Войти
Музыка
10.09.2016 22:20
Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Имя Элисо Вирсаладзе невольно вызывает ассоциации с известной аксиомой: «Стиль – это человек». Сегодня в мире немного исполнителей такого уровня. Пройдя школу своей бабушки, Анастасии Вирсаладзе, и Якова Зака, она соединяет в себе великое искусство уже мифических времен и живую современность, при этом всегда оставаясь собой: ни на кого не похожей, несравненной Элисо Вирсаладзе.

Не раз слышавший её Нейгауз, говорил о двух типах исполнителей – «сверхличных» и «сверхиндивидуальных», замечая, что нет смысла их сравнивать: «оба лучше». Вирсаладзе, бесспорно, относится к первому типу, обладающему способностью передать замысел композитора в его первозданном виде, с точки зрение высшей объективности, не привнося слишком много своего, субъективного. Природа виртуозности пианистки – в красоте и смысле самой музыки. Своим исполнением она дает понять, что не надо стараться делать музыку лучше, чем она написана композитором (этим нередко грешат многие сегодняшние солисты).


Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром си-бемоль минор в ее интерпретации предстает в своей истинной красоте и величии. Игра Вирсаладзе полна внутреннего достоинства, сдержанного и лаконичного. В то же время в ней столько легкого дыхания и свежести! Восхищает и царственная посадка за роялем, когда исполнитель и инструмент составляют единое целое, и большие красивые руки, от которых нельзя оторвать глаз.


Мощный импульс передается от солистки к оркестру. Элисо Вирсаладзе и дирижер Владимир Вербицкий явили пример истинного партнерства: вдохновенного и созидающего. Оркестр звучал как единая стихия: волнующе, энергично, слаженно. «Половодье чувств» в концерте Чайковского легко превратить в варенье, щедро сдобренное сентиментальностью и приторным пафосом. Пианистка и дирижер продемонстрировали классически ясную трактовку знаменитого концерта, вызвавшую у слушателей чувство искренней радости и сопереживания, которое всегда бывает при соприкосновении с настоящим искусством.


Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Маэстро Владимир Вербицкий представил это великое произведение, отдавая дань гению XX столетия: 25 сентября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения композитора. Уже первые звуки симфонии заставляют внутренне собраться и ответить на вечный гамлетовский вопрос. Шостакович – великий иносказатель. Как никто другой в XX веке, он умел передать противостояние индивидуального и безличностного, единственного в своем роде «я» и многоголосого большинства – чудовищной, изобретательной машины, пресекающей связь с созидательным началом.


Оркестр передает это до такой степени зримо, что мы физически начинаем ощущать движение этого адского механизма, чувствовать его разрушительную работу. Внутри этой фантасмагории скрывается удивительная нежность – та самая, человеческая, суть, в которой, несмотря на давление бездушной машины, сохраняется связь с Творцом. В этом смысле высочайшим переживанием стала третья часть симфонии – трепетное, богодухновенное Largo.

В XX столетии нет более правдивого и откровенного художника, чем Шостакович. С момента премьеры его Пятой симфонии прошло почти 80 лет, но и сегодня его музыка попадает точно в цель. Разнородные части симфонии Владимир Вербицкий собирает в единое художественное целое, выявляя ее надмирную, в чем-то даже античную сущность.


Открытие задало тон новому сезону. Первый концерт Чайковского и Пятая симфония Шостаковича настроили нас на серьезное творческое осмысление, вдумчивую работу, которая, безусловно, продолжится в течение всего сезона.






Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ комические дали из самоизоляции пригласили воронежцев организаторы конкурса в Экспоцентре ВГАУ

В формировании виртуальной выставочной экспозиции могут принимать участие все желающие в возрасте от 5 до 20 лет.

В РоссииТима Белорусских огорчён срывом концертов в Воронеже и других городах, но новые даты не называет

Артист и его менеджеры осторожничают, не назначая новых концертов до прояснения ситуации с коронавирусом.

В миреВ Великобритании ожидали спада эпидемии, а дождались взрывного роста

Самая юная жертва – 13-летний мальчик, у которого до заражения не было проблем со здоровьем.

ОбществоПринципы Рэйки

В трудные времена важно сохранять целостность натуры, спокойствие и благоразумие. Узнайте, как.

ТеатрЧто даёт актёрская «PROкачка» на удалёнке

Это возможность не только сохранить форму, но и существенно продвинуться профессионально.

Кино и телевидение«Маска» и другие: успехи и оглушительные провалы телевизионной недели 23-29 марта

Развлекательные программы катились на накатанным тупым рельсам, словно мир и страна не переживают сейчас страшную драму.

ПерсонаЗнаменитые актёры и музыканты умирают от коронавируса

У вируса Covid-19 нет предпочтений – он заражает бедных и богатых, людей разных национальностей, рас и вер.

ЛитератураВышел новый роман Анны Тодд «Самые яркие звёзды»

Издательство «Эксмо» продолжает знакомить россиян с творчеством автора бестселлера «После».

МузыкаВладимир Спиваков закрыл Московский дом музыки, а Валерий Гергиев не отменяет Московский Пасхальный фестиваль

Если верить сообщению на официальном сайте Пасхального фестиваля, мероприятие будет проходить с 19 апреля по 9 мая.

Изобразительное искусствоМолодые воронежские художники стали победителями Всероссийского конкурса

В связи с приостановлением обучения и другими ограничительными мерами, итоги конкурса подвели заочно.

Зал ожиданияВ Воронеже готовится к открытию выставка «Солдаты наши меньшие»

Многие тысячи животных в годы войны помогали приближать Великую Победу.

ГлавноеВ Воронежской области со вторника вводится режим всеобщей самоизоляции

Александр Гусев разрешил воронежцам выходить за продуктами не чаще одного раза в стуки.