Наука. Природа. Медицина. Образование
Престиж профессии учителя снижен до неприличия
- Текст: Сергей Михеев
- Фото: Pinterest
В России нехватка учителей. Вице-премьер Татьяна Голикова оценила дефицит кадров в 11 тысяч человек. Политолог Сергей Михеев в эфире программы «Железная логика» на радио «ВестиФМ» высказался о причинах дефицита учителей.
«Мы говорим о том, что перед страной много сложных вызовов, что конкуренция в мире обостряется, что России надо иметь технологический и культурный суверенитет, - отметил Сергей Михеев. - Кто будет это делать? Плохо образованные люди не смогут этим заниматься. Поэтому образование является приоритетом в борьбе за национальные интересы, государственную безопасность, самостоятельность, независимость и суверенитет. Кто будет этим заниматься, если вы плохо научили детей в школе, не очень хорошо в институте – лишь бы выдать диплом? Как они будут заниматься обеспечением интересов? Они и рады это делать, но не хватает знаний и практических навыков».
По его словам, «очень много принципиально важных вещей заменяются демонстрацией или отчётами о приобретении оборудования: "Смотрите - мы купили электронную доску, купили детям компьютеры, подключили школы к Интернету, закупили камеры!"».
«Это не развитие системы образования, а освоение денег, – подчеркнул он. – Благодаря освоению денег часто аффилированными с госорганами коммерческими структурами удобно поставить галочку в отчёте. Это не стратегия, а сиюминутная политика, которая в лучшем случае не видит дальше собственного носа, а в худшем - изначально фальшивая, когда качество образования подменяется количеством оборудования. Количество оборудования автоматически в качество образования не переходит, тем более, что многие электронные вещи очень сомнительны. У кого дети учатся в школах, могут подтвердить, потому что это не всегда помогает учёбе, а иногда снижает качество учёбы, хотя выглядит всё очень красиво. В школе не хватает хороших учителей, наставников, потому что компьютер сам по себе не сделает человека образованным, даже если он нахватается знаний в Интернете. Образованным человека делает хорошее образование, которое базируется на преподавании, на передаче знаний от человека к человеку, а техника может только помогать. Мы пошли по пути отчётов о закупке компьютерной техники, камер, электронных досок, которые ещё не факт, что не вредны для здоровья».
«Ребенок смотрит на электронную доску или в монитор весь учебный день, дома смотрит в другой монитор и в свой телефон. Это полезно для здоровья? Врачи говорят, что надо ограничить подобные вещи максимум двумя часами в день. Где же тут 2 часа? Получается, весь день: 8-10 часов в день ребёнок находится перед экраном монитора. Это происходит годами, а потом вы ждёте крепкого здоровья, хорошей психики, а её не будет. Потому что технические новшества иногда подменяют смысл процесса, форма подменяет содержание. Поэтому здесь нужна стратегия, – убеждён Сергей Михеев. – Обсуждают, что делать с телефонами на уроках. Телефон отвлекает ребёнка от усвоения материала. Телефон сам по себе ничего не значит, а значит потому, что подключён к Интернету. Подключили к Интернету – молодцы. А ребенок ничего не понимает, не усваивает знания. Итог – из школы выходит бестолковый.
Потом говорите: "Эти молодые люди должны быть патриотичными, должны построить то, должны изобрести это". Поменьше разговоров, побольше реальных дел! Эти разговоры и сводятся к тому, что "Мы закупили такое-то количество импортного оборудования, китайского в первую очередь". Китайские производители, инженеры, рабочие получили работу, а вы обеспечили качество учебного процесса? Я думаю, что нет. Это первое».
«Второе: учителя. Они поступают, потом уходят или даже не приходят в школу. Причин огромное количество. Престиж профессии учителя снижен до минимального значения ситуацией, при которой учитель – это "имя прилагательное", которого любой ученик может оскорбить, унизить, написать кляузу. Кому это будет нужно? Никому. В итоге страдают дети. Первое – престиж, профессия учителя. Второе – зарплата, которая должна привлекать. Третье – если речь идёт об отдалённой местности, то это социальный пакет. Как раньше образование продвигалось в отдалённые районы? Государство предоставляло учителю бесплатно жилплощадь. Родители хотели, чтобы их дети вышли в люди, и они понимали, что учителя надо уважать, потому что он твоего ребёнка учит тому, чему ты сам научить не можешь. Сейчас в ситуации выросших амбиций повышается рост глупости. Чем больше человек о себе думает, тем глупее становится», - отметил политолог.
«А предъявление претензий к учителю, к другим людям иногда является банальным способом роста самооценки: "Сейчас пойду, разберусь с учителем. Сам я пустое место, а возьму и вырасту над собой". К сожалению, в отношении учителей со стороны родителей это происходит часто. Это надо менять – иначе мы получим бестолковое поколение. В отношении учителей тоже нужен свой "кнут". Получил образование за бюджетные деньги – отработай 3 года в школе», – предложил политолог.
«Для тех, кто получает образование на бюджетной основе, надо ввести обязательное распределение: минимум год, а лучше три, должен отработать в школе. Во-первых – люди, выбирающие эту профессию, будут относиться к ней более сознательно. Во-вторых – будем решать проблемы с нехваткой учителей хотя бы частично. А потом из тех, кого распределят, кто-то уйдет, а кто-то останется. В советское время тоже была система, при которой вы должны были отработать, но потом имели право выбрать. Человек закончил пединститут и по распределению должен был какое-то количество времени отработать учителем. После того, как обязательная отработка кончалась, человек мог выбирать специальность, какую хотел – не было пожизненного принуждения. Но, я думаю, если человек получает образование за бюджетные деньги, то, учитывая ситуацию нехватки, ввести распределение было бы правильно», – считает Сергей Михеев.
Источник
Ранее в рубриках

В Воронеже — Сильное похолодание, обещанное Москве вечером 9 мая, достигнет Воронежа спустя несколько часов
Все последующие дни температура будет ниже климатической нормы.

В России — Учёные вычислили вероятность падения «Космоса-482» на Воронеж
Шанс падения аппарата на столицу Черноземья в эти праздничные дни – один к тысяче.

В мире — Неудачной шуткой вице-президент Вэнс поставил под угрозу проведение чемпионата мира по футболу 2026 года в США
Напугав болельщиков арестом и депортацией, Вэнс отпугнул от Мундиаля значительную часть болельщиков.

Общество — Воронежстат сообщил об улучшении материального положения воронежцев
В 2025 году средняя «грязная» зарплата в регионе выросла почти на 20 процентов.

Театр — В Кольцовском театре показали премьерный спектакль «Мы все и Надежда» – что из этого вышло
В целом спектакль получился – несмотря на недостатки драматургии и некоторые спорные решения.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 8 мая: праздничная тематика доминирует
Фильм «В списках не значился» выиграет второй уик-энд подряд.

Персона — Американо-перуанский кардинал Роберт Фрэнсис Прево стал новым Папой под именем Лев XIV
Американский Папа – это сюрприз. Видимо, не случайно такую активность вокруг святого престола проявлял Дональд Трамп.

Литература — Биографический роман Маргариты Мамич «Композитор тишины. Сергей Рахманинов» оказался бестселлером
Книга уже три недели входит в число самых продаваемых в магазине «Москва».

Музыка — Кого прочат в победители конкурса «Евровидение-2025»
Скорее всего, победят финны, поющие на шведском языке и представляющие Швецию.

Изобразительное искусство — В Минске открылась крупная художественная выставка с участием воронежских мастеров
Особое место в экспозиции занимают работы воронежских живописцев и графиков.

Зал ожидания — Видеомаппинг в честь Победы украсит центр Воронежа вечером
Созерцать ожившие картины Великой Отечественной войны можно будет три дня подряд.

Главное — Воронежцам подсказали, как удачно провести выходные дни 8-11 мая
Праздничные выходные дни продлятся с четверга по воскресенье включительно.