Войти
Персона
16.01.2023 12:17
Памяти Инны Чуриковой

Памяти Инны Чуриковой

  • Текст: Даниил Попов
  • Фото: culture.ru

Такая непохожая на других, не вписывающаяся в ряд «советских» актрис. Инна Чурикова никогда не ходила в строю, её шаг всегда был в другом направлении, вразрез с монотонным маршем большинства. Сложно назвать её главное амплуа как актрисы. Не вырисовывается один типаж. Одной краской её портрет не напишешь. Тут истинное многообразие стилей и форм, воплощенных в великой красоте личности. Инна Михайловна была настоящей королевой, причём не только на подмостках сцены и на экране, но и в реальной жизни. Она была чуткой к ближним.

В начале карьеры её не принимали за серьезную драматическую актрису, смотрели только на разительно отличающуюся от однодневных красавиц незаурядную внешность и доверяли преимущественно эпизодические роли с комедийным уклоном, а до этого только бесчисленные роли животных в московском ТЮЗе. Никто не видел в ней большую актрису, но она своим упорством и рвением доказала обратное.

Обширный список фильмов, составляющий золотой фонд нашего кинематографа, во многом заслуга великого дара Инны Михайловны: «Морозко», «Начало», «В огне брода нет», «Мать», «Военно-полевой роман». Но и в современных картинах её гений раскрывался совершенно по-разному. Каждый образ – неогранённая драгоценность: Кручинина в «Без вины виноватых», Мэри Градова в «Московской саге», генеральша Епанчина в «Идиоте», Мать в «Утомлённых солнцем -2».

Фильмы с Чуриковой – это искусство чистой воды. Ты чувствуешь боль и счастье её героинь, их сложную судьбу и возможную надежду, проникаешься их жизнью и по-настоящему переживаешь за них, как за близкого человека. Не каждая из больших актрис способна дойти до самой сути персонажа, поникнуть в его разум и сердце и прожить это для зрителя. Говоря о её потрясающих кинообразах, преступлением было бы не сказать о Глебе Панфилове, открывшем её как актрису колоссального дарования. Он разглядел в нестандартной, в не вписывающейся в привычные каноны молодой девушке скрытую мощную внутреннюю силу и дал ей возможность выйти наружу. Так родилась великая драматическая актриса.

В «Ленкоме» Чурикова не просто жила на сцене, она парила над ней, и размах крыльев её таланта всегда внутренне приподнимал зрителей. Каждый из спектаклей не был похож на предыдущий, она всегда играла по-разному, ведь сцена не терпит заученных движений и монотонных повторений. Инна Михайловна по-настоящему блистала на ней, всегда удивляя почитателей её огромного таланта.

В «Ленкоме» она выбирала роли, отличающееся друг от друга по душевному содержанию и внешней форме: Ира в спектакле «Три девушки в голубом», Офелия в «Гамлете», Инна в «Sorry» вместе с удивительным Караченцовым, Аркадина в «Чайке» на пару с неподражаемым Янковским, Антонида Васильевна в «Варваре и еретике» с ярким Абдуловым. Спектр проживания ролей – от невероятной, всесокрушающей грозности и ярости до совершенно внеземного милосердия и доброты. Она часто проверяла свой талант на прочность, но выходила из этой битвы вновь и вновь победительницей, не оставляя позади непокорённых вершин.

Будучи по-настоящему великой актрисой, Инна Михайловна никогда не любила себя в искусстве, она не была дивой. В обычной жизни оставалась человеком невероятно скромным, деликатным и чутким. И благодаря своим человеческим качествам и внутреннему аристократизму она привносила в свои роли неподдельную глубину и объём.

Для меня лично И.М. Чурикова – это, в первую очередь, Прасковья Строганова из «Начала». Этот образ напрямую коррелируется с её судьбой. Гадкий утёнок в глазах многих близоруких, Баба Яга, пугающая детей, превращается в поистине трагическую фигуру Жанны Д`Арк. И когда яркие языки пламени начали опоясывать реальную Жанну-Чурикову, они превратились в подол алого платья величественной королевы Елизаветы из «Аудиенции». Своей жизнью Инна Михайловна доказала, что этот высочайший титул по праву принадлежит ей как в искусстве, так и в жизни.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЧерёмуха зацвела в Воронеже на две-три недели раньше положенного

Для Черноземья обычный срок цветения черёмухи – последняя декада апреля (самое раннее) – первая декада мая.

В РоссииНакануне Дня космонавтики воронежцы увлеклись видео с МКС

Такие выводы сделали аналитики МегаФона на основе исследования обезличенных данных абонентов.

В миреАнна Нетребко и Людовик Тезье затмили Йонаса Кауфмана в Неаполе

А заявленная в афише Анита Рачвелишвили на сцену Театра Сан-Карло так и не вышла.

ОбществоОсобенности культурной политики в Воронежской области: патриотические концерты отменяются, а Анна Асти собирает дворцы

Культ примитива, дешёвки, случайных связей, бухла – вот что на самом деле транслируется массам.

ТеатрВоронежский театр оперы и балета завершит сезон премьерой оперетты Кальмана «Принцесса цирка»

Причём, это будет мировая премьера новой сценической редакции популярного произведения Имре Кальмана.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 11 апреля: попытка взять количеством провалилась

Большинство новых фильмов собирали крохи, даже не попав в топ-20, что, кстати, было совсем не трудно.

Персона«Он в реанимации, но в сознании, попросил поесть» – клоун Куклачёв пережил инфаркт и операцию на сердце

Накануне юбилея художественного руководителя Театра кошек Юрия Куклачёва наградили Орденом Почёта.

Литература«Миссис Харрис едет в Париж. Миссис Харрис едет в Нью-Йорк» – вышел том классика юмористики Пола Гэллико

Под одной обложкой вы найдёте две очаровательные винтажные комедии про миссис Харрис.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 6-13 апреля 2024 в мировых СМИ

Шедевров нет, но есть множество выразительных, неординарных фоторабот.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и пользой провести выходные дни 13 и 14 апреля

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 13-14 апреля 2024 года.

ГлавноеНазваны лауреаты форума «Достояние культуры Воронежа-2024»

«Достояние культуры Воронежа» – ежегодный форум, который был организован в 2007 году по инициативе управления культуры администрации города Воронежа.