В России
О Бунине в юбилейный день
- Текст: Николай Тимофеев
- Фото: yandex.ru
Послесловие к юбилейной телепередаче на канале «Россия К» от 22 октября 2020 года написал критик Николай Тимофеев.
Ведущим программы в этот раз был весьма интеллектуальный Андрей Максимов, писатель, режиссёр, сценарист, журналист, публицист и т.д и т.п. В общем, когда он ведущий, всегда жди интересных собеседников и, естественно, интересных бесед.
И всё же… И всё же я остался неудовлетворённым этой беседой. И вот я ищу в себе ответ на этот вопрос. Дело в том, что за последние четверть века, в течение которых мне счастливо довелось вчитываться и вдумываться в жизнетворчество Бунина, у меня естественно сформировались ответы на некоторые вопросы. Чтобы было понятно, поясню.
В 1995 году я был «втянут», совершенно неожиданно, в юбилейные бунинские дни в Воронеже в связи со 125-летием писателя. Итогом этого участия стал радиоспектакль «Русская любовь во Франции, или Париж, Жаннет и Бельведер», поставленный мною по моему сценарию с актёрами драмтеатра. Он оказался настолько удачным, что его в течение десяти лет передавало в эфир Радио России. Затем была инсценировка бунинской повести и ряд статей-размышлений о творчестве и жизни Бунина. Всё это я упоминаю не потому, что хочу похвастаться, а чтобы были основания понять и принять моё последующее изложение.
Так вот, возвращаюсь к телебеседе. Андрей Маркович задал своим интеллектуальным собеседникам вопрос: «Почему, скажем, Блок принял революцию, а Бунин категорически нет?». Я был очень удивлён, что они как-то «утопили» ответ на этот весьма острый вопрос. А ответ на него, на мой взгляд, лежит на поверхности. Блок всё-таки, в значительной степени, был символист и романтик, житель столичного Петербурга, был одним из «королей» его поэтических салонов. Бунина с раннего детства воспитала русская деревня, с которой он был тесно связан и в зрелые годы, поэтому, если он и был романтиком, то романтиком-реалистом.
Русского мужика Бунин, как никто в то время из его собратьев-писателей, чувствовал и знал во всём диапазоне его проявлений. В начале ХХ века, живя подолгу то в городе, то в деревне, знал он также и весь социальный срез общества. И тот, кто внимательно читал страшные своим реализмом повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1912), не могли не почувствовать в них приближение в России великого бунта. А первая мировая война, начавшаяся в 1914-м, стала мощным катализатором этого бунта. И жаль, что никто тогда не обратил внимания на пророческие стихи Поэта Бунина, написанные в 1916 году:
Вот встанет бесноватых рать
И, как Мамай, всю Русь пройдёт!
23 июля 1916 года.
А ведь и в самом деле: «бесноватых рать» и встала и прошла всю Русь - от Балтийского моря до Тихого океана. Стихотворение это называется пророчески – КАНУН.
Возвращаюсь к «деньрожденческой» телепередаче на канале «Культура». В русле темы возникла дискуссия о фильме «Дневник его жены» режиссёра А. Учителя (2000 г.). Я не очень принимаю безапелляционность суждений. Но в данном случае я аплодировал сердцем, когда услышал суждение известного буниноведа, старшего научного сотрудника Института русского зарубежья Сергея Николаевича Морозова. Он сказал: «К Бунину этот фильм не имеет никакого отношения!». Остальные трое участника дискуссии хвалили фильм и особенно А.С. Смирнова в роли Бунина.
Андрей Сергеевич Смирнов не раз приезжал в Воронеж, заходил в Кольцовский театр. Мне доводилось с ним беседовать, и однажды я ему прямо высказал своё отрицательное отношение к этому фильму. В первую очередь, к сценарию, автором которой была его дочь Дуня Смирнова, известная в те годы телезрителям в качестве ведущей передачи «Школа злословия». «Злословия» в этом фильме было и впрямь немало.
Потрясла меня и реплика исполнителя главной роли, знаменитого режиссера «Белорусского вокзала», сказанная им на презентации фильма в Воронеже в Доме актера: «Фильм сделан не для «высоколобых», а специально для масс…». Ничего себе! Как же после этого преподавателю литературы говорить о Бунине – великом художнике, Мастере, если, посмотрев его, любой ученик может дать такую характеристику «мастеру», что не найдёшь, как и возразить-то ему. А ведь на этот фильм «водят» классами…
Тогда, в начале 2000-х, в одной из воронежских газет появилась моя статья с названием «За что на Бунина собак навешали?..». В ней говорилось о том, что биография Бунина эксплуатируется в низкопробных целях, на потребу любителям всякой «клубнички». В интернете он афишируется до сих пор следующим образом: «Трагический рассказ о любви и одиночестве... о неизвестной частной жизни великого русского писателя Ивана Бунина. Запутанная любовная история, участниками которой являются сам Бунин, его жена Вера, молодая поэтесса Галина Плотникова, оперная певица Марга Ковтун и литератор Леонид Гуров».
Меня обрадовало, что не я один не принял этот фильм. В интернете встретил вот какой отзыв зрительницы: «К сожалению, многие моменты не соответствуют реальности. В картине, например, Бунин всё время пьет. Даже невольно задаешься вопросом: а когда же он пишет? Или: писатель очень долго уговаривает собаку не писать в постель жене. А о процедуре вручения ему Нобелевской премии писатель сообщает дамам – жене и Галине: «От сознания важности момента я чуть не обо…ся».
Фильм А. Учителя номинировался на американского «Оскара», открывал фестиваль русской культуры в Китае, проходила его торжественная презентация в европейских столицах – в качестве художественного откровения. Ещё бы: имя-то какое! Нобелевский лауреат! Вот так-то, в начале 2000-х, Россия представляла миру свои «высшие» достижения в области культуры.
Двадцать лет прошло. Сегодня я увидел: в эти бунинские дни фильм «Дневник его жены» анонсируется на одном из телеканалов…
…Андрей Максимов начал свою передачу весьма знаковым вопросом, адресованным участникам дискуссии: «В чём тайна Бунина?». Сошлись на том, что это Личность, которую сложно оценить по причине необъятного умом и чувством диапазона её художественных проявлений. Это – как море, о котором главное определение будет – оно БОЛЬШОЕ…
Можно было бы ещё дискутировать по существу с участниками утренней беседы о жизнетворчестве Нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина на телеканале «Культура». Но я на этом остановлюсь. Меня порадовало, что в телепередаче говорилось и о Воронеже.
В эти октябрьские бунинские дни Воронеж сегодня на слуху у всей России. И не только потому, что здесь родился гениальный писатель, известный всему миру. Среди юбилейных событий выпуск замечательной газеты «БУНИНСКОЕ СЛОВО», в которой напечатаны интереснейшие материалы о нашем земляке. Редактор – Олег Ласунский. Ответственный секретарь – Дмитрий Дьяков.
Но самое главное – это открытие в Воронеже Музея И.А. Бунина. Сбылась мечта, которую в течение десятилетий приближали многие воронежцы.
Итак, с праздником, воронежцы!
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.