Войти
Персона
15.08.2013 18:06
Эдуард Пашнев – поэт, писатель, драматург, сценарист…

Эдуард Пашнев – поэт, писатель, драматург, сценарист…

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: из архива

Жизнь Эдуарда Пашнева тесно связана с Воронежем, и наш город может этим гордиться. Об этом одаренном, ярком человек, которому 15 августа исполнилось 80 лет, пишет Николай Тимофеев.

Люди старшего поколения, конечно, помнят имя автора молодёжного романа середины 1970-х «Девочка и олень», впервые напечатанного в Воронеже, а потом многократно переиздававшегося на всей территории СССР – от Москвы до Приморья. Героиня романа – гениальный художник Надя Рушева, - за очень короткую жизнь (умерла в 17 лет) создала более 12 тысяч рисунков к произведениям более 50 авторов, в числе которых Пушкин и Лев Толстой. Впрочем, имя автора и до того было известно. В 1965 году в №3 журнала «Юность», популярного среди молодёжи, была опубликована повесть Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко». Тогда страна узнала сразу два имени – кроме автора повести ещё и имя 13-летней школьницы Нади Рушевой, которая проиллюстрировала текст своими рисунками. Так судьба нежданно-негаданно свела вместе двух весьма одарённых людей.



Как начинался писатель

Скажите мне, в каком году вы родились, и я скажу, кто вы. Эта видоизменённая известная пословица особенно актуальна для родившихся в начале 1930-х. Это значит - полной мерой зачерпнуть систему сталинского воспитания с его всюду проникающим культом, это значит – пережить ужасы войны, а затем ещё и лишения послевоенного детства и юности. Рождённый в 1933-м, Эд. Пашнев написал о своем военном детстве повесть «Дневник человека с деревянной саблей».
Трудный жизненный путь, отмеченный лишениями, закаляет, если человек принимает их без ропота и озлобления и с оптимизмом смотрит в будущее. Эдуард Иванович после войны выходил к свету вместе со своей страной. В 1950-м окончил ремесленное училище (это как раз то, в чём мы особенно нуждаемся сегодня!). Служил в армии. Работал на заводе фрезеровщиком. Почувствовав в себе творческое дарование, устроился «поближе к искусству»: два года работал в драмтеатре - грузчиком и рабочим сцены. Между делом писал стихи. О военном детстве, о близких людях, о прекрасных девушках и, конечно, о коммунизме. Оптимистическое отношение к жизни – необходимое условие для реализации творческого потенциала.

В 1959 году поэтическое дарование Эдуарда Пашнева оценил поэт-песенник Лев Ошанин и принял в свой семинар в Литературном институте. Поняв, что прозой можно сказать больше, Эдуард Иванович вскоре перешёл в семинар прозы Льва Кассиля, хорошего писателя для детей и юношества. Окончил Литинститут в 1964-м. Впрочем, окончание семинара прозы было отмечено выходом в Воронеже сборника стихотворений «Рождается солнце». Тираж – 3 тыс. экз. Цена – 13 коп. А уже в следующем году в том же Центрально-Чернозёмном книжном издательстве выходит сборник повестей Эдуарда Пашнева «Хромой пёс» тиражом 50 тысяч экземпляров. В него вошли повести «Ньютоново яблоко», «Хромой пёс», «Доктор Крауклис» и «Цветы из чужого сада». Книга предназначалась «для среднего и старшего школьного возраста». В предисловии Лев Кассиль с большой теплотой пишет об авторе: «Перейдя со стихов на прозу… автор по существу остаётся поэтом с весёлым и добрым взглядом на жизнь, с неутомимым лиризмом восприятия. Проза Пашнева, как и надлежит быть настоящей художественной прозе, поэтична и красочна».

Драматург, сценарист, режиссер

Середина семидесятых была периодом театрального и литературного триумфа Эдуарда Пашнева. В 1973 году его, известного к тому времени писателя и поэта, призвали в Кольцовский театр уже в творческом качестве. Надо было срочно написать пьесу, посвященную трагическим событиям в Чили, о том, как военная хунта генерала Пиночета свергла избранного народом президента Сальвадора Альенде. Жестокость, сопутствующая перевороту, тогда всколыхнула весь мир. Работа была выполнена в кратчайшие сроки. Поставленная Глебом Дроздовым «Хроника одного дня» с прекрасными актерами (Президент – Владимир Седов, Вдова – великолепная Раиса Кириллова, а затем Римма Мануковская, Певец – Юрий Кочергов) имела огромный успех. И режиссёру и драматургу в 1974 году присуждается звание лауреата Государственной премии РСФСР. С этого времени писатель Пашнев и режиссёр Глеб Дроздов работают в одной творческой связке.



Эдуард Пашнев: «У каждого крупного режиссёра есть свой драматург. Таким драматургом для Дроздова был я. Он задумывал. Я писал. Моя профессия – писатель. Его профессия – режиссёр - постановщик. За 27 лет я написал для театра Дроздова 12 пьес, некоторые сам, другие совместно с мастером. В 2000 году я опубликовал книгу театральных мемуаров «Иноходец», где подробно рассказал о том, как мы как жили и работали…».

Эта книга, помимо всякого прочего интересного, являет собой замечательный документ времени. В ней присутствует подтверждаемая конкретными фактами и картинками идеология, философия и культура советского и постсоветского общества. 260 из 460 страниц в ней посвящены воронежскому периоду сотворчества режиссёра и драматурга. Глеб Дроздов посвятил воронежскому театру 14 лет, стал здесь народным артистом РСФСР, поставил отличные спектакли, вырастил плеяду прекрасных актёров, которые и сегодня составляют цвет воронежской труппы. В 1978 году, после удачных гастролей в Москве, театру имени Алексея Кольцова было дано почетное звание «Академический». И в этом обстоятельстве была немалая заслуга и Эдуарда Пашнева. А в 1980 году на сцене уже Академического Кольцовского театра созрел еще один плод сотворчества Эдуарда Пашнева и Глеба Дроздова – спектакль «Посеешь ветер…» о работе советских разведчиков в ставке Мао Цзедуна во время второй мировой войны. Особую остроту постановке придавало участие в ней в качестве консультанта единственного оставшегося в живых героя этих событий – советского консультанта - разведчика Николая Николаевича Риммара. Его играл тогда ныне заслуженный артист России Вячеслав Зайцев. Реализовался Пашнев и в качества автора киносценариев: по его сценариям сняты художественные фильмы «Поле перейти» и «Певучая Россия».

После «изгнания» Глеба Дроздова из Воронежа в 1983 году Эдуард Пашнев неотлучно при нем как самый активный соучастник всех творческих процессов известного и «непослушного» (для властей) режиссёра. Сначала был Ярославль, знаменитый Волковский театр, а в конце 1988 года в центре автомобилестроения в Тольятти появился первый в стране экспериментальный Театр «Колесо». Эдуард Пашнев был в нём заведующим литературной частью, потом заместителем директора по репертуару. На его сцене поставил спектакль «Кентавры» по собственной эротической поэме, прибавив к своей творческой биографии ещё и звание режиссёра.

Организатор талантов

Активная натура, неиссякаемый вкус к жизни требовали проявлений в разных творческих направлениях. Недаром в марте 1981 года избрали Эдуарда Ивановича Пашнева председателем правления Воронежской писательской организации, кстати, одной из самых многочисленных в то время по количеству членов СП в РСФСР. Мне довелось быть участником семинара-совещания молодых литераторов, которое организовал Эдуард Иванович на комфортабельной в то время базе отдыха ПО «Электроника» на высоком берегу реки Воронеж недалеко от Чертовицка. Было это в пору тихой и теплой золотой осени. Щедрая ночная иллюминация фантастическими красками расцвечивала кленовые и ясеневые аллеи вдоль крутого обрывистого берега. Среди участников - известные поэты, писатели, критики, и не только воронежские, но и московские, и ленинградские. И, конечно, какой уж тут сон, когда такие гости, такие ночи…

Запомнился очень демократичный, лёгкий и одновременно серьёзный тон обсуждений произведений молодых литераторов, а также дискуссий о путях литературы. Обосновавшись в Тольятти в конце 1980-х, Пашнев в этом, далеко не художественном центре нашего автомобилестроения, нашел и вырастил писательские таланты до такой степени, что вскоре и там
появилась своя писательская организация. Сегодня она насчитывает 48 человек.

Зеленые холмы Калифорнии

Литературное творчество требовало полной свободы. В 1999 году Пашнев оставил театр «Колесо». А в начале нового века оказался на Западном побережье Америки, в Сан-Франциско. Так повернулась жизнь. Дела семейные. Ежегодно в августе-сентябре прилетает в Россию. Объезжает города по равнобедренному треугольнику – Москва-Тольятти-Воронеж-Москва. Не прерывает творческую связь с живущими в них. В переписке с приятелями признаётся:

- Я никуда не уезжал из России. Я просто приехал в Америку. Так сложилась жизнь моей семьи. О России помню всегда. Я не смотрю на свою Родину с другого континента. Смотрю на все события изнутри. Здесь, в Америке, ежедневно смотрю российские новости по российскому телевидению.
Читаю, пишу, езжу в казино. Пишу, потому что художественное творчество в слове доставляет мне удовольствие. Пишу не потому, что востребован, а потому, что творить в слове художественный мир — наслаждение. Изобразительная сила слова — это вторая природа, равная первой природе. Такой, например, как Лев Толстой, равен природе.
Три вещи надо закончить: роман о казино «Автобус», роман из записных книжек «Когда мы были великими». Дописать роман, который пишу всю жизнь, с литинститутских времён. Пока это все. Из близких моих достижений. Печатаюсь в русскоязычной газете «Запад—Восток» (выходит на территории Америки и Канады): рассказы, миниатюры, эссе, библиофильские очерки. К сожалению, издание книг все меньше интересует людей. Есть Интернет, есть электронные книги. Их читают в самолетах, в автобусе, в котором я езжу в казино. Книга, как художественное произведение для чтения уничтожается. Вчера выносил мусор. В нашем доме в подвальном этаже стоят контейнеры для мусора: голубые и черные. В черный выбрасывается нестандартный мусор. В голубые выбрасывается рисайкл, то есть, мусор, который можно использовать: бутылки, банки, газеты, всякие бумаги. Открыл я такой контейнер, чтобы выбросить свой полезный мусор, а там лежат тома книг в прекрасных переплетах. Такие замечательные тома, которые могли бы стать украшением на любой книжной полке. Художественная ткань литературы исчезает.


Эдуард Иванович из той породы людей, о которых с хорошим чувством говорят: игрок по жизни. И, кстати, игрок азартный и удачливый. Пишет об этой своей стороне жизни открыто, интересно, как человек театра и ещё, как юноша, которому всё интересно.

- В казино езжу. Играть нравится. Жизнь человеческого общества во всех проявлениях – игра. Человек без игры, без ожидания удачи не живёт ни одного дня. Лев Толстой был старым, а всё ждал, что откроется дверь и он узнает что-то такое, что переменит его жизнь. Езжу в казино мимо холмов Калифорнии. Земля такая красивая. А здесь, в Америке, очень бережно относятся к диким животным. Олени подходят к самой дороге и мирно пасутся на зеленых полянах, на тех же пастбищах, где пасутся коровы. Глаз невозможно отвести от этих холмов и оленей у дороги.

Воронеж занимает особое место в сердце и памяти Эдуарда Пашнева. Это – Родина. Здесь прожито полстолетия – с 1933 по 1983 год. Здесь
состоялся Эдуард Иванович как творческий человек, прошёл «сквозь тернии к звёздам». Здесь остались друзья и недруги, приятели и знакомые. Впрочем, живя за океаном, он и сегодня практически в курсе воронежских литературно-культурных событий: интернет позволяет читать воронежские газеты и журналы. В письмах признаётся:

- Все, что происходит в Воронеже, мне интересно. Я был и остаюсь воронежским парнем. …Как писал Есенин « Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать». Уходят и друзья и враги. Оказывается, мы все были друг другу нужны: и друзья и враги. Все это называлось — литературный процесс.

Так кто ж он такой, Пашнев Эдуард Иванович? Конечно, в первую очередь, отличный детско-юношеский писатель. Ох, как не хватает нашим сегодняшним детям таких писателей! В повестях Эд. Пашнева вся наша послевоенная история в картинах быта и отношений между людьми разных возрастов, между взрослыми и детьми, живые диалоги. Автор чутко передает внутренний мир ребёнка и подростка, которые устанавливают контакты и с самими собой и с внешним миром, и с миром взрослых людей. Мир добрых людей в его повестях разнообразен, конкретен и активно действенный. Книги его без назиданий воспитывают уважительное отношение и к старшим и к младшим. Повести «Девочка и олень» и «Белая ворона», прекрасно иллюстрированные, изданы в Москве в 2001 году под одной обложкой в серии книг «Библиотека для девочек». К сожалению, не нашёл этой книги ни в детских библиотеках Воронежа, ни в библиотеках для взрослых читателей.

На сегодня Эдуард Пашнев – автор более тридцати книг стихов и прозы,
около двадцати пьес, трёх киносценариев, человек яркой биографии и богатой географии. Подводя итоги, скажу: Мне импонирует в нём вкус к жизни. Я вижу в нём пример человека, успешно реализовавшего Дар Божий в себе – вопреки всем препятствиям. Книги его изданы в Японии, Германии, Болгарии, Чехии, Словакии, Литве. Но это ещё не всё. Потому что творчество его продолжается и сегодня. Скоро ждём его в Воронеже. Обещал быть.

Ранее в рубриках
В ВоронежеКоллегия решила, мы поддержали

Коллективный орган сформулировал цели и задачи министерства культуры региона.

В России«Факел» остался без очков и благословения губернатора

Впервые за долгое время глава региона не поддержал команду добрым словом в своём телеграм-канале.

В миреКуба снова погрузилась во тьму после масштабного отключения электроэнергии

Это уже четвёртая национальная энергетическая авария за последние полгода.

ОбществоДирекция Платоновского фестиваля избавилась от имени Платонова

На этом славную историю Платоновского фестиваля можно считать законченной, даже если нечто под таким названием всё же состоится.

ТеатрНикита Михалков объяснил отсутствие аплодисментов во время спектакля «12» в Воронеже

По его мнению, в зале ВКЗ собралась интеллектуальная аудитория, которая следила за действом, затаив дыхание.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 13 марта: рулит старая гвардия во главе с Пушкиным и Лягушкой

Неплохие новые фильмы не имеют шансов возглавить прокат на этой неделе, поскольку не являются продуктами масс-культа.

ПерсонаУмерла София Губайдулина

Легендарный композитор скончалась от старости в своём доме в Германии.

ЛитератураНейросеть написала рассказ, удалось ли ИИ вести в заблуждение настоящих писателей?

Если бы литераторов заранее не предупредили о машинном авторстве, они могли бы обмануться.

МузыкаЦеремония вручения премии MTV Movie & TV Awards отменена второй год подряд

Многие поклонники поп-культуры приуныли, поскольку это не единственное масскультовское шоу, которое было отменено в этом году.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 9-15 марта 2025 года в мировых СМИ

На этот раз отличились фотокорреспонденты агентства Associated Press. Это их звёздный час.

Зал ожиданияВ Воронеже стартует череда мероприятий, посвящённых Дню православной книги

В рамках Дня православной книги в 2025 году в Воронежской митрополии пройдёт множество мероприятий.

ГлавноеВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 15-16 марта

Мероприятий много, причём в разных жанрах и для различных возрастных категорий.