Войти
Персона
16.09.2021 16:15
Людмила Мерцалова – представитель большой науки в творческом вузе

Людмила Мерцалова – представитель большой науки в творческом вузе

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: ВГИИ

Уже совсем скоро широкая общественность будет отмечать полувековой юбилей известного всей стране вуза – Воронежского государственного института искусств. Вряд ли нужно доказывать, что ВГИИ – это, прежде всего, люди, которые составляют его потенциал и славу.

Одна из заметных фигур – доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, секретарь учёного совета ВГИИ Людмила Андреевна Мерцалова.

Людмила Андреева преподаёт всеобщую историю, историю Воронежа. Учит студентов истории России в отечественной музыкальной культуре и на отечественной театральной сцене.

Людмила Мерцалова родилась в 1947 году в Германии, в семье известного историка, участника Великой Отечественной войны (Московская, Сталинградская битвы, Курская битвы, освобождение Белоруссии, Польши, Берлина) Андрея Николаевича Мерцалова (1922-2010). Эти обстоятельства и определили круг интересов Людмилы – история и немецкий язык. Из нескольких десятков научных работ часть написана Людмилой Андреевной на языке Гёте и Шиллера. Немецкий язык она изучала в Воронеже, на факультете романо-германской филологии.

Позже перевелась в Москву, в педагогический институт имени Ленина, на исторический факультет. По окончании получила рекомендацию в аспирантуру. Защитила кандидатскую, потом докторскую диссертации. Обе они историографические и связаны с историей фашистской Германии.

По возращении в Воронеж Людмила Андреевна стала преподавать в строительном институте. Но вскоре её пригласили в Воронежский институт искусств, где она успешно работает по сей день.

- Людмила, Андреевна! Порой говорят, что история – не наука, а сборник мифов и баек. Вас это не задевает?

- Говорить могут что угодно, этого не запретишь. Но история была и остаётся наукой о человеческом обществе. Исследователи открывают законы, выявляют закономерности, существуют методологические принципы изучения прошлого, конкретно-исторический, диалектический подход позволяет нам говорить о том, что мы имеем дело с наукой. Я бы ещё назвала принцип альтернативного похода…

- Это примерно «Что было бы, если бы…»?

- Противники этого принципа действительно утверждают, что это гадание на кофейной гуще. Прошлого не изменить, но важно изучать варианты развития, которые реально существовали, однако, по каким-то причинам оказались невостребованными, нереализованными.

- Например?

- Пожалуйста. – Беловежские соглашения 1991 года, ставшие юридической основой развала, но не распада Советского Союза. Это были вполне осознанные действия части советской политической элиты при активной поддержке зарубежных, мягко говоря, недругов нашей страны. В связи с этим вспоминаю слова Збигнева Бжезинского, главного американского советолога, который говорил: Россию уничтожить извне невозможно, опыт Наполеона и Гитлера – яркое тому доказательство, но Россию можно разрушить изнутри. Разрушение экономики и целостности такого огромного государства – одно из величайших преступлений и ужасная геополитическая трагедия. Могла ли история пойти другим путём? Можно ли было сохранить страну, сделать ее современной, конкурентоспособной, создать благоприятные условия жизни для всех граждан. У меня нет никаких сомнений на этот счёт. Альтернатива разрушению – реформы. Есть значительный зарубежный и отечественный опыт реформирования общества в целом или отдельных его сфер - Реформация католической церкви 16 века, реформы Петра I первой четверти 18 в., реформы 60-годов 19 в. Александра II. Наконец, есть пример современной Китайской Народной республики.



- Точная наука и творческий вуз. Как они сочетаются в принципе и в Вашей судьбе в частности?

- Над этим вопросом я задумываюсь давно. И кое-какую формулу нашла. Всё в этом мире имеет своё время, обстоятельства. Музыкальные произведения, театральные пьесы, полотна художников – это всё результат деятельности человека, который живёт в конкретное время в определённой части мира. Конкретно-исторический подход является универсальным инструментом для анализа творчества. Давайте я объясню на конкретном примере. «Революционный этюд» Шопена – мощное, яркое произведение. Что должно было произойти во внешнем мире, окружавшем композитора, чтобы он создал этот шедевр фортепианной музыки? Когда мы обращаемся к конкретно-историческому контексту появления этого произведения, оказывается, что это реакция гения на разгром польского восстания 1830-1831 гг.

- Кто более восприимчив к преподаванию истории – молодые музыканты или актёры?

- С музыкантами сложнее. У них нередко бытует установка, будто всё, что не касается их инструмента – от лукавого. И преподавание гуманитарных дисциплин только крадёт время у занятий непосредственно музыкой. Приходится тратить усилия на то, чтобы убедить студентов: зная только ноты, ты не сможешь наполнить произведение содержанием, пониманием чего-то важного, донести до слушателей то, что вложил композитор. Да, у молодых людей недостаточно опыта для зрелых интерпретаций великих произведений, но эту нехватку можно частично компенсировать знанием того, что написано об этом времени, этом композиторе, событиях той эпохи.

- Первокурсники отличаются от выпускников?

- Да! К нам приходят на первый курс молодые люди, которые зачастую не научены читать. Для них глаголы «читать» и «запоминать» практически тождественны. Но у них нет навыка осмысливать прочитанное. Из своего сундука под названием «механическая память» они извлекают нужный кусок и цитируют его. Приходится переучивать. Учить осмыслению прочитанного, умению изложить его своими словами. Со студентами театрального факультета легче. Они способны анализировать, сопоставлять, вычленять главное. Чем старше курс, тем ярче личности студентов и тем больше удовлетворения приносит работа.

- Ваше отношение к институту?

- Мне очень хорошо, комфортно в институте. У нас прекрасный коллектив. Я каждый год прихожу сюда в начале учебного года – и передо мной – пытливые глаза студентов. Прекрасные лица молодых людей, которые заведомо знают, что они не будут миллионерами, а, скорее всего, будут жить материально скромно, но духовно богато. И студенты, и преподаватели – это особые люди, не рыночные. Я порой говорю студентам театрального факультета: посмотрите, вы на подиуме, так будьте достойны того места, которое придумали древние греки для театрального представления. Прежде чем выйти на сцену, вы должны быть уверены, что у вас есть, что донести до зрителя. Не подстраивайтесь под уровень публики – поднимите её до своего.

- Это трудно, есть более лёгкие и выгодные пути. Бал правит поп-культура, уровень запросов понижен.

- С этим я не могу смириться.

- И что же Вы предлагаете?

- Как ни громко это звучит, самоотверженное служение. Вдумайтесь в слово самоотверженное – ты отвергаешь себя ради какого-то благого дела. Я следую за умными людьми 19 века, которые говорили, что интеллигент должен бескорыстно отдать все знания и умения, которые он получил от общества, другим поколениям. Я думаю, что подавляющее число наших преподавателей, именно такие. Сколько труда они вкладывают в своих учеников, уму непостижимо.

- Ваши пожелания институту накануне юбилея.

- Чтобы он стал ярчайшим феноменом не только регионального, но и общероссийского уровня. Да, у нас есть проблемы, но у нас просто фантастический потенциал. Уникальность нашего вуза – в сочетании высочайшего профессионализма и нравственной составляющей. Следующие наши полвека должны быть ещё ярче, успешнее, полезнее для общества.

- Вы счастливы, Людмила Андреевна?

- Да, я счастлива.

Ранее в рубриках
В ВоронежеНичья на своём поле

После окончания матча в Воронеже внизу турнирной таблицы стало все непредсказуемо, а напряжение выросло в разы.

В РоссииСоюз писателей России предложил назвать артиллерийское орудие именем Юрия Бондарева

Расчёт орудия должен проявлять в зоне проведения специальной военной операции мужество, героизм и профессиональное мастерство.

В миреЖара в Мексике побила температурные рекорды во многих городах, включая Мехико

Такого страшного зноя и засухи не помнят даже здешние старожилы.

ОбществоЗаморозки погубили посевы основных культур в Воронежской области

Гибель урожая в результате заморозков может привести к удорожанию ряда продуктов.

ТеатрПродолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует

Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 9-12 мая: ветераны проката побеждают

Самими прибыльными были 10 и 11 мая – в залах было не так гулко и пусто, как в будние дни.

ПерсонаВслед за «Голосом» Садальский раскритиковал «Маску»

Артист сравнил наши телешоу с уровнем организации и профессионализма «Евровидения» – в пользу последнего.

ЛитератураДва детектива Яцека Галиньского про пани Зофью: стервозная старуха против воротил преступного мира – кто кого?

Противостояние незаметной старушки и беспощадной мафии – есть ли у пани Зофьи хоть один шанс?

МузыкаСтали известны имена участников конкурса Grand Piano Competition 2024 года

Конкурс проводится с 2016 года. Идея его создания принадлежит Дениcу Мацуеву.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 4-11 мая 2024 в мировых СМИ

Мы постарались выбрать для вас прекрасные моменты этого мира, поскольку горя и огорчений и так выше крыши.

Зал ожиданияСпециалисты рассказали, что посетить воронежцам и гостям города 11-12 мая

Путеводитель по Воронежу и окрестностям составлен профессионалами туриндустрии.

Главное«Оперную классику» отменили – трудные времена

Всё плохо: хиляют только деградант-поп, симфо-дрянь-рок, брутальный рэп и тюремный шансон.