Войти
Платоновский фестиваль
13.06.2012 21:53
Сергей Крылов – обыкновенный гений?

Сергей Крылов в Воронеже

Сергей Крылов – обыкновенный гений?

  • Текст: Татьяна Быба
  • Фото: СтереоБум специально для Культура ВРН

Вчера на сцене воронежской филармонии встретились два русских гения: композитор Сергей Прокофьев и скрипач Сергей Крылов. Поскольку гениальность первого ни у кого сомнения не вызывает, я об этом говорить не буду.

Со вторым – сложнее. Может быть, кроме меня его таковым никто и не считает. Хотя, например, Мстислав Ростропович, познакомившись с творчеством музыканта, сказал, что он входит в пятерку лучших скрипачей мира. А Юрий Башмет, с оркестром которого тоже выступал Крылов, сказал про него, что он «думающий виртуоз», а нас назвал – «современниками выдающегося музыканта». Я бы добавила – счастливыми современниками. Вчера я, например, была счастлива от того, что мне довелось побывать на концерте этого музыканта.

Почему я думаю, что он – гений? Я слышала некоторых очень известных современных скрипачей. У одного меня восхищала техника, я удивлялась его фантастической игре со звуками, извлекаемыми из этого маленького инструмента, у другого поражала академичность и совершенство исполнения, третий подкупал оригинальностью и смелостью интерпретации произведений, четвертый - всесокрушающим напором… Когда я слушала два Концерта Прокофьева в исполнении Сергея Крылова, я не думала ни о его технике, ни о виртуозности, ни о красоте звучания скрипки, ни об интерпретации, ни о взаимоотношениях музыканта с оркестром, которым дирижировал Владимир Вербицкий, ни о манере исполнения.

С первых звуков океан человеческих страстей обрушился и поглотил меня полностью. Искусство исчезло, явилась сама жизнь в звуковом её воплощении. В ней было все – и мучительные переживания, и тяжелые раздумья, и душевные бури, и минуты просветления и покоя, погружение во мрак отчаяния и воспарение к свету и умиротворению, человеческая слабость и мощь его созидательной силы и веры. Неукротимый темперамент Прокофьева, его безудержная эмоциональность, не знающее преград стремление к самовыражению, неукротимая энергия и воля к жизни нашли в лице российско-итальянского скрипача идеальное воплощение. Казалось, для этого музыканта со скрипкой в руках нет ничего невозможного. Не буду говорить банальности по поводу того, что он со своей скрипкой составляли одно целое. Нет, скорее мы были очевидцами невероятной метаморфозы срастания человека и скрипки в какое-то новое, неведомое существо, которое звучало ВСЁ. При этом оно рассказывало нам о своих чувствах с невероятной степенью открытости, раскованности и такой внутренней свободы, которая свойственна только личностям большого масштаба. На пределе человеческих возможностей. Как и музыка Прокофьева.

И хотя оба скрипичных Концерта – совершенно самостоятельные произведения, созданные с большой разницей во времени, но на вчерашнем концерте они словно слились в грандиозную фреску жизни противоречивой, мятущейся русской души в 20 веке. Первый Концерт более оптимистичный, мелодичный, позитивный, хотя «возвращение на землю» после пребывания в «высших эмпиреях» 2-й части оказалось достаточно драматичным. Второй - более трагичный, напряженный, буйный, «языческий», заканчивающийся как бы «на взлете». После которого придти в себя было очень не просто. Воронежский зрители только после большой паузы начали кричать «Браво». Горячий прием побудил Сергея сыграть на «бис» чакону из Сонаты для скрипки-соло, посвященную Баху. И это тоже было великолепно.

Надо сказать, что Воронежский симфонический оркестр, ведомый необыкновенным музыкантом, тоже в этот вечер был на высоте. Не сомневаюсь, что и для них этот вечер будет незабываемым.

Осталось только добавить, откуда это чудо взялось на нашей земле. Сергей Крылов родился в Москве в семье музыкантов – скрипача и пианистки. Отец закончил Московскую консерваторию и к тому же был скрипичных дел мастером. Сергей в основном играет на скрипке, сделанной его руками. Музыке начал учиться рано, в 10 лет уже играл с оркестром. Закончил Центральную музыкальную школу. Из-за болезни отца семья вынуждена была поехать в Италию в 1989 году. Откуда не смогла вернуться из-за социальных потрясений начала 90-х. Свое образование музыкант продолжил в Академии «Вальтер Стауффер» в Италии. Известность получил благодаря победам на международных конкурсах скрипачей имени А.Страдивари в Кремоне и Ф.Крейслера в Вене.

До сих пор Крылов живет и преподает в Италии, в Кремоне. Много гастролирует (более 1000 концертов по всему миру), им освоено 90% классического скрипичного репертуара. Россия его открыла в 2006 –м году, когда он приехал сюда после многолетнего перерыва. С тех пор бывает регулярно. С 2009 год работает еще в Литве – главным дирижером Литовского камерного оркестра. Сейчас Сергею 42 года, он вступил в пору зрелости с большим творческим и человеческим багажом и, судя по всему, в прекрасной исполнительской форме. И мы вправе ожидать от него просто выдающихся успехов.

Второе отделение концерта, естественно, уступало первому, хотя тоже было и необычно и интересно. Впервые в Воронеже исполнялась «Симфония псалмов» Игоря Стравинского (кстати, современника Прокофьева) в сопровождении хора мальчиков Хорового училища имени Глинки Санкт-Петербурга. Мальчики по сути заменили своими голосами скрипичную группу симфонического оркестра (дирижировал им тоже Владимир Вербицкий). Получился выразительный симбиоз. Мальчики, несмотря на невероятную сложность, как всегда, очень полифоничного и новаторского произведения Стравинского, выглядели достойно. И даже вызывали сочувствие и восхищение – часть из них совсем малыши. И не очень понятно, как они вообще могут исполнять произведения такой сложности и содержания! Да еще на латинском языке. ( Хотя, если учесть что у них скоро концерт, на котором они будут исполнять «Страсти по Матфею» Баха, стоит ли удивляться?)

Сама музыка мне показалась достаточно спорной. Слишком сконструированной и заумной. Честно говоря, я не очень поняла, какое она имеет отношение к библейской мощи и мудрости псалмов. Но таково видение художника – ничего не поделаешь. Приходится считаться.

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеж идёт жара

Долгосрочный прогноз показывает, что конец мая – начало июня отметятся в регионе 30-градусными температурами.

В РоссииРоссияне сокращают расходы, отказываясь от ресторанов, путешествий и развлечений

Концертно-театральная сфера в стране переживает кризис, который только усугубляется.

В миреВ Италии перевернулся автобус с российскими туристами, есть погибшие и раненые

ДТП произошло на шоссе Сиена – Флоренция в Монтериджиони, автобус сорвался в овраг.

ОбществоЧто на самом деле произошло в Воронежском окнодиспансере 22 мая

В среду здесь погибла 51-летняя пациентка – прямо во время сеанса лучевой терапии.

ТеатрФестиваль «RE:Форма танца» оправдал надежды

Фестиваль украсил афишу региональных событий, специально подготовленных к Году театра в России.

Кино и телевидениеНовый «Аладдин» Гая Ричи: «за» и «против»

Для режиссёра Гая Ричи, провалившегося с последним фильмом «Меч короля Артура», наступил момент истины.

ПерсонаДепутат Госдумы от Воронежа и КПРФ Сергей Гаврилов потребовал выявить зарубежных зачинщиков протестов в Екатеринбурге

По мнению парламентария, в столице Урала протестует кучка отщепенцев, манипулируемая иностранными агентами.

ЛитератураНовый роман Харуки Мураками «Убийство Командора» представят на книжном фестивале «Красная площадь» в начале июня

Автор блестяще сплетает реальность со сверхъестественным и открывает читателям магию, скрывающуюся в обыкновенных вещах.

МузыкаЕвропейский вещательный союз пересмотрел итоги конкурса «Евровидение-2019», опубликована новая таблица

Россиянин Сергей Лазарев сохранил третье место, получив дополнительный балл.

Зал ожиданияЗапуск цифровых воздушных змеев решили посвятить переходу Воронежа на цифровое телевидение

На Советской площади пройдёт праздник для тех, кто успел приобрести приставку для продолжения просмотра телепрограмм.

ГлавноеВ Воронеже отрылся первый Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского»

Форум кукольников посвящён памяти выдающегося мастера, народного артиста России Валерия Вольховского.