Войти
Музыка
10.09.2016 22:20
Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Имя Элисо Вирсаладзе невольно вызывает ассоциации с известной аксиомой: «Стиль – это человек». Сегодня в мире немного исполнителей такого уровня. Пройдя школу своей бабушки, Анастасии Вирсаладзе, и Якова Зака, она соединяет в себе великое искусство уже мифических времен и живую современность, при этом всегда оставаясь собой: ни на кого не похожей, несравненной Элисо Вирсаладзе.

Не раз слышавший её Нейгауз, говорил о двух типах исполнителей – «сверхличных» и «сверхиндивидуальных», замечая, что нет смысла их сравнивать: «оба лучше». Вирсаладзе, бесспорно, относится к первому типу, обладающему способностью передать замысел композитора в его первозданном виде, с точки зрение высшей объективности, не привнося слишком много своего, субъективного. Природа виртуозности пианистки – в красоте и смысле самой музыки. Своим исполнением она дает понять, что не надо стараться делать музыку лучше, чем она написана композитором (этим нередко грешат многие сегодняшние солисты).


Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром си-бемоль минор в ее интерпретации предстает в своей истинной красоте и величии. Игра Вирсаладзе полна внутреннего достоинства, сдержанного и лаконичного. В то же время в ней столько легкого дыхания и свежести! Восхищает и царственная посадка за роялем, когда исполнитель и инструмент составляют единое целое, и большие красивые руки, от которых нельзя оторвать глаз.


Мощный импульс передается от солистки к оркестру. Элисо Вирсаладзе и дирижер Владимир Вербицкий явили пример истинного партнерства: вдохновенного и созидающего. Оркестр звучал как единая стихия: волнующе, энергично, слаженно. «Половодье чувств» в концерте Чайковского легко превратить в варенье, щедро сдобренное сентиментальностью и приторным пафосом. Пианистка и дирижер продемонстрировали классически ясную трактовку знаменитого концерта, вызвавшую у слушателей чувство искренней радости и сопереживания, которое всегда бывает при соприкосновении с настоящим искусством.


Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Маэстро Владимир Вербицкий представил это великое произведение, отдавая дань гению XX столетия: 25 сентября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения композитора. Уже первые звуки симфонии заставляют внутренне собраться и ответить на вечный гамлетовский вопрос. Шостакович – великий иносказатель. Как никто другой в XX веке, он умел передать противостояние индивидуального и безличностного, единственного в своем роде «я» и многоголосого большинства – чудовищной, изобретательной машины, пресекающей связь с созидательным началом.


Оркестр передает это до такой степени зримо, что мы физически начинаем ощущать движение этого адского механизма, чувствовать его разрушительную работу. Внутри этой фантасмагории скрывается удивительная нежность – та самая, человеческая, суть, в которой, несмотря на давление бездушной машины, сохраняется связь с Творцом. В этом смысле высочайшим переживанием стала третья часть симфонии – трепетное, богодухновенное Largo.

В XX столетии нет более правдивого и откровенного художника, чем Шостакович. С момента премьеры его Пятой симфонии прошло почти 80 лет, но и сегодня его музыка попадает точно в цель. Разнородные части симфонии Владимир Вербицкий собирает в единое художественное целое, выявляя ее надмирную, в чем-то даже античную сущность.


Открытие задало тон новому сезону. Первый концерт Чайковского и Пятая симфония Шостаковича настроили нас на серьезное творческое осмысление, вдумчивую работу, которая, безусловно, продолжится в течение всего сезона.






Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеДирижёр Игорь Вербицкий открыл цикл лекций «О роли музыки в истории человечества»

Лекции Игоря Вербицкого «О роли музыки в истории человечества» будут проходить раз в квартал.

В РоссииРуководители воронежских вузов попали в рейтинг худших ректоров РФ

Наибольшее число нарушений академической этики приходится на работы ректоров в сфере экономики (48%), педагогики (15,7%) и юриспруденции (12%).

В миреТОП 5 дорогих и красивых украшений с бриллиантами в мире

Это изделия ювелиров высочайшего уровня – и в этом тоже их ценность.

ОбществоВ йогурте марки «Вкуснотеево» обнаружены хлоргексидин и дрожжи

За безопасность воронежский продукт получил только две звезды из пяти возможных.

ТеатрВ Воронежском театре оперы и балета показали премьеру «Снегурочки»

Жанр спектакля сами постановщики обозначили как «мистическая притча».

Кино и телевидениеПрогноз кассовых сборов в России и США на уик-энд 19-22 сентября

В российском прокате лидирующие позиции займёт филь Олега Степченко «Тайна печати дракона».

ПерсонаПочётными гражданами Воронежа стали экс-мэр Цапин и хирург Ковалёв

Представители культуры вновь оказались аутсайдерами волеизъявления депутатов городского «парламента».

ЛитератураАвтор вышедшей книги «Воронежцы в Первой мировой войне. 1914 – 1918 гг.» Сергей Соболев приглашает на автограф-сессию

Ушедшие герои книги смотрят на нас из прошлого. В их благородных и внимательных взглядах как будто читаются вопросы, обращённые к нам.

МузыкаВ Воронеже выступит лауреат XVI Международного конкурса имени Чайковского

Айлен Притчин сыграет в зале филармонии концерт Иоганнеса Брамса.

Изобразительное искусствоВ Воронеже организовали игру-бродилку по выставке художника Василия Криворучко

Выставка «Всем сердцем любивший Россию», подготовленная к столетию со дня рождения матера, работает в музее имени Крамского.

Зал ожиданияВ Воронеже открывается «Театральная фабрика «Платонов»

На площадке у памятника Платонову будут организованы всевозможные представления, викторины, розыгрыши и др.

ГлавноеЯрмарка «Книжная обитель» прошла в Воронеже с большим успехом

Некоторые издательства реализовали книг больше, чем за время проведения столичной «Красной площади».