Персона

Эдуард Пашнев – поэт, писатель, драматург, сценарист…
- Текст: Николай Тимофеев
- Фото: из архива
Жизнь Эдуарда Пашнева тесно связана с Воронежем, и наш город может этим гордиться. Об этом одаренном, ярком человек, которому 15 августа исполнилось 80 лет, пишет Николай Тимофеев.

Как начинался писатель
Скажите мне, в каком году вы родились, и я скажу, кто вы. Эта видоизменённая известная пословица особенно актуальна для родившихся в начале 1930-х. Это значит - полной мерой зачерпнуть систему сталинского воспитания с его всюду проникающим культом, это значит – пережить ужасы войны, а затем ещё и лишения послевоенного детства и юности. Рождённый в 1933-м, Эд. Пашнев написал о своем военном детстве повесть «Дневник человека с деревянной саблей».
Трудный жизненный путь, отмеченный лишениями, закаляет, если человек принимает их без ропота и озлобления и с оптимизмом смотрит в будущее. Эдуард Иванович после войны выходил к свету вместе со своей страной. В 1950-м окончил ремесленное училище (это как раз то, в чём мы особенно нуждаемся сегодня!). Служил в армии. Работал на заводе фрезеровщиком. Почувствовав в себе творческое дарование, устроился «поближе к искусству»: два года работал в драмтеатре - грузчиком и рабочим сцены. Между делом писал стихи. О военном детстве, о близких людях, о прекрасных девушках и, конечно, о коммунизме. Оптимистическое отношение к жизни – необходимое условие для реализации творческого потенциала.
В 1959 году поэтическое дарование Эдуарда Пашнева оценил поэт-песенник Лев Ошанин и принял в свой семинар в Литературном институте. Поняв, что прозой можно сказать больше, Эдуард Иванович вскоре перешёл в семинар прозы Льва Кассиля, хорошего писателя для детей и юношества. Окончил Литинститут в 1964-м. Впрочем, окончание семинара прозы было отмечено выходом в Воронеже сборника стихотворений «Рождается солнце». Тираж – 3 тыс. экз. Цена – 13 коп. А уже в следующем году в том же Центрально-Чернозёмном книжном издательстве выходит сборник повестей Эдуарда Пашнева «Хромой пёс» тиражом 50 тысяч экземпляров. В него вошли повести «Ньютоново яблоко», «Хромой пёс», «Доктор Крауклис» и «Цветы из чужого сада». Книга предназначалась «для среднего и старшего школьного возраста». В предисловии Лев Кассиль с большой теплотой пишет об авторе: «Перейдя со стихов на прозу… автор по существу остаётся поэтом с весёлым и добрым взглядом на жизнь, с неутомимым лиризмом восприятия. Проза Пашнева, как и надлежит быть настоящей художественной прозе, поэтична и красочна».
Драматург, сценарист, режиссер
Середина семидесятых была периодом театрального и литературного триумфа Эдуарда Пашнева. В 1973 году его, известного к тому времени писателя и поэта, призвали в Кольцовский театр уже в творческом качестве. Надо было срочно написать пьесу, посвященную трагическим событиям в Чили, о том, как военная хунта генерала Пиночета свергла избранного народом президента Сальвадора Альенде. Жестокость, сопутствующая перевороту, тогда всколыхнула весь мир. Работа была выполнена в кратчайшие сроки. Поставленная Глебом Дроздовым «Хроника одного дня» с прекрасными актерами (Президент – Владимир Седов, Вдова – великолепная Раиса Кириллова, а затем Римма Мануковская, Певец – Юрий Кочергов) имела огромный успех. И режиссёру и драматургу в 1974 году присуждается звание лауреата Государственной премии РСФСР. С этого времени писатель Пашнев и режиссёр Глеб Дроздов работают в одной творческой связке.

Эдуард Пашнев: «У каждого крупного режиссёра есть свой драматург. Таким драматургом для Дроздова был я. Он задумывал. Я писал. Моя профессия – писатель. Его профессия – режиссёр - постановщик. За 27 лет я написал для театра Дроздова 12 пьес, некоторые сам, другие совместно с мастером. В 2000 году я опубликовал книгу театральных мемуаров «Иноходец», где подробно рассказал о том, как мы как жили и работали…».
Эта книга, помимо всякого прочего интересного, являет собой замечательный документ времени. В ней присутствует подтверждаемая конкретными фактами и картинками идеология, философия и культура советского и постсоветского общества. 260 из 460 страниц в ней посвящены воронежскому периоду сотворчества режиссёра и драматурга. Глеб Дроздов посвятил воронежскому театру 14 лет, стал здесь народным артистом РСФСР, поставил отличные спектакли, вырастил плеяду прекрасных актёров, которые и сегодня составляют цвет воронежской труппы. В 1978 году, после удачных гастролей в Москве, театру имени Алексея Кольцова было дано почетное звание «Академический». И в этом обстоятельстве была немалая заслуга и Эдуарда Пашнева. А в 1980 году на сцене уже Академического Кольцовского театра созрел еще один плод сотворчества Эдуарда Пашнева и Глеба Дроздова – спектакль «Посеешь ветер…» о работе советских разведчиков в ставке Мао Цзедуна во время второй мировой войны. Особую остроту постановке придавало участие в ней в качестве консультанта единственного оставшегося в живых героя этих событий – советского консультанта - разведчика Николая Николаевича Риммара. Его играл тогда ныне заслуженный артист России Вячеслав Зайцев. Реализовался Пашнев и в качества автора киносценариев: по его сценариям сняты художественные фильмы «Поле перейти» и «Певучая Россия».
После «изгнания» Глеба Дроздова из Воронежа в 1983 году Эдуард Пашнев неотлучно при нем как самый активный соучастник всех творческих процессов известного и «непослушного» (для властей) режиссёра. Сначала был Ярославль, знаменитый Волковский театр, а в конце 1988 года в центре автомобилестроения в Тольятти появился первый в стране экспериментальный Театр «Колесо». Эдуард Пашнев был в нём заведующим литературной частью, потом заместителем директора по репертуару. На его сцене поставил спектакль «Кентавры» по собственной эротической поэме, прибавив к своей творческой биографии ещё и звание режиссёра.
Организатор талантов
Активная натура, неиссякаемый вкус к жизни требовали проявлений в разных творческих направлениях. Недаром в марте 1981 года избрали Эдуарда Ивановича Пашнева председателем правления Воронежской писательской организации, кстати, одной из самых многочисленных в то время по количеству членов СП в РСФСР. Мне довелось быть участником семинара-совещания молодых литераторов, которое организовал Эдуард Иванович на комфортабельной в то время базе отдыха ПО «Электроника» на высоком берегу реки Воронеж недалеко от Чертовицка. Было это в пору тихой и теплой золотой осени. Щедрая ночная иллюминация фантастическими красками расцвечивала кленовые и ясеневые аллеи вдоль крутого обрывистого берега. Среди участников - известные поэты, писатели, критики, и не только воронежские, но и московские, и ленинградские. И, конечно, какой уж тут сон, когда такие гости, такие ночи…
Запомнился очень демократичный, лёгкий и одновременно серьёзный тон обсуждений произведений молодых литераторов, а также дискуссий о путях литературы. Обосновавшись в Тольятти в конце 1980-х, Пашнев в этом, далеко не художественном центре нашего автомобилестроения, нашел и вырастил писательские таланты до такой степени, что вскоре и там
появилась своя писательская организация. Сегодня она насчитывает 48 человек.
Зеленые холмы Калифорнии
Литературное творчество требовало полной свободы. В 1999 году Пашнев оставил театр «Колесо». А в начале нового века оказался на Западном побережье Америки, в Сан-Франциско. Так повернулась жизнь. Дела семейные. Ежегодно в августе-сентябре прилетает в Россию. Объезжает города по равнобедренному треугольнику – Москва-Тольятти-Воронеж-Москва. Не прерывает творческую связь с живущими в них. В переписке с приятелями признаётся:
- Я никуда не уезжал из России. Я просто приехал в Америку. Так сложилась жизнь моей семьи. О России помню всегда. Я не смотрю на свою Родину с другого континента. Смотрю на все события изнутри. Здесь, в Америке, ежедневно смотрю российские новости по российскому телевидению.
Читаю, пишу, езжу в казино. Пишу, потому что художественное творчество в слове доставляет мне удовольствие. Пишу не потому, что востребован, а потому, что творить в слове художественный мир — наслаждение. Изобразительная сила слова — это вторая природа, равная первой природе. Такой, например, как Лев Толстой, равен природе.
Три вещи надо закончить: роман о казино «Автобус», роман из записных книжек «Когда мы были великими». Дописать роман, который пишу всю жизнь, с литинститутских времён. Пока это все. Из близких моих достижений. Печатаюсь в русскоязычной газете «Запад—Восток» (выходит на территории Америки и Канады): рассказы, миниатюры, эссе, библиофильские очерки. К сожалению, издание книг все меньше интересует людей. Есть Интернет, есть электронные книги. Их читают в самолетах, в автобусе, в котором я езжу в казино. Книга, как художественное произведение для чтения уничтожается. Вчера выносил мусор. В нашем доме в подвальном этаже стоят контейнеры для мусора: голубые и черные. В черный выбрасывается нестандартный мусор. В голубые выбрасывается рисайкл, то есть, мусор, который можно использовать: бутылки, банки, газеты, всякие бумаги. Открыл я такой контейнер, чтобы выбросить свой полезный мусор, а там лежат тома книг в прекрасных переплетах. Такие замечательные тома, которые могли бы стать украшением на любой книжной полке. Художественная ткань литературы исчезает.

Эдуард Иванович из той породы людей, о которых с хорошим чувством говорят: игрок по жизни. И, кстати, игрок азартный и удачливый. Пишет об этой своей стороне жизни открыто, интересно, как человек театра и ещё, как юноша, которому всё интересно.
- В казино езжу. Играть нравится. Жизнь человеческого общества во всех проявлениях – игра. Человек без игры, без ожидания удачи не живёт ни одного дня. Лев Толстой был старым, а всё ждал, что откроется дверь и он узнает что-то такое, что переменит его жизнь. Езжу в казино мимо холмов Калифорнии. Земля такая красивая. А здесь, в Америке, очень бережно относятся к диким животным. Олени подходят к самой дороге и мирно пасутся на зеленых полянах, на тех же пастбищах, где пасутся коровы. Глаз невозможно отвести от этих холмов и оленей у дороги.
Воронеж занимает особое место в сердце и памяти Эдуарда Пашнева. Это – Родина. Здесь прожито полстолетия – с 1933 по 1983 год. Здесь
состоялся Эдуард Иванович как творческий человек, прошёл «сквозь тернии к звёздам». Здесь остались друзья и недруги, приятели и знакомые. Впрочем, живя за океаном, он и сегодня практически в курсе воронежских литературно-культурных событий: интернет позволяет читать воронежские газеты и журналы. В письмах признаётся:
- Все, что происходит в Воронеже, мне интересно. Я был и остаюсь воронежским парнем. …Как писал Есенин « Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать». Уходят и друзья и враги. Оказывается, мы все были друг другу нужны: и друзья и враги. Все это называлось — литературный процесс.
Так кто ж он такой, Пашнев Эдуард Иванович? Конечно, в первую очередь, отличный детско-юношеский писатель. Ох, как не хватает нашим сегодняшним детям таких писателей! В повестях Эд. Пашнева вся наша послевоенная история в картинах быта и отношений между людьми разных возрастов, между взрослыми и детьми, живые диалоги. Автор чутко передает внутренний мир ребёнка и подростка, которые устанавливают контакты и с самими собой и с внешним миром, и с миром взрослых людей. Мир добрых людей в его повестях разнообразен, конкретен и активно действенный. Книги его без назиданий воспитывают уважительное отношение и к старшим и к младшим. Повести «Девочка и олень» и «Белая ворона», прекрасно иллюстрированные, изданы в Москве в 2001 году под одной обложкой в серии книг «Библиотека для девочек». К сожалению, не нашёл этой книги ни в детских библиотеках Воронежа, ни в библиотеках для взрослых читателей.
На сегодня Эдуард Пашнев – автор более тридцати книг стихов и прозы,
около двадцати пьес, трёх киносценариев, человек яркой биографии и богатой географии. Подводя итоги, скажу: Мне импонирует в нём вкус к жизни. Я вижу в нём пример человека, успешно реализовавшего Дар Божий в себе – вопреки всем препятствиям. Книги его изданы в Японии, Германии, Болгарии, Чехии, Словакии, Литве. Но это ещё не всё. Потому что творчество его продолжается и сегодня. Скоро ждём его в Воронеже. Обещал быть.
Ранее в рубриках

В Воронеже — Коллегия решила, мы поддержали
Коллективный орган сформулировал цели и задачи министерства культуры региона.

В России — «Факел» остался без очков и благословения губернатора
Впервые за долгое время глава региона не поддержал команду добрым словом в своём телеграм-канале.

В мире — Куба снова погрузилась во тьму после масштабного отключения электроэнергии
Это уже четвёртая национальная энергетическая авария за последние полгода.

Общество — Дирекция Платоновского фестиваля избавилась от имени Платонова
На этом славную историю Платоновского фестиваля можно считать законченной, даже если нечто под таким названием всё же состоится.

Театр — Никита Михалков объяснил отсутствие аплодисментов во время спектакля «12» в Воронеже
По его мнению, в зале ВКЗ собралась интеллектуальная аудитория, которая следила за действом, затаив дыхание.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 13 марта: рулит старая гвардия во главе с Пушкиным и Лягушкой
Неплохие новые фильмы не имеют шансов возглавить прокат на этой неделе, поскольку не являются продуктами масс-культа.

Персона — Умерла София Губайдулина
Легендарный композитор скончалась от старости в своём доме в Германии.

Литература — Нейросеть написала рассказ, удалось ли ИИ вести в заблуждение настоящих писателей?
Если бы литераторов заранее не предупредили о машинном авторстве, они могли бы обмануться.

Музыка — Церемония вручения премии MTV Movie & TV Awards отменена второй год подряд
Многие поклонники поп-культуры приуныли, поскольку это не единственное масскультовское шоу, которое было отменено в этом году.

Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 9-15 марта 2025 года в мировых СМИ
На этот раз отличились фотокорреспонденты агентства Associated Press. Это их звёздный час.

Зал ожидания — В Воронеже стартует череда мероприятий, посвящённых Дню православной книги
В рамках Дня православной книги в 2025 году в Воронежской митрополии пройдёт множество мероприятий.

Главное — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 15-16 марта
Мероприятий много, причём в разных жанрах и для различных возрастных категорий.