Музыка

Елена Ревич: «Бетховен даёт возможность для импровизации»
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Дарья Бойченко
Известная российская скрипачка сыграла вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром необычную программу. 14 и 15 октября в зале филармонии прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Бетховена с каденциями Альфреда Шнитке. В Воронеже подобная интерпретация классического произведения исполнялась впервые.
Во втором отделении вечера в исполнении Воронежского академического симфонического оркестра и маэстро Игоря Вербицкого прозвучала Четвертая симфония Бетховена. На этот раз без экспериментов. Последнее слово осталось за классикой.

Бетховен – один из любимых композиторов скрипачки. По мнению Ревич, в нем нет ничего от того сурового классика, каким его принято изображать на портретах.
– Он был очень тонкий, ранимый, – говорит Елена. – Это живой человек и живая музыка.
– А как решились на исполнение каденций Шнитке? Некоторые слушатели наверняка думают: скрипачка импровизирует вместе с оркестром…
– Эти каденции в последнее время часто исполняются скрипачами. Коллаж из скрипичных концертов Брамса, Берга, Бартока, Шостаковича помещается внутри бетховенских тем. Шнитке это виртуозно написал! И потом вся эта буря будущего – вот этих всех последующих за Бетховеном концертов – утихает и возвращается назад к бетховенской теме, которая проходит на финальном piano. Мне кажется, это замечательно придумано. Мне очень хотелось это сыграть. Я играла эти каденции в Доме музыки в Москве, но только финал концерта. А с Воронежским симфоническим оркестром мы сыграли весь концерт. Так что для меня это премьера.
– А сама музыка Бетховена дает возможность для импровизации?
– Конечно, как любая другая хорошая музыка. Невозможно же так заучить, чтобы всё время играть одинаково. Я так не умею. Для меня в этом нет никакого смысла. Я и сценической деятельностью занимаюсь отчасти из-за того, что мне важно именно вот это живое, непредсказуемое, что может быть на сцене. И поскольку музыка Бетховена невероятно искренняя, исходящая прямо из глубины человеческих переживаний, ее невозможно играть заученно, как будто ты памятник какой-то поставил. Сегодня мы играем так, завтра – по-другому. Это живой процесс.
– Ваш проект «МетаБетховен» как раз об этом?
– Да, это такой хулиганский проект с ПерСимфАнсом – оркестром без дирижера. Петр Айду и Григорий Кротенко восстановили то, что было в 20-е годы XX века, когда ниспровергались все традиции, и оркестранты решили, что дирижер им не нужен. Сейчас этот оркестр реконструировали. В нем собираются ведущие музыканты Москвы и играют сложнейшие произведения без дирижера. В проекте «МетаБетховен» мы сочетали музыку Бетховена с сочинениями разных композиторов – от Вагнера до Шнитке, Ксенакиса и поздних авангардистов. Потому что, если присмотреться, то практически все они так или иначе исходили от Бетховена. Например, такой замечательный композитор, как греческий авангардист Янис Ксенакис, который был еще и инженером-математиком, по заказу Бетховенского фестиваля в Бонне написал Dikhthas. Это сложная вещь для скрипки и фортепиано. Полная какофония! Жесткий авангард, посвященный Бетховену. В этом проекте мы с Полиной Осетинской исполняли Седьмую сонату Бетховена и после разработки первой части – Ксенакиса. И это невероятно органично встроилось в текст бетховенской сонаты. Ксенакис именно это имел в виду, когда писал Dikhthas. А перед третьей частью концерта Бетховена я играла фугу Шнитке для скрипки соло. Она была в тональности «ре» и плавно переходила в финал концерта Бетховена, который завершался каденцией Шнитке.
– После такого погружение в музыку Бетховена он Вам не снится?
– Пока нет. Это всё отрабатывается наяву. Проект «МетаБетховен» – это интеллектуальный и эмоциональный эксперимент, который, на мой взгляд, удался.

Елена Ревич – заслуженная артистка России. Окончила Московскую консерваторию. Лауреат молодежной премии «Триумф». Дипломант конкурса имени Чайковского. С 1998 по 2005 годы – первая скрипка ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Занимается сольной деятельностью, гастролирует. Автор оригинальных музыкальных проектов. В их числе – проект 2015 года «МетаБетховен» в московском Доме музыки, поставивший перед собой задачу соединить произведения венского классика с музыкой разных эпох и показать Бетховена включенным в современный музыкальный процесс.

Ранее в рубриках

В Воронеже — Воронежскую область накрыли заморозки
Мороз и солнце – день чудесный. Возможно, но только не в конце апреля.

В России — Героическая оборона и неутешительный итог. «Факел» проиграл в Казани, хоть и забил гол
А счастье было так близко, так возможно…

В мире — На фестивале в Ванкувере автомобиль протаранил толпу, есть жертвы
Полиция Ванкувера не уточнила, сколько человек погибло или пострадало, но сказала, что водитель намеренно врезался в толпу.

Общество — Подорожание муки и хлеба – признак будущего неурожая?
В целом, по официальным оценкам, инфляция в регионе в расчёте на год превышает десять процентов.

Театр — Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» назвал победителей
В номинации «Лучший спектакль» победил спектакль московского Государственного театра наций «Как я стал художником».

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 24-27 апреля: «Кракен» затонул
«Кракен» вряд ли отобьёт затраченные не него деньги, для этого надо собирать вдвое больше.

Персона — Мэндбаяр Тумурбаатар – новое яркое имя воронежской живописи
Выставка молодой художницы будет доступна до 3 мая, на входе в институт искусств надо предъявить паспорт.

Литература — «Заклинатель» Лейтона Грина – экзотический триллер-детектив с элементами хоррора
В темноте скрыто нечто гораздо худшее, чем когда-либо представляли себе большинство людей.

Музыка — Концерт «любимой группы губернатора» 25/17 в Воронеже 24 апреля не состоится
Это лишь один из концертов и спектаклей, отменённых или перенесённых за пару недель.

Изобразительное искусство — Выставка Евгения Кострюкова высветила эволюцию дарования известного воронежского живописца
Евгений Кострюков проявляет себя в новых работах как незаурядный колорист, он увлечённо играет светом и цветом.

Зал ожидания — Приглашает фестиваль «ВеневияАрт-2025»
Музейные площадки должны стать творческим пространством, где рождается новый культурный код на основе традиций XIX века.

Главное — В Воронеже решили нажиться на Победе и дружбе с братским народом?
Вот уже чего не ожидал даже автор этих строк, хорошо осведомлённый о закулисье воронежской культуры.