Войти
Музыка
11.10.2021 16:17
Фестиваль «Воронежская камерата» отметил переход экватора эксклюзивными программами

Фестиваль «Воронежская камерата» отметил переход экватора эксклюзивными программами

  • Текст: vrnmusic.ru
  • Фото: Наталья Коньшина

10 октября в рамках фестиваля камерной музыки Александр Болдачёв сыграл на арфе музыку четырёх стран, а виолончелист Александр Рамм исполнил три сюиты Бриттена для виолончели соло. Это был день виртуозного исполнения и впечатляющих интерпретаций.

Александра Болдачёва в Воронеже ждали два года. График у музыканта очень насыщенный. Наш соотечественник, житель Швейцарии, гражданин мира, Александр путешествует с арфой по разным странам, демонстрирует поистине безграничные возможности этого древнего инструмента на разных площадках – от больших прославленных сцен до камерных аутентичных пространств.

Лауреат более десятка международных конкурсов, музыкант-виртуоз, композитор, магистр арфы, Болдачёв является истинным пропагандистом арфового дела. Александр аранжировал для своего инструмента более 300 произведений разных жанров, в 2019 году учредил фестиваль арфы в Цюрихе, а 20 октября 2020 года инициировал Всемирный день арфы, который объединил более 100 арфистов из 50 стран на одной онлайн-площадке.


На «Воронежской камерате» Александр Болдачёв исполнил специально подобранную для фестиваля программу, в которой объединил произведения композиторов четырех стран: России, Франции, Германии, Италии. Фантазия-экспромт Шопена, арабеска Дебюсси, интермеццо Брамса, ноктюрн Глинки, увертюра Россини, прелюдия Рахманинова, каприс Паганини – всё это в обработках Болдачёва звучит на арфе так же естественно и полнокровно, как в оригинальных версиях. А иногда даже более утонченно, словно арфист снимает с хорошо знакомого произведения покрывало обыденности и привычного восприятия.


- У меня свой подход к инструменту, своя техника, которую я собрал из опыта работы с разными мастерами, – поделился секретами исполнительства Александр, – поэтому каждый раз, когда я хочу что-то сыграть, то не ищу готовую транскрипцию, а делаю собственную, непосредственно с оригинала.

Музыкант признался, что очень любит играть во дворцах и усадьбах, и отметил благоприятную для арфы акустику Дома с ризалитами дворцового комплекса Ольденбургских.

- Мои выступления продолжают традиции салонных концертов, – рассказывает Александр. – Я не только играю на арфе, но и общаюсь с аудиторией, рассказываю о произведениях, которые звучат в программе, их авторах, вообще о том, что слушатель может найти в музыке. Мне кажется, делать это очень важно: тогда музыка достигает цели и находит связь с каждым человеком. Слушать даже самую красивую музыку, но при этом не понимать, о чем она, сложно. Особенно в современном информационном шуме, когда трудно сосредоточиться.


Хорошую подготовку получили и слушатели вечернего концерта в колледже имени Ростроповичей. Комментарий Ярослава Тимофеева к выступлению Александра Рамма послужил необходимой настройкой и ключом к пониманию музыки Бриттена. Его три сюиты для виолончели были написаны в 1965, 1967 и 1971 годах специально для Мстислава Ростроповича. Великий виолончелист записал только две. Третью, основанную на русских темах и песнопении «Со святыми упокой», записать так и не решился.

Как сказал Ярослав Тимофеев, Александр Рамм – единственный «полномочный посол сюит Бриттена в России». Невероятно виртуозные, стройные по форме, глубокие по содержанию, наполненные мощными смысловыми аллюзиями, исполненные как под высоким напряжением и проживаемые словно три полноценные жизни, сюиты Бриттена поднимают слушателя на новый уровень в восприятии музыки. Виолончелист записал все три сюиты в 2018 году на фирме «Мелодия». На сцене исполняет их нечасто, поэтому специально выкроил время в своем плотном расписании, чтобы прилететь на фестиваль в Воронеж.


- Я с удовольствием делюсь любовью к этой музыке, потому что в этих сюитах заключены целые миры, – говорит Александр Рамм. – Это очень интеллектуальная, эмоциональная и многослойная музыка. За последние несколько лет я внутренне изменился, в том числе благодаря этой музыке. Не секрет, что три года назад, в феврале 2018 года, я неудачно упал и сломал руку. Два месяца восстанавливался, очень хотел вернуться на сцену, и как раз в этот во всех смыслах переломный момент, в июне, записывал сюиты Бриттена в Малом зале Московской консерватории с замечательным звукорежиссёром Михаилом Спасским. Спицы, которые стояли у меня в руке, вынимали в июле. Так что, если вы услышите на диске титановый призвук, не удивляйтесь. Это, конечно, шутка. А если серьёзно, несмотря на цейтнот – с 5 сентября я был дома три или четыре раза по полдня, – это огромное счастье – терпеть ранние подъемы в пять утра, спешить на поезд или самолёт, чтобы сыграть то, что по-настоящему любишь.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.