Войти
Музыка
10.09.2016 22:20
Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Имя Элисо Вирсаладзе невольно вызывает ассоциации с известной аксиомой: «Стиль – это человек». Сегодня в мире немного исполнителей такого уровня. Пройдя школу своей бабушки, Анастасии Вирсаладзе, и Якова Зака, она соединяет в себе великое искусство уже мифических времен и живую современность, при этом всегда оставаясь собой: ни на кого не похожей, несравненной Элисо Вирсаладзе.

Не раз слышавший её Нейгауз, говорил о двух типах исполнителей – «сверхличных» и «сверхиндивидуальных», замечая, что нет смысла их сравнивать: «оба лучше». Вирсаладзе, бесспорно, относится к первому типу, обладающему способностью передать замысел композитора в его первозданном виде, с точки зрение высшей объективности, не привнося слишком много своего, субъективного. Природа виртуозности пианистки – в красоте и смысле самой музыки. Своим исполнением она дает понять, что не надо стараться делать музыку лучше, чем она написана композитором (этим нередко грешат многие сегодняшние солисты).


Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром си-бемоль минор в ее интерпретации предстает в своей истинной красоте и величии. Игра Вирсаладзе полна внутреннего достоинства, сдержанного и лаконичного. В то же время в ней столько легкого дыхания и свежести! Восхищает и царственная посадка за роялем, когда исполнитель и инструмент составляют единое целое, и большие красивые руки, от которых нельзя оторвать глаз.


Мощный импульс передается от солистки к оркестру. Элисо Вирсаладзе и дирижер Владимир Вербицкий явили пример истинного партнерства: вдохновенного и созидающего. Оркестр звучал как единая стихия: волнующе, энергично, слаженно. «Половодье чувств» в концерте Чайковского легко превратить в варенье, щедро сдобренное сентиментальностью и приторным пафосом. Пианистка и дирижер продемонстрировали классически ясную трактовку знаменитого концерта, вызвавшую у слушателей чувство искренней радости и сопереживания, которое всегда бывает при соприкосновении с настоящим искусством.


Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Маэстро Владимир Вербицкий представил это великое произведение, отдавая дань гению XX столетия: 25 сентября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения композитора. Уже первые звуки симфонии заставляют внутренне собраться и ответить на вечный гамлетовский вопрос. Шостакович – великий иносказатель. Как никто другой в XX веке, он умел передать противостояние индивидуального и безличностного, единственного в своем роде «я» и многоголосого большинства – чудовищной, изобретательной машины, пресекающей связь с созидательным началом.


Оркестр передает это до такой степени зримо, что мы физически начинаем ощущать движение этого адского механизма, чувствовать его разрушительную работу. Внутри этой фантасмагории скрывается удивительная нежность – та самая, человеческая, суть, в которой, несмотря на давление бездушной машины, сохраняется связь с Творцом. В этом смысле высочайшим переживанием стала третья часть симфонии – трепетное, богодухновенное Largo.

В XX столетии нет более правдивого и откровенного художника, чем Шостакович. С момента премьеры его Пятой симфонии прошло почти 80 лет, но и сегодня его музыка попадает точно в цель. Разнородные части симфонии Владимир Вербицкий собирает в единое художественное целое, выявляя ее надмирную, в чем-то даже античную сущность.


Открытие задало тон новому сезону. Первый концерт Чайковского и Пятая симфония Шостаковича настроили нас на серьезное творческое осмысление, вдумчивую работу, которая, безусловно, продолжится в течение всего сезона.






Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Доме актёра вспомнили народную артистку России Татьяну Краснопольскую

Состоялся вечер памяти актрисы. Сегодня ей исполнилось бы 70. Татьяны Сергеевны нет с нами уже восемь лет.

В РоссииПрофессиональная перетяжка мягкой мебели подарит новую жизнь любимым изделиям

Опытные реставраторы мебели владеют профессиональными секретами, которые можно сравнить с настоящим волшебством.

В миреРоссийские фигуристы начали чемпионат мира в Японии с мирового рекорда

Приятный сюрприз преподнесли многочисленным поклонникам фигурного катания Евгения Тарасова и Владимир Морозов.

ОбществоОтзывы об автосалонах Москвы онлайн – портал Moscowdealers

Если вы задумали купить автомобиль, не спешите – ознакомьтесь с отзывами об автосалонах и их рейтингами.

ТеатрВоронежский театр кукол «Шут» приглашает отметить сразу два праздника

Подготовлена программа празднования Дня кукольника и Международного дня театра.

Кино и телевидениеКритики не нашли больших достоинств в фильме ветерана Нила Джордана «В объятиях лжи»

Режиссёр Нил Джордан («Интервью с вампиром») делает вид, что заигрывает с постмодернизмом, а на самом деле просто иссяк.

ПерсонаУмер Марлен Хуциев

Ушёл из жизни режиссёр культовых фильмов «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Весна на Заречной улице».

ЛитератураКнига «Отпускается без рецепта. Лекарства, без которых нам не жить» читается круче детектива

Вышла книга о том, какие сокровища из бабушкиной аптечки способны спасти нам жизнь, а какие больше не работают.

МузыкаВыяснилось, какие музыкальные жанры предпочитают жители разных городов России, включая Воронеж

Воронежцы отдают предпочтение хип-хопу, но это увлечение, по мнению специалистов, проходит.

Изобразительное искусствоАбстрактные картины – особенности, 20 самых знаменитых абстрактных картин

Не все работы художников-абстракционистов заслуживают внимания, но среди них есть признанные образцы.

Зал ожиданияВ Воронеже пройдёт Первый Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского»

Будут показаны спектакли лучших театров кукол России. Ожидаются гости из-за рубежа.

ГлавноеЛауреатов областного профессионального конкурса «Браво» в Год театра назвали досрочно

Отчасти это связано с безвременной кончиной одного из лауреатов – народного артиста России Валерия Потанина.