение. Сюжет Шекспира нанизан на пластику восходящих звезд труппы: Григория Антипенко в роли Отелло, Виктора Добронравова в роли Яго и Ольга Лерман в роли Дездемоны. В спектакле также участвуют десятки приглашенных артисток, которые заполняют сценическое пространство, создают атмосферу любви, страсти, гнева, в которой рождается конфликт.
Лейтмотивом здесь выступает не только морская тема, но и движение по кругу. Яго, замышляя недоброе, оказывается в кругу вихрем проносящихся темных прелестниц. Отелло, подговоренный Яго, также начинает метаться по кругу, осмысляя убийство. В синеве сценической глубины и в приглушенном свете эти метания приобретают черты морской воронки, обрекающей на смерть все, что в нее попало, – так режиссер показывает губительность и неразрешимость зависти Яго, доверчивости Отелло.

Спектакль очень геометричен и сдержан. Холина сделала ставку на минимализм и не прогадала. «Отелло» элегантен. И все-таки танцем назвать движения артистов нельзя – вне декораций и освещения они, кажется, потеряют всякую осмысленность. Это не балет, хотя действо и заявлено как «хореографический спектакль». Никаких низких плие, батманов, гран па де де актеры, конечно, не демонстрируют. При этом очевидно виртуозное владение телом не только каждого актера в отдельности: импульсы, посылаемые друг другу, схватываются живо и легко, энергия перетекает от одного другому, образуя на сцене один большой живой организм. Оценивая актеров, можно сказать, что они дали «мастер-класс по сценическому движению», – так было бы справедливее в отношении драматического театра. Пожалуй, небольшой диссонанс в подзаголовке – единственное пятнышко у вахтанговского «Отелло».
Эксперимент удался. И согревающая в снежную зиму радость от театра пребудет, как всегда, в душе каждого арбатского зрителя.
Реклама
Вы любите петь в караоке? Тогда зайдите на b-track.ru и там вас ждут минусовки и караоке. Пойте с удовольствием!
Ранее в рубриках

В Воронеже — В Воронеж пришло лето – воздух прогрелся почти до рекордных значений
Подобная погодная аномалия – яркое свидетельство глобального потепления.

В мире — Комический полёт поп-исполнительницы Кэти Перри и невесты Джеффа Безоса Лорен Санчес
Дамочки провели в космосе всего десять минут, а шум поднялся вселенский. Даже Овечкин померк.

Общество — В одном из районов Воронежской области тотально не соблюдался закон о питании воспитанников образовательных учреждений
Судя по цифрам и фактам, без нарушений не работает ни одно учебное заведение.

Театр — Воронежский театр оперы и балета пригласил на праздничный концерт «Опять весна на белом свете…»
Постановщик спектакля-концерта – режиссёр и композитор Павел Рукавицын.

Кино и телевидение — «Что с «Голосом»? Мы его теряем
«Голос» уходит под стук собственных копыт, этого не понимает только Константин Эрнст.

Персона — Эксклюзивное интервью Светланы Крючковой покажет канал «Россия-Культура»
Встреча с актрисой – в программе «2ВЕРНИК2» на телеканале «Россия-Культура» 25 апреля в 22:25.

Литература — Вышел мартовский (2025) номер журнала «Подъём»
В представленных произведениях возникает впечатление близости родного края.

Музыка — Выдающиеся певцы планеты отметят 90-летие Лучано Паваротти участием в юбилейном концерте
Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Анжела Георгиу, Франческо Мели и Джонатан Тетельман отпразднуют 90-летие Паваротти.

Изобразительное искусство — Как выбрать интерьерную картину под стиль помещения и правильно разместить – советы и тренды
Важно учитывать размеры помещения, его колорит. Ещё важнее – повесить в доме произведение искусства, а не китч.

Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» подготовил праздничное открытие сезона
Археологические древности, быт доисторического человека, загадки истории и многое другое.

Главное — Условия выживания и благополучия России в духовном завещании старца Илия
Очень важным условием благополучия и жизнестойкости России он считал необходимость очистить её от нецензурной брани.