Войти
Персона
11.10.2020 18:45
Экватор первого срока мэра Вадима Кстенина

Экватор первого срока мэра Вадима Кстенина

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: voronezh-city.ru

11 апреля 2018 года состоялась инаугурация главы Воронежа Вадима Кстенина, с этого момента прошло два с половиной года, раньше студенты праздновали этот срок как экватор – середину обучения в вузе. Мы решили собрать в одном материале то, что сделано в городе за два с половиной года работы мэра, который впервые в новой истории был избран не на выборах, а депутатами городской думы.

Зелёное хозяйство города

Впервые:

– впервые масштабный проект реконструкции озеленённой территории – парка «Дельфин» – реализуется не за счёт средств бюджета, а в рамках концессионного соглашения, в обновление и развитие парка будет вложено 140 миллионов рублей частных инвестиций, при этом он останется общедоступным и муниципальным;

– впервые в украшении видовых мест массово стали применять многолетние растения, это позволяет уменьшить ежегодные траты на высадку однолетников на клумбах, появилось и вертикальное озеленение, в том числе на торговых объектах;

– впервые город перестанет выбрасывать на полигоны порубочные остатки от уходных работ на деревьях: муниципалитет купил мощную дробильную машину, чтобы перерабатывать ветки в щепу и использовать ее при благоустройстве – для отсыпки открытого грунта;

Эффективно продолжилось:

– выполнено благоустройство скверов Пушкина и Комсомольского, Димитровского, Индустриального и Ростовского бульваров, территории у музея “Арсенал” и т.д.

– ежегодно продолжается высадка деревьев и кустарников, за два с половиной года в общей сложности на городских территориях появилось 13858 деревьев (из них 7301 – за бюджет и 6557 – за счёт внебюджетных источников) и 76733 кустарников (из них 50013 – за бюджет и 26720 – за внебюджетные средства);

Ключевые планы:

– завершить реконструкцию парка «Орлёнок», которая выходит на финишную прямую;

– провести реконструкцию главной зелёной зоны Советского района – парка «Танаис», для которого также рассматривается вариант с концессионным соглашением;

– провести реконструкцию второй очереди Воронежского центрального парка;

– выполнить благоустройство парков «Мостозавода» и «Южного», продолжать ежегодно создавать небольшие благоустроенные зелёные зоны в шаговой доступности, такие как сквер Челюскинцев, сквер Ватутина, Калашникова, «Ильича», «Чижовский» и т.д.;

– приобрести специальную технику для аккуратного выкапывания и пересадки взрослых деревьев.



Образование, культура и спорт

Впервые:

– впервые в новейшей истории за такой короткий срок введены в строй 5 школ, 2 пристройки к действующим учреждениям, 6 детсадов и 8 пристроек, еще 6 дошкольных учреждений выкуплены у строителей и 2 ведомственных сада приняты в муниципальную собственность, открыто сразу 5500 мест в учреждениях общего и 3795 – в учреждениях дошкольного образования. Решена проблема дефицита мест в детских садах для детей от 3 до 7 лет;

– впервые за десятилетия охрана школ Воронежа осуществляется только силами профессиональных сотрудников охранных предприятий и финансируется за счёт городского бюджета;

– впервые проведен общегородской выпускной – яркий, масштабный и безопасный праздник, собравший более 4 тысяч выпускников и получивший исключительно положительные отзывы;

– впервые началось проектирование «мегашколы» – масштабного образовательного центра на 2860 мест, по некоторым оценкам, это будет самая большая школа в стране, располагающаяся в одном здании;

– впервые за десятилетия проведен капитальный ремонт Городского дворца культуры (более 63 млн рублей было направлено на ремонт и более 11 млн - на закупку и монтаж оборудования);

– впервые выполнено новое праздничное оформление площади Ленина к Новому году, которое привлекло на главное место празднования в 7 раз больше людей, чем в любой из предыдущих годов;

– впервые выполнены работы по консервации руинного памятника Великой Отечественной войны – «Ротонды».

Эффективно продолжилось:

– администрация Воронежа продолжила обеспечивать горячим питанием всех школьников начальных классов, по инициативе главы государства в решение этой важнейшей задачи с 2020 года начали вкладываться не городские, а уже и федеральные средства, что позволило существенно увеличить финансирование питания: с 39 до 54,02 рублей на один прием пищи;

– продолжилось развитие материально-технической базы учреждений общего образования, школы Воронежа участвуют в реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» (учреждения получают современное компьютерное оборудование);

– развитие спортивной инфраструктуры у школ: за 2018-2019 годы на территории общеобразовательных учреждений было построено 9 физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и один закрытый, 2 спортивных зала;

– в 2019 году Воронеж включился в реализацию нацпроекта «Культура»: 6 детских школ искусств были оснащены современными музыкальными инструментами, интерактивными досками, новой мебелью, учебными пособиями и нотными материалами. В рамках национального проекта «Культура» на базе библиотеки №25 открыта первая в Воронеже модельная библиотека, а полученное современное звуковое и световое оборудование позволило поднять на новый качественный уровень возможности концертного зала детской школы искусств № 16;

– строительство новых и реконструкция существующих спортивных объектов – на территории спортивной школы № 15 появилось современное футбольное поле с искусственным покрытием, в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу 2018 года проведена реконструкция стадионов «Чайка» и «Локомотив». Совместно с департаментом физической культуры и спорта открыта «Тропа здоровья» в лесном массиве в районе НИИ лесной генетики. Подобные тропы здоровья появились ещё в шести зеленых зонах Воронежа;

– восстановление спортивной инфраструктуры шаговой доступности - отремонтировано 58 спортивных площадок, расположенных на внутридворовых и пришкольных территориях;

– приведены в нормативное состояние все военно-мемориальные объекты.

Ключевые планы:

– завершить строительство и ввести в эксплуатацию два детских сада на 300 мест каждый по улице Артамонова и в микрорайоне Шилово, физкультурно-оздоровительного комплекса на территории МБОУ СОШ № 30, выкупить у строителей ещё один детский сад на улице 9 Января;

– начать строительство школы для микрорайона «Процессор», для которой найдена земля и подготовлена проектная документация, провести реконструкцию школы №45 и создать для неё спортивное ядро;

– в 2021 году запланировано строительство объектов дошкольного образования в микрорайоне Репное, в 2022 году – по улице Лызлова и переулку Лиственный. В настоящее время осуществляется разработка проекта строительства в 2022-2023 годах дошкольного образовательного комплекса на 600 мест в активно развивающемся и остро нуждающемся в дошкольном учреждении микрорайоне на Ломоносова;

– полностью ликвидировать в ближайшие годы очерёдность в детские сады, по максимуму отказаться от второй смены в школах;

– построить бассейн в Шилово.



Дорожное хозяйство

Впервые:

– впервые за десятилетия город выполняет важнейшие работы на ключевых мостах и путепроводах: муниципалитет выполнил полную замену всех деформационных швов на Северном мосту, провёл реконструкцию моста через водосброс Воронежского водохранилища. Завершается реконструкция путепровода на улице 9 Января, в активную фазу выходят работы на путепроводе по улице Ленина. Откладывать эти работы было невозможно, конструктив сооружений был настолько изношен, что там могло произойти всё, что угодно;

– впервые за долгие годы окончательно выстроена работа на дорогах таким образом, чтобы ремонты не уходили в холодное время года, ремонт по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» второй год подряд выполняется досрочно, работы, преимущественно, ведутся в ночное время;

– впервые создано и укомплектовано людьми и новой спецтехникой муниципальное специализированное учреждение «Городская дорожная служба», которая выполняет две задачи – содержание сетей ливневой канализации и локальный ремонт дорог, в том числе в зимний период. Впервые за долгие годы муниципалитет не зависит ни от подрядчиков, ни от запуска асфальтобетонных заводов, поскольку может выполнять все срочные работы своими силами;

– впервые новую жизнь и цивилизованную торговлю получают воронежские подземные переходы – за счёт частных инвестиций в рамках концессионных соглашений. Завершена реализация проекта обновления подземного перехода у Цирка, найдены инвесторы на реконструкцию объектов на Московском проспекте (Политехнический университет) и на проспекте Революции (Петровский сквер).

Эффективно продолжилось:

– за два с половиной года на 156 улицах города комплексно отремонтировано 210,5 километров дорог с заменой изношенного бордюрного камня по нацпроекту, кроме того, в рамках муниципальных программ дорожное покрытие обновлено на 43 улицах (с учетом тех, ремонт которых завершится к концу текущего года) общей протяженностью около 34 километров;

– расшиваются «узкие» и опасные места – началась и в ближайшее время закончится реконструкция улицы Острогожской, она расширяется, потоки разграничиваются разделительной полосой, создаётся перекресток с круговым движением, строятся сети ливневой канализации, велопешеходная инфраструктура, монтируются остановочные павильоны, светофорные объекты, что уменьшит пробки, сделает использование дороги комфортнее и безопаснее;

– строится связь улиц Минской и Землячки, что создаст альтернативный выезд из густонаселенного обособленного микрорайона и станет дополнительной транспортной артерией, когда город приступит к реконструкции важнейшего транспортного узла Левобережья – Остужевской развязки.

Ключевые планы:

– приступить к реконструкции Остужевской развязки;

– провести капитальный ремонт окружной – улицы Антонова-Овсеенко;

– решить проблему пробок на Московском проспекте: разработан проект связи улиц Шишкова-Тимирязева, ведется проектирование дублёра Московского проспекта (от Антонова-Овсеенко через улицы 60-й Армии, Солнечную, с выходом на проспект Труда и расширением улицы Свободы), что позволит разгрузить главную транспортную артерию Воронежа;

– построить альтернативный выезд из микрорайона Тенистый. Администрацией Воронежа разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение Государственной экспертизы РФ на строительство дополнительного выезда из Тенистого через микрорайон «Гардарика» с выходом на проспект Патриотов в районе гипермаркета «Касторама». Реализация этого проекта позволит разъединить автомобильные потоки, следующие как из микрорайона, так и в него, и значительно снизит транспортную нагрузку на перекрёсток проспекта Патриотов и улицы Тепличной;

– продолжать системную и последовательную работу по улучшению городских дорог, не только магистралей, но и второстепенных улиц и улиц частного сектора;

– привести в порядок подземные переходы (на улицах Ворошилова и Димитрова), для которых не нашлось инвесторов на предлагаемых условиях, для этого уже приняты основные решения.



Благоустройство, общественные пространства и пешеходная инфраструктура

Впервые:

– впервые за десятилетия муниципалитет комплексно реконструировал главный городской мемориал – площадь Победы;
– впервые выполняется комплексная адаптация тротуаров для удобства маломобильных горожан, для этого также впервые в Воронеже был проведён аудит доступности пешеходной инфраструктуры на 30 ключевых улицах центра, выделены средства и начались работы, которые выполняются под надзором экспертов из РУРЦ «Доступная среда»;

– впервые реализован проект масштабного праздничного оформления центральных улиц города, для этого смонтировано 2366 иллюминационных конструкций и 329 осветительных приборов архитектурной подсветки, которые размещены в восьми скверах, на 13 улицах, 4 площадях, 3 мостах, 2 дамбах и 180 деревьях;

– впервые город раз и навсегда отказался от бессмысленной покраски деревьев в белый цвет и всех без исключения бордюров в контрастный бело-черный (кроме опасных мест, которым требуется такое обозначение по правилам дорожного движения). В один год все бордюры были приведены к единому цвету и более ресурсы на бессмысленную сплошную покраску бордюров не тратятся;

– впервые принято решение о создании красивых стилизованных люков инженерных коммуникаций, уже созданы эскизы для последующего воплощения на городских территориях;

– впервые комбинаты благоустройства районов системно и последовательно ведут работу по понижению уровня грунта на газонах, чтобы дождями его не смывало на тротуар – так в городе будет меньше пыли.

Эффективно продолжилось:

– развитие пешеходной инфраструктуры: город «повернулся лицом» к пешеходам – на строительство и ремонт тротуаров выделяется всё больше и больше средств: в 2018 году – 20 млн, в 2019 году – 60 млн, в 2020 году – 113 млн рублей;

– благоустройство становится более современным: начинают появляться приствольные решетки у деревьев, закрытые лотки для отвода дождевых и талых вод и т.д.;

– из-года в год продолжается программа комплексного благоустройства дворовых территорий, на которую направляется по 225 млн рублей в год (за два с половиной года в порядок привели 252 двора);

Ключевые планы:

– выполнить комплексное благоустройство проспекта Революции, кстати, впервые разработка проектной документации ведется не только специализированной подрядной организацией, к ней также подключены урбанисты, общественники, эксперты в разных сферах жизни – от архитекторов до активистов велодвижения;

– продолжать работу по благоустройству дворов, пока каждая придомовая территория не получит новую жизнь;

– продолжить благоустройство общественных территорий, зон отдыха, прилегающих к Адмиралтейской площади и Петровской набережной.



Жилищно-коммунальные хозяйство, жилфонд и уборка города

Впервые:

– впервые изношенный и проблемный муниципальный теплоэнергетический комплекс получил в рамках концессионного соглашения значимые частные инвестиции: за 15 лет в него направят 3,65 млрд рублей, из них около 2 млрд будет направлено на реконструкцию сетей, порядка 1,5 млрд — на реконструкцию оборудования ЦТП и котельных. Так теперь ежегодно заменяется около 20 километров магистралей сетей только в зоне концессии (такого объема работ муниципальные сети не видели десятилетиями);

– впервые в Воронеже построен цех механического обезвоживания осадка (на правобережных очистных сооружениях), это позволяет минимизировать использование иловых карт и уменьшить неприятные запахи;

– Воронеж – один из немногих городов страны, который продолжил расселение аварийного жилищного фонда после окончания действия федеральных программ – в рамках муниципальной;

– впервые в Воронеже уделено особое внимание уборке тротуаров от снега и наледи зимой, она усилена и максимально переведена на механизированный способ – в 2019 году не только с 380 до 520 человек увеличено количество рабочих ручной уборки, но и каждый районный комбинат получил в распоряжение мини-технику, которой можно работать на узких тротуарах.

Эффективно продолжилось:

– реализация концессионного соглашения в сфере водоснабжения и водоотведения (первая инвестпрограмма с объёмом финансирования в 2,56 млрд рублей реализована к 2018 году, вторая – на 4,07 млрд рублей – реализуется в 2019-2024 годах);

– оснащение крупной спецтехникой комбинатов благоустройства, в общей сложности количество коммунальной техники увеличилось за прошедшие годы с 200 до 350 единиц;

– канализование улиц частного сектора («Песчанка», улиц Гастелло, Бунакова, Дуговой, пер. Дуговой);

– вместе с расселением ведется планомерный снос аварийных домов (в 2020 году будет снесено в общей сложности 27 аварийных расселенных домов), освобождающаяся территория в дальнейшем может быть использована для нужд города, с учетом пожеланий граждан либо для последующей застройки;

– приняты решения о развитии 26 застроенных территорий общей площадью более 85 гектаров. По 13 из них проведены аукционы, по 9 территориям общей площадью более 27 гектаров уже заключены договоры о развитии – там будет расселено 97 ветхих домов общей площадью более 56 тыс.кв.м, уже расселено 22 дома;

– несмотря на любые сложности и проблемы, Воронеж из года в год выполняет показатели ввода жилья в эксплуатацию.

Ключевые планы:

– привести в порядок все контейнерные площадки в Воронеже, чтобы на них было возможно реализовать раздельный сбор мусора, средства на это уже выделены;

– продолжить развитие мощностей водоснабжения и водоотведения (строительство ВПС-21, КНС-8 с коллекторами), строительство сетей канализации для улиц частного сектора.

Экономика и финансы

Впервые:

– впервые за долгие годы Воронеж начал системно и последовательно снижать муниципальный долг, сократив его с 7,1 млрд в 2017 году до 6,6 млрд в 2018 и до 4,3 млрд по итогам 2019 года. По состоянию на 1 октября 2020 года муниципальный долг сократился до 3,3 млрд рублей!

– впервые за долгие годы кредитные средства привлекаются муниципалитетом не для закрытия огромных кассовых разрывов или для выполнения социальных обязательств, а в основном для того, чтобы снизить долговую нагрузку – договоры на привлечение кредитных линий теперь просто перезаключаются под меньший процент;

– впервые создана «Инвестиционная карта», на которой размещены все объекты и проекты, которые могут быть интересны потенциальным инвесторам;

– впервые предпринимателям предложены лёгкие и быстрые механизмы согласования летних веранд для объектов общественного питания;

– в сфере муниципальных закупок для повышения объективности формирования начальной максимальной цены и характеристик закупаемых товаров внедрен общедоступный информационно-маркетинговый модуль, сформирован муниципальный каталог, который насчитывает 343 позиции, формирование каталога основано на соблюдении принципов конкуренции и участия как минимум двух производителей. Такой модуль позволит обеспечить повышение коэффициента участия в торгах и, как следствие, рост уровня экономии бюджетных средств.

Эффективно продолжилось:

– работа системы муниципальных закупок: из года в год растёт не только количество лотов (в 2019 году управлением муниципальных закупок опубликовано 3687 лотов, что на 33% выше уровня 2018 года), но и доля закупок, осуществляемых конкурентными способами.

– общий фонд экономии бюджетных средств на таких закупках в 2019 году составил 537,2 млн. руб., а показатель предпринимательской активности (количество участников) – 3,77 единицы;
– доля закупок у единственного поставщика системно и последовательно снижается, и даже они дают экономию бюджетных средств, поскольку реализованы через автоматизированную информационную систему муниципальных закупок (в 2019 году экономия составила более 45 млн. руб);

– работа по упорядочению торговли в нестационарных торговых объектах, предпринимателям предложены выгодные условия по срокам размещения киосков и павильонов, но с требованием провести их реконструкцию.

Ключевые планы:

– очистить бюджет города от долгов.



Общественный транспорт

Впервые:

– впервые новая маршрутная сеть разработана не на оценках и опыте, а на реальных знаниях о пассажиропотоке и транспортных корреспонденциях горожан, которые определены не только натурными замерами и опросами, но и анализом массивов данных биллинга сотовых операторов;

– впервые во всём общественном транспорте города внедрена возможность безналичной оплаты проезда и принят дифференцированный тариф, позволяющий экономить при безналичной оплате;
- впервые в 2020 году для муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» будет закуплено сразу 62 современных автобуса большой вместимости на условиях льготного лизинга;

– впервые за долгие годы не сократилось, а увеличилось количество троллейбусов (15 машин, прошедших капремонт, были бесплатно получены от мэрии Москвы и работают на линии);

– впервые у муниципалитета появилась возможность штрафовать перевозчиков за нарушение условий контракта (в 2020 году наложено на 1,5 млн штрафов);

– впервые реализован проект организации платного парковочного пространства, который в первый год столкнулся с серьёзными трудностями, но в настоящее время выполняет свою задачу: упорядочивает парковку, увеличивает оборачиваемость парковочных мест, снижает блуждающий трафик и тем самым уменьшает пробки, даёт возможность общественному транспорту быстрее передвигаться по центральной части города.

Эффективно продолжилось:

– ведется работа по повышению прозрачности и эффективности работы муниципальной транспортной компании, в два с половиной раза сократилась задолженность перед поставщиками;

– восстанавливаются и выходят на линию автобусы большого класса, которые до этого несколько лет стояли «под забором» из-за поломок;

– началось обновление подвижного состава частными перевозчиками (за 2019-2020 годы закуплено и выведено на линию 189 единиц разного класса).

Ключевые планы:

– создать выделенные полосы для общественного транспорта и систему их администрирования, что вместе с обновлением подвижного состава и платным парковочным пространством сделает общественный транспорт наиболее предпочтительным способом передвижения по городу;

– приобрести в 2021 году ещё 58 больших автобусов для «Воронежпассажиртранса», обеспечить закупку на условиях льготного лизинга таких автобусов и для частных перевозчиков, продолжить участие в нацпроекте;

– воплотить в жизнь новую маршрутную сеть, увеличить класс подвижного состава на большинстве маршрутов, уменьшить дублирование маршрутов и «гонку» за пассажиром;

– внедрить возможность бесплатных пересадок, реализовав на основе любой банковской карты функционал транспортной;

– обеспечить качественную диспетчеризацию и устойчивую работу транспорта в вечернее время.



Мэр Вадим Кстенин: «Нам удалось решить многие застарелые городские проблемы или вплотную подойти к их решению, создав для этого необходимый нормативно-правовой, финансовый фундамент. Это было бы невозможно без одобрения наших действий горожанами и без поддержки губернатора Воронежской области Александра Гусева, который был мэром и прекрасно понимает потребности Воронежа и его жителей. Для меня приоритетной задачей на ближайшие годы является реформирование городского пассажирского транспорта. Он должен начать соответствовать ожиданиям пассажиров, чтобы постепенно люди из машин пересаживались в комфортные автобусы и экологичные троллейбусы: только так можно уменьшить пробки. Тем не менее, мы и продолжим развивать дорожный каркас Воронежа, и начнем внедрять новые механизмы увеличения провозной способности, в том числе, создавать выделенные полосы. Еще один важнейший приоритет – обновление и модернизация инженерной инфраструктуры города: тепловых сетей, сетей электроснабжения, водопровода, водоотведения. От этого зависит комфорт и благополучие людей, эта работа ведется сейчас и будет продолжаться. Мы приняли Стратегию социально-экономического развития Воронежа до 2035 года, теперь нам предстоит принять и новый Генплан, чтобы закрепить основные направления развития нашего города на перспективу десятилетий, а для себя я здесь вижу еще одну ключевую задачу – создать для этого развития экономические предпосылки. Мы уже кардинально сократили муниципальный долг и в ближайшие годы мы сведем его к минимуму, чтобы бюджет перестал быть бюджетом выживания. Но только силами местной экономики больших целей не достичь, поэтому мы продолжим создавать условия для инвестиций в наш любимый Воронеж».

Ранее в рубриках
В ВоронежеНовая невосполнимая потеря Платоновского фестиваля – зрители не увидят спектакль о любимом покойном казахском скакуне

Показы спектакля «Кулагер» должны были пройти 1 и 2 июня в Воронежском государственном академическом театре драмы им А. Кольцова.

В РоссииТеатр «Бобрёнок» победил со спектаклем «Гусёнок»

Бобровские самодеятельные актёры-кукольники стали лауреатами ставропольского театрально-образовательного проекта.

В миреМноголетний директор Реймсской оперы Серж Гаймар погиб во время пожара в собственном доме

Он занимал должность директора французской Реймсской оперы с 2000 по 2023 год.

ОбществоМолодёжь заметно увеличит оборот магазинов секонд-хенд

Интерес к одежде из секонд-хендов у молодых людей растет, в первую очередь, из-за повышения стоимости жизни.

ТеатрАлександр Калягин посадит вишни

Для коллектива театра Et Cetera уже стало доброй традицией ежегодно принимать участие в весенней посадке деревьев.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 16 мая: новый фильм Гая Ричи – новый лидер проката

Правда, сборы этого и других участников процесса оказались ниже нижнего предела ожиданий.

ПерсонаВремена не выбирают – памяти Аллы Борисовны Ботниковой

Эссе известного воронежского музыковеда, профессора Евгения Борисовича Трембовельского.

ЛитератураВышел апрельский (2024) номер журнала «Подъём»

Общее впечатление: многообразна вселенная русского человека, живущего на земле.

МузыкаВ Воронеже открывается сезон летних концертов в парках

Пока Кольцовский сквер не задействован, музыканты выступят в двух парках города.

Изобразительное искусствоУмер народный художник России Сергей Андрияка

Выдающийся мастер ушёл из жизни на 66-м году, причина смерти – рак.

Зал ожиданияВ Воронеже пройдёт фестиваль «Моя семья», «Библиотеки Воронежа» принимают участие

«Библиотеки Воронежа» представят большую интерактивную программу «Моя пиратская семейка».

ГлавноеВоронежцев пригласили на единственный в своём роде фестиваль Коробова-Литягина

Это уникальное культурное событие заиграет красками и наполнится чарующими звуками 29-31 мая.