Войти
Театр
05.11.2023 09:32
«Хрустальный дворец» на воронежской сцене – давайте разберёмся

«Хрустальный дворец» на воронежской сцене – давайте разберёмся

  • Текст: Ольга Федоровская
  • Фото: theatre-vrn.ru

28-29 октября Воронежский театр оперы и балета представил новую премьеру – балет «Хрустальный дворец» на музыку американо-мальтийского композитора Алексея Шора, родившегося в Советском союзе (Киев, 1970), эмигрировавшего после развала страны в Израиль (1991), затем в Америку (1994).

Этот творческий коллективный проект, мировая премьера которого состоялась на Мальте в 2017 году, а российская – в 2018, создавался выдающимися профессионалами своего дела, чьи имена мы видим и на афише воронежского спектакля: Екатериной Мироновой (режиссёр-постановщик), Александром Сомовым (балетмейстер-постановщик), Сергеем Тимониным (художник-постановщик), Еленой Нецветаевой-Долгалёвой (художник по костюмам). В результате его отличает яркая эмоциональность, красочность и отсылки визуального ряда к барочно-классическим ассоциациям, сочетание в масштабной феерии черт различных сценических жанров – балета, оперы, драматического спектакля, дивертисмента и пантомимы.

Подобная синтетическая концепция спектакля оправдана стремлением его создателей передать сюжетную канву романа Ивана Лажечникова (1792-1869) «Ледяной дом» (1835) через визуальное воспроизведение исторических примет времени, связанного с правлением русской императрицы Анны Иоанновны.

Классический рецепт исторической романистики – разработка трогательной любовной истории, завершающейся гибелью героев, с включением отдельных исторических фактов (известно, что Лажечников изучал архивные документы) и творческого переосмысления жизни известных политических деятелей, помноженный на литературное дарование писателя, дал желаемый эффект – много лет литературный сюжет читатели воспринимают как реальную историю. И вот уже история с постройкой ледяного дворца, в котором по прихоти императрицы-тирана замерзают её несчастные подданные, тиражируется не только как характеристика времени, но и как «справедливая» оценка ряда исторических деятелей того времени.

Известно, что современники автора, в том числе А.С. Пушкин, дискутировали с ним по поводу свободного обращения с историческими фактами и категорически не соглашались с описанием реальных персонажей романа (например, фаворита Анны Бирона, поэта В.К. Тредиаковского и др.). И это нашим читателям необходимо знать, чтобы понимать, что исторический роман очень редко воплощает реальную историю и очень часто её искажает для воплощения художественного замысла писателя…

Впрочем, перейдем к балету! Его либретто сохранило только основную фабулу романа с сокращением и изменением действующих лиц, фокусируя внимание зрителей на трагической истории влюбленных придворных шутов. Эта романтическая линия в балете подчёркнута замечательными лирическими дуэтами, воплощенными проникновенным исполнением Марты Луцко и Михаила Ветрова, которые обрамляют цикл «живых картин», рисующих атмосферу придворного быта императрицы: ботанический сад, кабинет императрицы, балетная школа, охота, развлечения на природе, зимний сад, ледяной дворец…

Визуальный ряд, включающий реальные и виртуальные декорации, костюмы, предметы, животных, создаёт удивительное сценическое пространство, вызывающее ассоциации с сюжетными картинами середины 18 века (Ватто или Пуссена). Обилие разнообразных персонажей в исторических костюмах, особая роль пантомимы, которая, как мне видится, преобладает над балетом, поддерживают интерес зрителя к яркому действию на сцене. Эмоционально умиляют сцены с включением детей, которые своей непосредственностью оживляют продуманную партитуру действия.

Таким образом, задача постановщиков – поразить, удивить – удаётся в полной мере, и можно быть уверенными, что этот спектакль, при всей его трудоёмкости (можно только представить сложности работы с животными на сцене!), будет привлекать публику в театр. Тем более, что при помощи слова (в ролях Анны Иоанновны и диктора), введения в спектакль вокальных и хоровых эпизодов содержание действия становится более понятным для современной публики, которая часто не читает балетное или оперное либретто.

Балетные сцены в исполнении актёров нашей труппы следует отметить особо – они отличались филигранным мастерством, подтверждая высокий профессиональный уровень воронежской балетной школы и труппы театра! Сюитные композиции с танцами цветов, снежинок и феи замерзшего сада (Юлия Непомнящая), шутов, актёров в масках павлина, попугая, бабочки выделялись не только декоративной красочностью костюмов и интересными постановочными решениями, но особенной внешней легкостью воплощения праздничной карнавальной стихии в сложнейшей хореографической партитуре. Опора на традиции классического русского балета вызывает ассоциации с балетным театром конца 19 века, но это не вносит диссонанс в многокомпонентный спектакль, давая отсылку к императорскому балету в целом.

Немаловажным компонентом постановки является вокальный ряд, включающий арии императрицы Анны (Светлана Дюдина) и оперной дивы (Людмила Солод). Актрисы профессионально справились с воплощением своих сценических образов, решённых как характерные типажи без психологической детализации. Впрочем, если образ надменной императрицы остается неизменным на протяжении всего спектакля, то горделивый образ оперной дивы предстаёт в определенной динамике. Сначала она появляется перед восхищённой публикой в лучах славы с исполнением Оды, предназначенной императрице, а в трагическом финале мы видим сочувствующий страдающим собратьям-актёрам персонаж, исполняющий реквием.

Интересно, что здесь функция оперной дивы подвергается метаморфозе, она предстает мистическим воплощением сил холода, дублируя действия Феи замёрзшего сада. Длительная, довольно затянутая сцена гибели влюбленных в ледяном дворце предстаёт фантастической мистерией, в которой помимо снежных персонажей принимают участие ангелы, образы которых воплощены группой детей в костюмах с крыльями и со свечами. Их длительное дефиле по сцене вместе с оперной дивой, по замыслу режиссёра, подчёркивает трагический финал действа, однако кажется избыточным, нарушая принципы драматургии.

И это ощущение рождается в большей степени из-за музыкального ряда спектакля – эклектичного, отсылающего к разным источникам, но стилизованного в манере классицизма (альбертиевы басы, элементарный и утомительный функционально-гармонический ряд и др.) с опорой на романтическую лексику или мелодику, которая затем органично вошла в массовую песенную культуру. Без сомнения, музыка Алексея Шора очень эмоциональна, звукоизобразительна, можно сказать, кинематографична, блестяще оркестрована, но… Любой профессиональный музыкант может отметить недостатки в музыкальной композиции.

Алексей Шор – композитор, который начал писать музыку в 40 лет и в интервью открыто признавался журналистам: «У меня нет музыкального образования, я самоучка. Я писал для развлечения себя и друзей, а потом моя музыка случайно "попалась на глаза" Дэвиду Карпентеру, замечательному музыканту, моему давнему другу. Он не знал, что я пишу музыку, и увидев как-то партитуры, сказал, что музыка - замечательная, и он хочет играть её…».

Что же создало большую популярность композитору-самоучке? Потребность в новых именах? Упрощённый примитив, упакованный в фантик подобия высокому искусству благодаря профессиональным авторам творческих проектов? Усталость современной публики от концептуальной музыки современных композиторов в результате многих лет их эгоистического стремления к самовыражению без учёта особенностей аудитории? Запрос на возвращение простого мелодического начала на академическую сцену? Или желание профессиональных менеджеров доказать, что благодаря грамотной стратегии и пиару можно продать публике всё, что угодно? (А для широкой аудитории – ещё одно подтверждение, что ничему не нужно учиться в современном мире?). Я могу лишь предполагать… Очевидно только одно: в результате театральная публика получает представление о классической музыке через призму представлений музыкального дилетанта об этой классике… Хотя определённого дарования у автора не отнять – его мелодическая фантазия и эмоционально-романтический тонус музыки, помноженные на академическое мастерство, могли бы действительно привести к созданию выдающихся произведений. Пока же я вижу хорошо продуманный рыночный продукт.

Отсутствие профессиональной цеховой подготовки серьёзно сказывается на музыке автора, что проявляется в банальных мелодических оборотах, транслирующих штампы массовой песенной культуры, примитивном гармоническом мышлении, непонимании принципов музыкальной драматургии и прочее… В результате возникает гротескное пародирование жанрово-стилевых особенностей классико-романтического музыкального искусства, которое используется, например, для иллюстрации сюжета романа Лажечникова.

Именно эта особенность отличает музыку композитора, достаточно послушать, например, его скрипичные концерты с оркестром, которые возвышает поэтическое исполнение выдающихся музыкантов. Кстати, в его портфеле и шуточная вариация на старый шлягер «Мурка» для фортепиано с оркестром, которая с высоким пафосом исполняется на европейских сценах как образец русского искусства и… оценивается некоторыми критиками как культурный код нескольких поколений… Невольно вспоминаешь эпизод из кинофильма «Ширли-Мырли», в котором на филармонической сцене исполняется романс «Очи чёрные», что звучало в свое время как музыкальный анекдот!

Но что меня смущает – тенденция заигрывания со зрителем, снижению статуса профессионального музыкального искусства, – она присутствует в творчестве Шора, проявляясь в стилизациях классических концертов и создании, например, «Хорошо темперированного шансона», представляющего концертные обработки музыки «низкого жанра». Действительно, почему бы и не посмеяться…

А в эти дни (2 и 3 ноября) проходила мировая премьера (совместный американо-израильский проект) – комедийный музыкальный спектакль «Скрипач Её Величества», в котором музыка Алексея Шора иллюстрирует сюжет, связанный с перенесением современного героя в эпоху Екатерины Великой. И иронический подтекст его музыки вновь характеризует этап российской истории…

Несколько слов хочу сказать об оркестре (дирижёр Алексей Василенко), который выступал в едином ансамбле со сценическими актерами, передавая динамические и эмоциональные оттенки музыки. Однако, здесь ещё предстоит работа над достижением чистоты звучания у струнных и духовых инструментов, также, как и работа со звукорежиссёром по выстраиванию баланса оркестра со звучанием вокальных партий солисток.

В целом, на нашей сцене появился очень яркий и зрелищный спектакль, на который с радостью будут приходить наши горожане, чтобы получить визуальное удовольствие, – и эксперты в области хореографического искусства, и дилетанты. Ну, а что касается понимания исторических смыслов или оценки музыки современного известного композитора, эти вопросы отходят на второй план, теряясь в свете профессионального мастерства их воплощения и закрываемые прекрасной конструкцией хрустального дворца.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев ожидают умеренно тёплые выходные и прохладная неделя с 24 июня

Передышка от жары будет весьма желанной для пожилых и ослабленных людей.

В РоссииВ Москве назвали лауреата театральной премии «Гвоздь сезона»

Претендовали на премию пять спектаклей столичных театров, а выиграл один.

В миреАмериканские астронавты стали пленниками МКС

И никто не знает, когда они смогут безопасно вернуться на Землю.

ОбществоВоронеж снова в новостях – на этот раз сообщается о жестоком избиении ребёнка полицейским

Мальчик 20 минут был без сознания, но «скорую» пострадавшему подростку страж порядка не вызвал.

ТеатрМихаил Бычков дал интервью ПТЖ по случаю 30-летия Воронежского Камерного театра

21 июня 1994 года — это дата, когда в Воронеже была сыграна «Береника» — первый спектакль Камерного театра.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 20 июня: неофициальный лидер обогнал официального

Неофициальный лидер отечественного проката – мультфильм Disney/Pixar «Головоломка 2» (Inside Out 2).

ПерсонаУмер выдающийся воронежский актёр Михаил Мальцев

Артист скончался ан 75-м году вследствие тяжёлого онкологического заболевания.

ЛитератураФантастический детектив Мишеля Бюсси «Новый Вавилон» стал бестселлером за один день

Продажи книги быстро росли уже на уровне предзаказов, что бывает не так часто.

МузыкаДва рояля вместо одного – Гран-при конкурса Grand Piano Competition умножили на два

Рояль пилить не придётся – оба обладателя Гран-при получат от организаторов по акустическому роялю.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 15-22 июня 2024 в мировых СМИ

Лето, спорт, расцвет природы и рукотворные праздники – увлекательная тематика снимков недели.

Зал ожиданияЧто посетить в Воронеже в эти выходные рассказали специалисты

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 22 и 23 июня

ГлавноеВоронежскому Камерному театру – 30 лет

Это первый день рождения театра без художественного руководства его основателя и бессменного лидера Михаила Бычкова.