Общество
Цифровая трансформация образования в Воронежской области: все подробности
- Текст: Сергей Кольцов
- Фото: unsplash.com
Направление Цифровой трансформации образования способствует реализации в регионе сразу двух федеральных проектов, а именно: федеральный проект «Цифровая образовательная среда», федеральный проект «Современная школа» и проект «Цифровая школа». В регионе данное направление курирует Центр цифровой трансформации ГБУ ДПО ВО «Институт регионального развития им. Н.Ф. Бунакова».
Реализация проекта направлена на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В рамках проекта предусмотрена автоматизация документооборота, отчётности и бухгалтерии, цифровизация процесса обучения с выходом на индивидуальные траектории, непрерывное обучение педагога online.
На реализацию проекта выделено 226,9 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет – 222,4 млн. руб., областной бюджет – 4,5 млн. руб.
Проект включает следующие мероприятия:
- внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
- создание центров цифрового образования детей «IT-куб».
В настоящее время продолжается поставка оборудования в образовательные организации для внедрения цифровой образовательной среды.
Часть высокотехнологичного оборудования, которое производится за рубежом, будет поставлена в образовательные организации области в ноябре (двадцатые числа).
На базе Воронежского авиационного техникума им. В.П. Чкалова создан «IT-куб».
Региональный проект «Современная школа»
Реализация проекта направлена на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
На реализацию проекта выделено 533 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет – 461,2 млн. руб., областной бюджет – 71,8 млн. руб.
Проект включает следующие мероприятия:
- обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков;
- поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание новых мест в общеобразовательных организациях Воронежской области.
В результате реализации регионального проекта:
обновлена материально-техническая база в 2 организациях для 240 детей с ОВЗ;
созданы в 42 школах «Точки роста» для 22,4 тыс. детей;
1 сентября открылась общеобразовательная школа в с. Ямное Рамонского муниципального района на 1100 мест.

Состояние дел
К сентябрю этого года в 105 образовательных организаций получили современное оборудование для создания рабочих мест учителя, а также ноутбуки для обучающихся школ. Теперь 100% образовательных организаций обеспечены автоматизированными рабочими местами учителя.
Свыше 90% образовательных организаций подключены по вновь построенным и существующим оптико-волоконным каналам, остальные по радиорелейным каналам связи с гарантированной полосой пропускания. Только за летний период 2020 года к скоростным каналам связи подключены и предоставлен широкополосный доступ в сеть интернет 494 образовательным организациям, расположенным в сельской местности и посёлках городского типа с гарантированным интернет-трафиком и Интернет-соединением скоростью соединения не менее 50 Мб/с. Ещё 279 образовательных организаций, расположенных в городской местности обеспеченны гарантированным интернет-трафиком и Интернет-соединением со скоростью соединения в диапазоне 90-100 МБ/c.
Все без исключения образовательные организации общего образования подключены к электронным сервисам: системе организации дистанционного обучения, системе видеоконференцсвязи.
Созданы региональные системы видеоконференцсвязи, информационно-библиотечных центров, электронного обучения, IP-телефонии. Новые возможности позволяют реализовывать онлайн-, электронное и смешанное обучение, пользоваться корпоративной сетью и активно внедрять сетевую форму реализации основной образовательной программы, тем самым расширив доступность образовательных программ для детей из сельской местности посредством дистанционного обучения.
В результате реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие образования» с 2015 года по настоящее время:
модернизировано организационно-методическое сопровождение педагогов, в том числе с использованием информационных систем;
автоматизирован ряд оценочных процедур для обучающихся, педагогических работников и образовательных организаций. Анализ полученных данных оценочных процедур начинает использоваться при принятии управленческих решений;
в пилотном режиме 406 образовательных организаций отказались от ведения бумажного журнала и перешли на предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в электронном виде, что позволило получить опыт достижения наибольшей открытости образовательного процесса для родителей (законных представителей) и оптимизировать объём отчетности от образовательных организаций.
Проблематика
Современной системе образования характерны цифровые разрывы (пандемия и волна дистанционного обучения лишнее тому доказательство) двух видов:
- разный уровень доступности современных цифровых технологий, как у учеников, так и у педагогов. Примером становится наличие или отсутствие технических средств и возможности выхода в интернет (наличие и отсутствие ноутбука, его различные техническое показатели, различная скорость интернета);
- различие в использовании цифровых технологий. Уровень компетенций педагогов в использовании даже имеющегося оборудования разительно отличается.
Средство преодоления цифровых разрывов – цифровая трансформация. Как минимум по двум направлениям:
- насыщение школ и образовательных организаций современными цифровыми средствами. Поставки оборудования (ноутбуки, плазменные панели, интерактивные доски, планшеты) ведутся в ходе реализации программы «Цифровая образовательная среда» в рамках цифровой образовательной среды.
- изменение процессов, внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, включая изменение подходов к ведению документа оборота.
На сегодняшний день мы имеем фрагменты цифровой трансформации образовательных и управленческих процессов, которые не могут обеспечить кардинальное улучшение качества образовательной системы региона, что в свою очередь, ставит на первый план задачу синхронизации всех процессов, обеспечивающих достижение результатов.

Цифровая трансформация образования – что именно она трансформирует?
Цифровая трансформация — не просто насыщение образовательных организаций цифровыми средствами, компьютерами, современными гаджетами — это внедрение новых управления образованием и технологий обучения в существующей организации.
В первую очередь, цифровая трансформация — развитие и внедрение в образовательный и управленческий процесс принципиально новых технологии (искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных и интернет вещей), и как следствие – глубокое преобразование образовательных услуг, структуры школы, стратегии её развития, работы с обучающимися и родителями. Сегодня по сути цифровая трансформация – это трансформация модели организации образовательного процесса.
Зачем нужна трансформация?
Такие изменения трансформируют образовательный процесс в максимально персонифицированный, адаптированный под конкретного обучающегося, его индивидуальные потребности, запросы и дефициты. Учитель сегодня перестал быть основным источником знаний. Классно-урочная система уступит место более гибкой, свободной и индивидуализированной форме, где учебный процесс базируется на умении находить информацию и работать с ней, развитии компетенций, формированию компетентного паспорта обучающегося, педагога.
Главное, что очевидно происходит, – меняется процесс.
В 2021 году муниципальный этап Всероссийской олимпиады впервые организовали в онлайн режиме. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе внесла свои корректировки. Очное проведение олимпиады в школах заменили решением олимпиадных заданий через цифровую платформу. В результате в олимпиаде смогли принять большее количество участников.
«И здесь ещё требуются корректировки и доработки. В основном в части цифрового прокторинга (защиты от списывания). Безусловно для многих педагогов – такая форма проведения непривычна.
Но результат есть. Новые инструменты позволили большему количеству детей принять участие в муниципальной олимпиаде. Если раньше всего в области принимали участие порядка 25 тысяч детей по всем олимпиадам, то за два дня в новом формате уже приняли участие 12 тысяч детей. В плане индивидуального трека развития ребенка разве это плохо? Разве это не даст хотя бы минимальный прирост метапредметных компетенциях ребенка? Раньше это было невозможно в силу организационных ограничений (обусловленные традиционной механикой, нехваткой ресурсов для очного участия всех желающих.), сейчас ограничения сняты», – поясняет директор Центра цифровой трансформации ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова» Денис Плотников.
Актуальные задачи перед региональной системой образования Воронежской области в ближайшей перспективе в целом можно обозначить следующим образом:
• научится принимать управленческие решения на основе анализа данных информационных систем образовательных организаций,
• собирать цифровой след для прогнозирования образовательных результатов,
• создать цифровую аналитическую инфраструктуру под задачи управления образовательной организацией.
Для этого необходима большая работа по интеграции, сращиванию различных информационных систем, платформ.
Информационные системы и их возможности
Здесь первостепенная цель не массовое внедрение цифровых образовательных платформ и информационных систем, а создание целостной экосистемы, в которую цифровые платформы, безусловно, войдут как часть. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придётся приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов. Но здесь самое сложное не столько освоение, сколько осознание того, что это надо делать, что это единственно правильный путь. Для этого необходимо переосмыслить сам процесс.
Образовательная система, в том числе и школьная, очень консервативна. Для этого достаточно пообщаться с учителями, которые работают долго. В целом это не является плохим качеством. Как минимум потому, что если система образования начнет меняться слишком быстро, то перестанет быть авторитетом для взрослого поколения и будет вызывать отторжение (пример с тотальным переходим на дистант), а если совсем медленно, то будет абсолютно не интересна ученикам. Поэтому одна из задач цифровой трансформации и Центра цифровой трансформации в частности – показать необходимость переосмысления процессов.
Пример: Внедрение электронного журнала, традиционные уроки на интерактивной доске и т.д. – это не цифровизация, это просто смена инструмента на более удобный, современный, совершенный. При этом нет принципиально разницы оценка в электронном журнале или в бумажном. Нет изменения процесса, а цифровая трансформация – это про изменение процесса, в частности когда та же оценка становится формирующей и получается исходя из анализа множества условий, а не только исходя из того правильный ответ или нет.
Словом, автоматизация – это не цифровизация.
Успеваемость обучающихся может отслеживать нейросеть?
Именно в таком русле мы начинаем говорить о цифровой трансформации процесса.
Далее по другим базовым технологиям цифровой трансформации. Виртуальная реальность, дополненная реальность и т.д.
В целом это уже не фантастика, а как ростки пробивается в той или иной степени в любой школе, муниципалитете. Просто где-то медленнее, где-то быстрее. В крупных школах и раньше автоматизация началась. Поэтому сейчас кто-то уже проводит уроки с очками виртуальной реальности, а кто-то начинает осваивать интерактивную доску. Но в целом направление развитие задано и не изменится.
Наша задача в частности создать на региональном уровне набор условий, чтобы это максимально быстро стало доступно для всех обучающихся, тем самым обеспечив право на качественное образование для всех вне зависимости от факторов. Выработать такую персонифированную модель образования, которая формирует набор компетенций, которые позволят обучающемуся быть успешным в новых условиях – условиях цифровой экономики.
Цифровая трансформация – это трансформация процессов ради тотальной персонализации образования.
Заменит ли компьютер и цифровые платформы педагога?
Меняется роль учителя, т.к. он перестает быть единственным источником знаний, его роль трансформируется, т.к. меняется процесс. Если учитель это понимает, что есть новые инструменты, которые дают новые возможности в плане повышения качества образования – то никакая платформа не сможет заменить такого учителя.
Когда пытаешься представить, как будет выглядеть типичный урок в цифровой школе, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы, в частности, понимать, что такое Big Data, с легкостью управлять «умным» образовательным пространством. Понятно – это из разряда фантастики, но в целом мне было тяжело представить год назад, что учителя так массово будут проводить уроки в zoome. А сегодня это реальность. И все остальное реальность очень и очень краткосрочной перспективы. Горизонт планирования здесь весьма недалёкий – 3-5 лет максимум.
Но не стоит забывать, что главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле, умении выстраивать коммуникацию с ребёнком.
Детям нужны учителя, ровно как и учителям нужны дети. Но нужны учителя, которые понимают, как использовать все современные технологии, чтобы повысить качество образования ребенка.
Ученики должны быть учителями больше, чем сами учителя. Порой большинство из нас совершают ошибки — пытаемся поделиться с детьми знаниями, но даже сами не задумываемся, как они смогут применить эти знания в современном мире, а что, если завтра знания поменяются, и ребенок будет не способен их обновить самостоятельно. Цифровая трансформация экономики требует от миллионов людей новых умений. Приобрести же необходимые навыки помогают новые формы обучения, в первую очередь онлайн-образование.
Образованию нужен гибкий подход к ученикам, при этом только цифровизация и цифровая трансформация сможет обеспечить этот гибкий подход.

Цифровая школа – это какая школа?
Образовательный центр в районе «Яблоневых садов». Это не просто школа новостройка — первая умная и цифровая школа.
В комплекс включена школа на 2860 мест, расположенная по адресу Московский проспект, 142в. В него будет входить детский сад на 600 мест. Строительство объекта начнётся в 2021 году. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2022 год.
Именно в этой школе закладываются абсолютно новые процессы организации и сопровождения образовательного процесса уже на этапе проектирования.
Цифровая школа – это инфраструктура возможностей в том числе за счёт цифровых средств. Здесь надо понимать, что это должно находить отражение в любой школе, не только в новой. Для этого это должен понимать сам директор в первую очередь.
Цифровая школа Воронежской области – совместный проект Департамента образования, науки и молодёжной политики, Департамента цифрового развития, ПАО Ростелеком.
Рассказ про сервисы, их применение в образовательном процессе. Как итог устранение цифрового разрыва в части доступа к сети Интернет в опережающем режиме по сравнению с другими субъектами.
Платформы по модели персонифицированной модели обучения (далее – ПМО). Участие в проекте ПМО совместно с ПАО Сбербанк.
Аналитическая информация о проведении в 2019/2020 учетном году апробации цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающего реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов, на базе организаций, реализующих программы основного общего образования, с участием ПАО «Сбербанк России» и Агентства стратегических инициатив.
Персонализированное образование — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности. Персонализированный подход базируется на положении, что ребёнок учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и учитываются его индивидуальные особенности. Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Указанные параметры определяются по большей степени (в пределе — полностью) самим учащимся (в индивидуализированном обучении — педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося).
Для персонализированной модели образования характерны использование потенциала традиционных и новых эффективных образовательных технологий; опора на совместную деятельность учащихся в хорошо организованном классном сообществе; высокая производительность учебного труда; активизация образовательного процесса за счёт цифровых технологий.
Важная особенность данной модели заключается также в том, чтобы наряду с повышением эффективности обучения, создать условия для индивидуализации воспитания и развития, для реализации потенциала личности.
Школьная Цифровая платформа – незаменимый инструмент в реализации Персонализированной модели образования. Она не может заменить учителя, но является эффективным помощником в организации учебной деятельности, на основе использования новых форм и оперативной обратной связи.
Учебные модули, созданные на Платформе, полностью отражают структуру изложения материала в Персонализированной модели образования и соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту.
В 2019 году Воронежская область в проекте апробации ПМО не участвовала.
В связи эпидемиологической обстановкой, связанной с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в апреле 2020 года 25 образовательным организациям региона был предоставлен доступ к школьной цифровой платформе.
С сентября 2020 года проекте апробации ПМО принимают участие обучающиеся 121 образовательной организации региона. ПМО реализуется с 5 по 8 класс. Количество педагогов, принимающих участие в проекте – 630. Количество классов – 214. Общий охват обучающихся – 4251.
Каждая образовательная организация самостоятельно определяет перечень классов и предметов, реализуемых в проекте ПМО.
ПАО Сбербанк, в рамках благотворительной акции, передал региону 1285 образовательных комплектов SmartBox с предустановленным доступом на школьную цифровую платформу, обучающимся имеющим потребность в компьютерной технике.
Согласно приказу департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 669 от 27 июля 2020 года, региональным оператором по передаче образовательных комплектов образовательным организациям и учащимся образовательных организаций в рамках обеспечения равных технических возможностей на территории Воронежской области назначено государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова» (Митрофанов).
Все 1285 образовательных комплектов, согласно выполнению пунктов графика планируемых мероприятий, в рамках реализации сотрудничества для обеспечения равных технических возможностей на территории Воронежской области для реализации обучения с использованием Школьной цифровой платформы, переданы образовательным организациям – благополучателям в установленные сроки.
Во исполнении соглашения между правительством Воронежской области, Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и Автономной некоммерческой организацией содействия внедрению в общеобразовательной школе инновационных образовательных технологий «Платформа новой школы», а также в целях успешной реализации проекта по внедрению цифровой платформы персонализированного образования для школ создан региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий реализацию проекта ПМО для школ, расположенных на территории Воронежской области (далее - «РВПО ШЦП»).
Состав РВПО ШЦП:
Салогубова Наталья Валерьевна, заместитель руководителя департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, руководитель РВПО ШЦП
Комарова Наталья Владимировна, ведущий консультант отдела проектной деятельности департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, региональный куратор РВПО ШЦП.
Члены РВПО ШЦП:
1. Митрофанов Александр Юрьевич, ректор ВИРО им. Н.Ф. Бунакова;
2. Серебряков Сергей Васильевич, региональный директор по работе с органами государственной власти – начальник отдела клиентских менеджеров РГС ВГОСБ ЦЧБ ПАО Сбербанк;
3. Плотников Денис Геннадиевич, директор центра цифровой трансформации образования ВИРО им. Н.Ф. Бунакова;
4. Винников Дмитрий Юрьевич, заместитель директора центра – заведующий сектором организационно-методического сопровождения цифровизации образования центра цифровой трансформации образования ВИРО им. Н.Ф. Бунакова.
Региональным координатором РВПО ШЦП определено государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова».
Региональным координатором РВПО ШЦП разработано и утверждено положение о создании регионального ведомственного проектного офиса, обеспечивающего реализацию проекта по внедрению цифровой платформы персонализированного образования для школ (приказ ВИРО им. Н.Ф. Бунакова № 01-07/100 от 09 сентября 2020 года).
29 октября 2020 года региональным координатором РВПО ШЦП проведено организационное совещание с руководителями образовательных организаций, участвующих в проекте апробации ПМО.
В рамках совещания подведены итоги 1 четверти участия в проекте, даны организационно-методические рекомендации по дальнейшему участию в проекте апробации ПМО.
Ранее в рубриках

В Воронеже — Телебашня красочно поздравит воронежцев с Днём защиты детей
На этот раз подсветка будет очень динамичной, заряженной положительными эмоциями.

В России — Стартует восьмой сезон проекта «Большая опера»
Поступило около 300 заявок. К очному прослушиванию были допущены 20 оперных певцов из России и других стран, включая Марию Бойко из Воронежа.

В мире — «Ювентус» рассматривает возможность аренды молодого таланта «Реала» Эндрика
Наш обозреватель продолжает анализировать дела футбольные, на этот пристально глядя на итальянскую Серию А.

Общество — Встреча с уникальным человеком прошла в воронежской библиотеке
Почётным гостем информационно-познавательного центра стал Владислав Безрядин.

Театр — В Воронеже объявлено о премьере оперы «Зори здесь тихие»
Билеты на премьерные показы оперы можно приобрести в кассах театра и на сайте театра.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 29 мая: всё ещё отлив
Как пошла дурная волна, так её и не остановить – кинотеатры практически пусты.

Персона — Николай Комолов назначен директором воронежского Музейного комплекса «Петровский остров»
По сути, Николаю Комолову предстоит создавать этот комплекс из ничего.

Литература — Роман «Тедди» американки Эмили Данли понравится любителям остросюжетной женской прозы
За идеальным фасадом скрывается прошлое, которое может дать о себе знать в любой момент.

Музыка — Два видных дирижёра не поделили театр Ла Скала
Даниэле Гатти порвал все отношения с миланской оперой в знак протеста.

Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 17-24 мая 2025 в мировых СМИ
Поиски были долгими, но найденное должно вам понравиться.

Зал ожидания — «Детский день в Костёнках» — приключение для юных исследователей прошлого
Музей «Костёнки» с нетерпением ждёт юных исследователей и их родителей, чтобы вместе отметить 1 июня.

Главное — Воронежцам рассказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 31 мая – 1 июня
На эти дни запланировано множество мероприятий, которые разнообразят ваш досуг.