Войти
Персона
16.01.2023 12:17
Памяти Инны Чуриковой

Памяти Инны Чуриковой

  • Текст: Даниил Попов
  • Фото: culture.ru

Такая непохожая на других, не вписывающаяся в ряд «советских» актрис. Инна Чурикова никогда не ходила в строю, её шаг всегда был в другом направлении, вразрез с монотонным маршем большинства. Сложно назвать её главное амплуа как актрисы. Не вырисовывается один типаж. Одной краской её портрет не напишешь. Тут истинное многообразие стилей и форм, воплощенных в великой красоте личности. Инна Михайловна была настоящей королевой, причём не только на подмостках сцены и на экране, но и в реальной жизни. Она была чуткой к ближним.

В начале карьеры её не принимали за серьезную драматическую актрису, смотрели только на разительно отличающуюся от однодневных красавиц незаурядную внешность и доверяли преимущественно эпизодические роли с комедийным уклоном, а до этого только бесчисленные роли животных в московском ТЮЗе. Никто не видел в ней большую актрису, но она своим упорством и рвением доказала обратное.

Обширный список фильмов, составляющий золотой фонд нашего кинематографа, во многом заслуга великого дара Инны Михайловны: «Морозко», «Начало», «В огне брода нет», «Мать», «Военно-полевой роман». Но и в современных картинах её гений раскрывался совершенно по-разному. Каждый образ – неогранённая драгоценность: Кручинина в «Без вины виноватых», Мэри Градова в «Московской саге», генеральша Епанчина в «Идиоте», Мать в «Утомлённых солнцем -2».

Фильмы с Чуриковой – это искусство чистой воды. Ты чувствуешь боль и счастье её героинь, их сложную судьбу и возможную надежду, проникаешься их жизнью и по-настоящему переживаешь за них, как за близкого человека. Не каждая из больших актрис способна дойти до самой сути персонажа, поникнуть в его разум и сердце и прожить это для зрителя. Говоря о её потрясающих кинообразах, преступлением было бы не сказать о Глебе Панфилове, открывшем её как актрису колоссального дарования. Он разглядел в нестандартной, в не вписывающейся в привычные каноны молодой девушке скрытую мощную внутреннюю силу и дал ей возможность выйти наружу. Так родилась великая драматическая актриса.

В «Ленкоме» Чурикова не просто жила на сцене, она парила над ней, и размах крыльев её таланта всегда внутренне приподнимал зрителей. Каждый из спектаклей не был похож на предыдущий, она всегда играла по-разному, ведь сцена не терпит заученных движений и монотонных повторений. Инна Михайловна по-настоящему блистала на ней, всегда удивляя почитателей её огромного таланта.

В «Ленкоме» она выбирала роли, отличающееся друг от друга по душевному содержанию и внешней форме: Ира в спектакле «Три девушки в голубом», Офелия в «Гамлете», Инна в «Sorry» вместе с удивительным Караченцовым, Аркадина в «Чайке» на пару с неподражаемым Янковским, Антонида Васильевна в «Варваре и еретике» с ярким Абдуловым. Спектр проживания ролей – от невероятной, всесокрушающей грозности и ярости до совершенно внеземного милосердия и доброты. Она часто проверяла свой талант на прочность, но выходила из этой битвы вновь и вновь победительницей, не оставляя позади непокорённых вершин.

Будучи по-настоящему великой актрисой, Инна Михайловна никогда не любила себя в искусстве, она не была дивой. В обычной жизни оставалась человеком невероятно скромным, деликатным и чутким. И благодаря своим человеческим качествам и внутреннему аристократизму она привносила в свои роли неподдельную глубину и объём.

Для меня лично И.М. Чурикова – это, в первую очередь, Прасковья Строганова из «Начала». Этот образ напрямую коррелируется с её судьбой. Гадкий утёнок в глазах многих близоруких, Баба Яга, пугающая детей, превращается в поистине трагическую фигуру Жанны Д`Арк. И когда яркие языки пламени начали опоясывать реальную Жанну-Чурикову, они превратились в подол алого платья величественной королевы Елизаветы из «Аудиенции». Своей жизнью Инна Михайловна доказала, что этот высочайший титул по праву принадлежит ей как в искусстве, так и в жизни.

Ранее в рубриках
В Воронеже«Русское лето» вырождается на глазах

Мелочёвка, причём вредная, дискредитирующая крупные идеи, стала практикой дирекции фестиваля.

В РоссииОбщественники потребовали отменить концерты Шнурова в Новосибирске

Новосибирский Координационный Совет выступил с открытым обращением об отмене концертов Шнура и его группировки

В миреВсплыли интриги Конклава и стало известно, сколько голосов на самом деле получил новый Папа

Некоторые из недоброжелателей Пьетро Паролина, как сообщается, активно работали над тем, чтобы торпедировать его кандидатуру.

ОбществоЗаморозки нанесли огромный ущерб посевам, ягодникам и плодовым деревьям в Воронежской области

В Воронежской области более 30 тысяч гектаров посевов пострадали из-за заморозков.

ТеатрВоронежцев пригласили на вечер «Драмтеатр: 1939-1945. По законам военного времени»

Вечер состоится 15 мая в Доме актёра, вход бесплатный и без предварительной регистрации.

ПерсонаУмерла Нина Гребешкова, вдова Леонида Гайдая

Вместе актриса и режиссёр прожили 40 лет.

ЛитератураТатьяна Устинова написала книгу «Тверская, 8» – о легендарном книжном магазине «Москва»

Это скорее книга воспоминаний, чем привычный детектив, любимый жанр писательницы.

МузыкаВ Воронеже исполнят оперу Пёрселла «Дидона и Эней»

Опера Генри Пёрселла — одна из вершин музыкального искусства, относящаяся к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 3-10 мая 2025 в мировых СМИ

День Победы и избрание нового Папы Римского стали главными темами снимков.

Зал ожиданияКонцерт «Viva Opera» украсит акцию «Ночь музеев»

Концерт состоится в городе Острогожске 17 мая в день проведения «Ночи музеев».

ГлавноеСтала известна программа «Ночи музеев-2025» в Воронеже и области

Выделяются тщательностью подготовки Воронежский литературный музей имени Никитина и Художественный музей имени Крамского.