Войти
В России
16.08.2009 19:09
В российском кино остается все меньше здравого смысла

В российском кино остается все меньше здравого смысла

  • Текст: Юрий Хабаров
  • Фото:
  • Правка

Если судить по конкурсной программе фестиваля «Окно в Европу» (Выборг, август 2009 г.), в российском кино неблагополучно. Об этом пишет, в частности, Марина Тимашева: «Серьезно рассуждать об увиденных конкурсных фильмах довольно сложно. Хочется говорить разве что о том, что все они сделаны при участии Министерства культуры - то есть оно выделило на них деньги. И в голову лезет кровожадная мысль: поймать тех, кто распорядился финансами таким образом, и в принудительном порядке заставить их посмотреть все эти фильмы один за другим».

Какое же меню предложили зрителям и представителям критического цеха организаторы?

Картину "Окно для наблюдателя" юной Галины Мезенцевой по сценарию Дмитрия Липскерова – мутную историю о том, как один писатель написал что-то маловразумительное про другого писателя. Вот уж точно – «редкий зритель досидит до середины сеанса».

Фильм Екатерины Толдоновой «Государыня и разбойник», в котором Екатерина Вторая ведет задушевные беседы с Пугачевым и оказывается, что они оба готовы биться за освобождение народа. Прибавьте к этому псевдоисторическому посылу профессиональную беспомощность – и вот вам «Государыня и разбойник».

Ленту Валерия Лонского «Двойная пропажа», на которой можно хорошо выспаться. Завязка (исчезновение фокусника и его ассистентки во время представления) есть, а развития и развязки нет. Да, люди подчас бесследно исчезают. Но растягивать это утверждение в сценарий двухчасового фильма?

Тем же пороком страдает и фильм "Ясновидящая", снятый Ильей Владимировичем Хотиненко, то есть, Хотиненко-сыном. Героиня фильма обнаруживает способность предсказывать будущее. Время от времени к ней ходят желающие узнать, что их ждет. Однажды появляется молодой человек, который в нее влюбляется. Он-то и спасает кассандру от плохих людей, которым не понравились ее пророчества. Несмотря на неплохую экспозицию, картину губит смешение жанров и небрежность.

Вообще показательно, что героями отечественных лент все чаще становятся экстрасенсы, маргиналы, фрики и прочая подобная публика, и это только подтверждает, что корабль российского кинематографа дрейфует все дальше от здравого смысла, общественной значимости и профессионализма.

К сожалению, фиаско терпят не только начинающие. Обидно за Петра Мамонова и (особенно) Олега Янковского, потому что фильм Павла Лунгина «Царь» («Иван Грозный и митрополит Филипп»), боюсь, многих разочарует. Критики, которым я доверяю, видели картину в дни Московского кинофестиваля, и, мягко говоря, остались не в восторге. Вот и президент фестиваля "Золотой витязь", народный артист России Николай Бурляев подверг "Царя" критике: "Я пришел смотреть "Царя", потому что мне была интересна трактовка Павла – после "Острова". "Остров" ведь был настоящим поступком… Я заставлял себя оставаться в зале полчаса, хотя можно было уйти через пять минут, увидев непрофессиональную работу Петра Мамонова. На экране, извините, беззубый бомж, а не Царь Иоанн Васильевич. Но самое главное – историческая трактовка неверная, уводящая нас от истинного понимания сути и образа Иоанна Грозного. Я категорически не согласен: и народ как быдло, и Царь как упырь – все это антиисторично".
Впрочем, подождем всероссийской премьеры «Царя». Пусть каждый составит свое мнение.

Но все-таки, думается, этот фильм будет профессионально куда крепче незабвенных лент нашего именитого земляка Василия Панина. Помню, смотрел его фильм «Опять надо жить» и удивлялся, насколько же беспомощно… Впрочем, спрячусь за критика М. Иванова: «Фильм снят по мотивам произведений Андрея Платонова, который перевернулся бы в могиле, если бы посмотрел эту картину».

Впрочем, на нашем Платонове подрывались и куда более профессиональные режиссеры. Вспоминается фиаско Александра Сокурова, умудрившегося выкачать из «Реки Потудань» все эмоциональное, волнующее, пронзительное. Засушил, обесточил гениальное произведение автора «Родины электричества».

Что-то уже начинаешь испытывать беспокойство по поводу «Палаты № 6», премьера которой тоже ожидается осенью. Но, вроде бы, Карен Шахназаров мастер известный. Правда, действие чеховского рассказа взял и перенес в наши дни…
Будем, однако, надеяться, что хоть у него кино получилось.

Ранее в рубриках
В ВоронежеТри беспилотника устроили воронежцам беспокойную первомайскую ночь

Убеждаемся, насколько правильным было решение властей не устраивать массовых первомайских праздничных акций.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоЭкологическую проблему в Воронежской области решили на бумаге, в реальности стало только хуже

В Калачеевском районе власти решили экологическую проблему фиктивно, – сообщает НФ.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеПочему критики не рецензируют фильмы

Некоторые новинки проката вообще не получают профессиональных оценок, с чего бы это?

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.