Войти
Персона
16.01.2023 12:17
Памяти Инны Чуриковой

Памяти Инны Чуриковой

  • Текст: Даниил Попов
  • Фото: culture.ru

Такая непохожая на других, не вписывающаяся в ряд «советских» актрис. Инна Чурикова никогда не ходила в строю, её шаг всегда был в другом направлении, вразрез с монотонным маршем большинства. Сложно назвать её главное амплуа как актрисы. Не вырисовывается один типаж. Одной краской её портрет не напишешь. Тут истинное многообразие стилей и форм, воплощенных в великой красоте личности. Инна Михайловна была настоящей королевой, причём не только на подмостках сцены и на экране, но и в реальной жизни. Она была чуткой к ближним.

В начале карьеры её не принимали за серьезную драматическую актрису, смотрели только на разительно отличающуюся от однодневных красавиц незаурядную внешность и доверяли преимущественно эпизодические роли с комедийным уклоном, а до этого только бесчисленные роли животных в московском ТЮЗе. Никто не видел в ней большую актрису, но она своим упорством и рвением доказала обратное.

Обширный список фильмов, составляющий золотой фонд нашего кинематографа, во многом заслуга великого дара Инны Михайловны: «Морозко», «Начало», «В огне брода нет», «Мать», «Военно-полевой роман». Но и в современных картинах её гений раскрывался совершенно по-разному. Каждый образ – неогранённая драгоценность: Кручинина в «Без вины виноватых», Мэри Градова в «Московской саге», генеральша Епанчина в «Идиоте», Мать в «Утомлённых солнцем -2».

Фильмы с Чуриковой – это искусство чистой воды. Ты чувствуешь боль и счастье её героинь, их сложную судьбу и возможную надежду, проникаешься их жизнью и по-настоящему переживаешь за них, как за близкого человека. Не каждая из больших актрис способна дойти до самой сути персонажа, поникнуть в его разум и сердце и прожить это для зрителя. Говоря о её потрясающих кинообразах, преступлением было бы не сказать о Глебе Панфилове, открывшем её как актрису колоссального дарования. Он разглядел в нестандартной, в не вписывающейся в привычные каноны молодой девушке скрытую мощную внутреннюю силу и дал ей возможность выйти наружу. Так родилась великая драматическая актриса.

В «Ленкоме» Чурикова не просто жила на сцене, она парила над ней, и размах крыльев её таланта всегда внутренне приподнимал зрителей. Каждый из спектаклей не был похож на предыдущий, она всегда играла по-разному, ведь сцена не терпит заученных движений и монотонных повторений. Инна Михайловна по-настоящему блистала на ней, всегда удивляя почитателей её огромного таланта.

В «Ленкоме» она выбирала роли, отличающееся друг от друга по душевному содержанию и внешней форме: Ира в спектакле «Три девушки в голубом», Офелия в «Гамлете», Инна в «Sorry» вместе с удивительным Караченцовым, Аркадина в «Чайке» на пару с неподражаемым Янковским, Антонида Васильевна в «Варваре и еретике» с ярким Абдуловым. Спектр проживания ролей – от невероятной, всесокрушающей грозности и ярости до совершенно внеземного милосердия и доброты. Она часто проверяла свой талант на прочность, но выходила из этой битвы вновь и вновь победительницей, не оставляя позади непокорённых вершин.

Будучи по-настоящему великой актрисой, Инна Михайловна никогда не любила себя в искусстве, она не была дивой. В обычной жизни оставалась человеком невероятно скромным, деликатным и чутким. И благодаря своим человеческим качествам и внутреннему аристократизму она привносила в свои роли неподдельную глубину и объём.

Для меня лично И.М. Чурикова – это, в первую очередь, Прасковья Строганова из «Начала». Этот образ напрямую коррелируется с её судьбой. Гадкий утёнок в глазах многих близоруких, Баба Яга, пугающая детей, превращается в поистине трагическую фигуру Жанны Д`Арк. И когда яркие языки пламени начали опоясывать реальную Жанну-Чурикову, они превратились в подол алого платья величественной королевы Елизаветы из «Аудиенции». Своей жизнью Инна Михайловна доказала, что этот высочайший титул по праву принадлежит ей как в искусстве, так и в жизни.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЭпидемия отмен разразилась в Воронежской области

И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.