Войти
Персона
13.10.2021 16:55
Михаил Швецов: «Горжусь тем, что являюсь частью творческого, педагогического процесса института искусств»

Михаил Швецов: «Горжусь тем, что являюсь частью творческого, педагогического процесса института искусств»

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Юрий Данилов, архив

В этом году почти одновременно юбилеи отмечают Воронежский государственный институт искусств и заведующий кафедрой оркестровых народных инструментов ВГИИ Михаил Швецов. Институту исполняется 50. Михаил Фёдорович только что закончил принимать поздравления с 70-летием.

Профессор, заслуженный артист РСФСР, лауреат Всероссийского конкурса М.Ф. Швецов работает в Воронежском государственном институте искусств с 1974 года. Среди его учеников – более 30 лауреатов международных и всероссийских конкурсов (баян, аккордеон). Выпускники кафедры оркестровых народных инструментов ВГИИ имеют почётные звания, занимают ведущие позиции в творческих и учебных организациях. Во многом это заслуга Михаила Швецова – ведь он стоит во главе коллектива кафедры с 1985 года!

Швецов с гордостью показывает многочисленные пособия и сборники, изданные кафедрой за несколько десятилетий. В их числе – уникальная пятитомная антология музыки для русских народных инструментов. Этот труд вызвал интерес многих музыкантов России, так как содержит ранее неопубликованные сочинения воронежских композиторов.

- Михаил Фёдорович! За 47 лет в институте Вы ни разу не усомнились в правильности выбранного пути?

- Принципиально – нет. Были некоторые обстоятельства, скорее, личного плана. Когда-то я мечтал работать в Государственном академическом ансамбле народного танца Игоря Моисеева. Кстати мой преподаватель в институте имени Гнесиных, ассистентуре-стажировке – выдающийся музыкант, народный артист РФ А.Н. Гусь – руководитель оркестра знаменитого коллектива. Меня пригласили занять вакансию концертмейстера ансамбля. В перспективе были и интересная работа, и обширные зарубежные гастроли, но, подумав, я всё-таки решил отказаться. В Воронеже уже всё хорошо складывалось, а начинать карьеру в Москве было несколько поздновато. Второй момент связан с работой в Польше, в городе-побратиме Гожуве Великопольском. Мне предложили работу и в Германии. Но я обещал тогдашнему ректору Владимиру Васильевичу Бугрову не оставлять институт. Подумал немного – и вернулся в Воронеж.

- Сколько Вы проработали в Гожуве, что преподавали, баян или аккордеон?

- Полтора года. Был направлен туда Воронежским областным управлением культуры, открывать музыкальную школу. Учил поляков играть на аккордеоне, но внедрял и баян – даже купил для школы два современных тульских инструмента. И сегодня там больше играют на кнопках, чем на клавишах. Кстати, организовывать новый процесс обучения приходилось не раз. В послужном списке – Белгородский филиал ВГИИ, а затем Северо-Кавказский институт искусств в Нальчике. Отрадно, что среди моих воспитанников – нынешний проректор, профессор М.М. Ахмедагаев, декан, доцент, заслуженный артист Кабардино-Балкарии М.А. Малкаров, директор музыкального колледжа республики, профессор В.Х. Шарибов.


- Вы возглавили кафедру оркестровых народных инструментов ВГИИ в 1985 году. Такого руководящего стажа среди Ваших коллег, наверное, не найти.

- Да, знаю всего три подобных случая. Геннадий Черничка в Новосибирской консерватории, Юрий Бардин в Нижегородской консерватории и я. Вот, пожалуй, и всё.

- У вас много талантливых, удачливых учеников. Кто Вам особенно дорог?

- Все дороги. Но, может быть, я бы выделил Сергея Телешева. Это очень известный в мире аккордеонист, сейчас он живёт в США, много гастролирует, записывается. Большой энтузиаст, невероятно талантливый артист. Также могу назвать заслуженного артиста России Юрия Фабричных, солиста оркестра Воронежского академического русского народного хора имени К.И. Массалитинова. Выпускник ассистентуры-стажировки, заслуженный артист России Валерий Сергеев сейчас руководит ансамблем русских народных инструментов «Садко» Приморской филармонии во Владивостоке. Среди учеников есть и два доктора наук. Н.В. Серёгин – ведущий ученый Алтайского педагогического университета в Барнауле. Е.Г. Паша – заведующая кафедрой социологии Московского гуманитарного университета. Достойно развивает наше творческое направление мой ученик и коллега по кафедре, профессор Г.В. Зайцев.


В.Р. Завьялов и М.Ф. Швецов в Воронежском музыкальном училище, 1967 г.

- При Вас на кафедре работали выдающиеся музыканты…

- О да! Это мой учитель, основатель кафедры, видный учёный В.Р. Завьялов, руководители ансамбля «Воронежские девчата» Ю.Б. Романов и Воронежского академического русского народного хора В,Н. Помельников, основатель уникальной Воронежской фабрики музыкальных инструментов В.В. Авралёв, композитор А.А. Тимошенко, продолжают преподавать создатель современной балалаечной школы И.В. Иншаков, яркие исполнители А.В. Скляров и А.И. Сорокин.

- Сейчас у Вас на кафедре из 12 преподавателей семь профессоров и четыре доцента. Как удалось этого достичь?

- Секрет прост: подбор кадров и их стимулирование, развитие разных творческих направлений. Постоянно напоминаю коллегам, что стоять на месте нельзя, надо совершенствоваться в профессии – исполнительстве, научно-методической работе.

- Какие инструменты (специальности) у Вас преподают?

- Традиционный набор русских народных инструментов – баян и аккордеон, домра, балалайка, гитара. Во многих вузах кафедры разделены на баян/аккордеон и струнные. А у нас всё вместе. Я считаю, что это правильно.

- Какой инструмент сейчас самый популярный?

- Домра. Она просто процветает. Это непросто объяснить, но это факт. Потом идут гитара, аккордеон, баян и балалайка.

- Выходит, в наш век торжества электроники живые инструменты всё равно востребованы?

- Это потому, что они отзываются в нашей душе, затрагивают её потаённые струны. Сердце отличает натуральное от искусственного и реагирует. Душа народа находит своё выражение в звучании этих инструментах.


- Одна из страниц Вашей творческой биографии связана с государственным академическим русским концертным оркестром «Боян» (Москва).

- По рекомендации известного музыканта Фридриха Липса народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, «Боян» Анатолий Полетаев пригласил меня, ещё студента в качестве солиста-баяниста. Это было время расцвета коллектив, можно сказать, триумфа.

- С кем из знаменитых певцов Вам приходилось работать?

- С Надеждой Бабкиной, которой я помог начать артистическую карьеру и, можно сказать, привёл в «Боян», с популярной в то время Валентиной Толкуновой и другими, чьи имена были и до сих пор на слуху.


- Вы не жалеете, что исполнительская карьера была принесена в жертву педагогической?

– Сольная, исполнительская карьера, на мой взгляд, – удел поистине выдающихся музыкантов. Я был готов войти в эту обойму избранных, но судьба сложилась иначе. И я нисколько об этом не жалею.

- Есть сегодня продолжатели традиции, талантливые, трудолюбивые студенты?

- Есть. И, я думаю, всегда будут. Это в природе человека – стремиться быть лучшим в своей профессии.

- Что Вы думаете об институте в связи с его юбилеем?

- Это моя жизнь. Я рад, что работаю здесь, в прекрасном коллективе. Горжусь тем, что институт держит марку, входит в число лидеров в стране. У нас все подразделения работают на современном профессиональном уровне. И я счастлив, что являюсь частью этого процесса.


Недавно Михаил Швецов был избран заведующим кафедрой оркестровых народных инструментов ВГИИ на новый пятилетний срок. Наши поздравления и самые добрые пожелания!

Ранее в рубриках
В ВоронежеПод Воронежем представили номера рок-оперы «Мамонт»

Рок-опера «Мамонт» пока полностью не готова. Есть несколько номеров и драматургическая основа.

В РоссииВ России отменили крупный рок-фестиваль

Фестиваль «Ветер Сибири» уже отменяли в 2022 году и едва не свернули в 2023-м.

В миреИспания теряет популярность у туристов

Многие возвращаются оттуда разочарованными и даже больными.

ОбществоВ Воронежской области заметно выросло число коррупционеров

Больше всего преступлений коррупционной направленности совершается в образовании, здравоохранении, управлении, органах.

ТеатрНавороченные костюмы режиссёра-новатора и жара довели до обморока артистов на «Арена ди Верона»

Постановщик создал невыносимые условия для работы артистов хора, миманса и танцовщиков.

Кино и телевидениеКанал «Культура» покажет экранизации произведений Михаила Зощенко

Один фильм – документальный, другой – игровой, с участием выдающихся актёров прошлого.

ПерсонаУмер режиссёр Александр Митта

Ушёл из жизни большой мастер кино, он прожил долгую плодотворную жизнь.

ЛитератураВышел триллер Хавьера Кастильо «День, когда он сошел с ума»

«Иногда судьба испытывает нас просто для того, чтобы мы знали о её существовании».

МузыкаКанье Уэст с трудом пережил неудачный концерт в Шанхае под дождём

Говорят, во всём виновата погода – проливной дождь, но есть мнение, что рэпер просто хотел цинично нажиться на доверчивых китайцах.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 5-12 июля 2025 в мировых СМИ

Отличились фотографы агентства «Анадолу», они постепенно выходят на первые роли.

Зал ожиданияВ Воронеже концерт клуба любителей гитарной музыки «Своя колея» посвятят Владимиру Высоцкому

Владимир Семёнович ушёл из жизни 45 лет назад, но слава его пережила.

ГлавноеВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 12-13 июля

Обращайте внимание на форму одежды: она должна соответствовать жаркой погоде.