Войти
Персона
01.11.2015 21:48
Юрий Андросов: «Классическая музыка не умрёт никогда»

Юрий Андросов: «Классическая музыка не умрёт никогда»

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Юрий Данилов

Феномен Воронежского молодёжного симфонического оркестра заслуживает и уважения, и восхищения. За десять лет существования коллектив сделал несколько гигантских шагов к мастерству исполнения, сбалансированности звучания, одухотворённости трактовок. О том, как это удалось, о роли классики в современной жизни и другом мы говорили с художественным руководителем ВМСО, заслуженным артистом РФ Юрием Андросовым.

Юрий Семёнович Андросов родился в Воронеже. По первой специальности – кларнетист. Окончил музыкальную школу, училище, институт искусств, аспирантуру в Москве. Во время гастролей во Франции, заменив заболевшего дирижёра, встал за пульт. После этого Андросова стали приглашать во Францию уже в качестве дирижёра. В дальнейшем он стал осваивать эту профессию и в Воронеже. Окончил аспирантуру по классу «оперно-симфоническое дирижирование» в Нижегородской консерватории. Учился у маэстро Александра Скульского.

- Почему Вы выбрали этого мастера, Юрий Семёнович?

- Советская дирижёрская школа была очень сильной, одной из лучших в мире. И мне хотелось не просто получить диплом, но и научиться. К тому времени я уже понял, что обратного пути нет, что дирижирование – моё призвание. В Москве в годы перестройки учиться было уже не у кого. Поэтому я выбрал Нижний и Скульского.

- Что Вас подвигло на то, чтобы основать Воронежский молодёжный симфонический оркестр?

- Захотелось работать по-другому. С людьми, которые сами этого хотят. В первую очередь, это, конечно, молодёжь. Начали собирать состав. Филармония нас поддержала. Потом пришла Вера Гусева и подняла всё на новый уровень. Мы могли пользоваться всей инфраструктурой филармонии, хотя оркестранты и были за штатом. Благодаря Вере Борисовне появился новый абонемент – студенческий. Студенты вузов, техникумов Воронежа приходили к нам в зал, и мы играли для них популярную классику. Когда прошёл первый концерт, и студенты стоя нам аплодировали, отпали все сомнения в том, нужно ли кому-то то, что мы делаем. Мы поняли, что это очень нужное дело. Во-первых, воспитание молодёжи. Ведь любой концерт классической музыки, даже без слов, - это уже воспитание вкуса и отношения к жизни.

- А дальше?

- Дальше стали появляться новые проекты. Настало время, когда оркестр перерос свои рамки. Спасибо большое Алексею Васильевичу Гордееву. Он поддержал нас в этот переломный момент. И вот уже почти год мы работаем в Концертном зале на государственных ставках. Будем стараться развиваться и дальше.

- Состав оркестра за эти годы изменился?

- Да, частично. Мы стараемся брать молодых музыкантов из музыкальных школ, академии искусств и воспитывать их. Эта работа продолжается. С другой стороны, ряд музыкантов не смог перейти к нам на постоянную работу. Сейчас нас 50 человек, это небольшой симфонический оркестр. На некоторые проекты мы приглашаем большее количество людей. Может быть, со временем, дорастём до семидесяти.

- Вы для себя определили основные направления развития?

- У нас два основных направления, по которым мы стараемся двигаться вперёд. Первое – это профессиональная, качественная работа. Концерт должен быть сыгран талантливо. У нас одарённых музыкантов много, так что в этом проблем нет. А вот для того, чтобы сыграть профессионально, нужна большая подготовительная работа, Именно она является залогом успеха. Далее. Репертуар и проекты, уникальные по своей сути, потому что мы работаем практически во всех жанрах. Это и классическая музыка, и современная, и джаз, и рок, и джаз-рок, и народная музыка, и даже цыганская. Всё это – с солистами мирового класса. Мы стараемся, чтобы всё это было на очень высоком профессиональном уровне. Такую нишу со столькими разнообразными проектами никто кроме нас не занимает. Во всяком случае, в нашем городе. Мы эту нишу заняли и освобождать не планируем. Вот недавно появился новый проект – сказки с оркестром. Это интересное сочетание двух жанров, литературного и музыкального, которые воздействуют на слушателя комплексно. Публика воспринимает эти концерты живо, эмоционально. Стараемся разнопланово работать, развиваться в нескольких направлениях. Еще что-то новое будет придумывать.


- Всё это предполагает огромный репертуар. Как его осваивают музыканты?

- Трудно. По четыре-пять концертов в месяц с разными программами – это сложная профессиональная задача. И этот тот случай, когда количество не переходит в качество. Число концертов должно быть разумным, чтобы не потерять качество каждого выступления.

- Есть ли у вас в оркестре полные единомышленники, опора руководителя, костяк коллектива?

- Безусловно. За десять лет костяк сложился и сохраняется. Есть люди, которые все эти годы в оркестре работают, им нравится. Мы вообще стараемся подбирать людей, которым это нравится. Чтоб они не только за зарплату работали, но и получали удовлетворение.

- Роль Веры Гусевой, директора оркестра?

- Она огромна. Это вся административная работа, финансы, контакты с администрацией ВКЗ, департаментом культуры, создание новых проектов, подбор солистов, связь со всеми европейскими агентствами… То, что вы видите на концерте, – это вершина айсберга. Если не сделать качественно административную работу, хорошего концерта не получится.

- Вам самому какая музыка ближе? Что предпочитаете играть в концертах?

- Мне профессионально интересно всё. В любой стране есть замечательные композиторы – Бах, Бетховен, Моцарт, Элгар, Бизе… Всех не перечислить. Но любовь души – русская музыка. Когда мы выступаем за границей, всегда просят исполнять русскую музыку. Её любят везде.

- 5 ноября Вы с оркестром уезжаете во Францию. Какой репертуар везёте?

- Это «Реквием» Моцарта, Шестая симфония Бетховена, Сороковая симфония Моцарта – «обязательная программа» нашего турне. А во втором отделении мы всегда играем русскую музыку. Обычно это Чайковский, Римский-Корсаков.

- Вы едете не в первый раз. Как вас там принимают?

- Во Франции замечательная публика. Нас принимают очень хорошо, просто невероятно. Но и мы стараемся играть как можно лучше. Наших музыкантов вообще отличает отдача. Живые чувства, которые возникают во время игры. Профессиональных коллективов много, одухотворённых куда меньше. И французская публика это ценит.

- Вы когда репетируете, стараетесь всё объяснить музыкантам на словах?

- Конечно. Хотя к музыкальным образам трудно подобрать слова. И моя профессия – не разговорный жанр. Но старюсь находить слова, которые бы подвигли к требуемому результату.

- Как Вы думаете, вам удастся создать конкуренцию виртуальным концертным залам с выдающимися исполнителями?

- Чем интересно живое исполнение? Тем, что на сцене сиюминутно создаётся музыкальный образ, он воздействует на людей, публика слушает, сопереживает. Это главный принцип работы любого творческого коллектива. Конечная цель – достучаться до сердца слушателя и остаться у него в душе.

- Сейчас в моде попытки подстраивать классическую музыку под вкусы не самой взыскательной публики. Иначе, мол, в зале будет пусто. И классика вообще умрёт. Как Вы к этому относитесь?

- Классическая музыка не требует «осовременивания», с ней не нужно ничего делать. Её только нужно исполнять не как музейный экспонат. Все гениальные композиторы были невероятно живыми людьми с колоссальной духовной мощью. Так и надо исполнять их музыку. Найти в ней живые человеческие чувства. И если вы играете не формально, публика это поймёт. Это и будет лучшей популяризацией классики.

- Как вы считаете, есть ли будущее у классической музыки, будет ли у неё публика? Некоторые музыканты считают, что она вымирает.

- Я с этим не согласен. Об этом ведь твердят и пишут постоянно. Говорили и в девятнадцатом веке, и в двадцатом. Музыка классическая не умрет никогда, так же, как и классическая литература и классическая живопись, ибо это – высшее достижение человеческого духа. Многим телевизор заменил всё, стал единственным окошком в мир. Вынуть их из этой скорлупы не так просто. Но если они приходят на концерт, они не уходят равнодушными. С публикой надо работать – постоянно, кропотливо, изо дня в день. Надо уметь привлечь людей в концертный зал. А симфонический оркестр – уникальный коллектив, в котором собраны почти все инструменты. И это живое исполнение, когда мастер извлекает из этих инструментов звуки. Это же потрясающе! Плюс гениальная музыка. Это не умрёт никогда, я уверен.

Ранее в рубриках
В ВоронежеПод Воронежем представили номера рок-оперы «Мамонт»

Рок-опера «Мамонт» пока полностью не готова. Есть несколько номеров и драматургическая основа.

В РоссииЦирки продают билеты на смерть

Это вообще нормально? XXI век на дворе.

В миреВ отдалённой индийской пещере нашли русскую мать с двумя дочерями

Русская мать пыталась защитить свой решение жить с двумя дочерями в индийской пещере.

ОбществоВ Воронежской области заметно выросло число коррупционеров

Больше всего преступлений коррупционной направленности совершается в образовании, здравоохранении, управлении, органах.

ТеатрНавороченные костюмы режиссёра-новатора и жара довели до обморока артистов на «Арена ди Верона»

Постановщик создал невыносимые условия для работы артистов хора, миманса и танцовщиков.

Кино и телевидениеОбъявлены номинанты на премию «Эмми» 2025 года

«Медведь» больше не фаворит – похоже, сериал о шеф-поваре поднадоел критикам и сдулся.

ПерсонаТелеведущий Юрий Вяземский оскорбил жителей Липецка, ответка прилетела быстро

Вяземского требуют отстранить от эфира, ему могут вчинить иск на 20 миллиардов рублей.

ЛитератураВышел триллер Хавьера Кастильо «День, когда он сошел с ума»

«Иногда судьба испытывает нас просто для того, чтобы мы знали о её существовании».

МузыкаНепогода на планете добралась до музыкально-театральных событий – их приходится отменять

Небесная канцелярия повсеместно активно вмешивается в культурную повестку.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 5-12 июля 2025 в мировых СМИ

Отличились фотографы агентства «Анадолу», они постепенно выходят на первые роли.

Зал ожиданияВ Воронеже концерт клуба любителей гитарной музыки «Своя колея» посвятят Владимиру Высоцкому

Владимир Семёнович ушёл из жизни 45 лет назад, но слава его пережила.

ГлавноеВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 12-13 июля

Обращайте внимание на форму одежды: она должна соответствовать жаркой погоде.