Войти
Литература
15.12.2009 21:01
Воронежский журнал «Подъем» противостоит масскульту

Воронежский журнал «Подъем» противостоит масскульту

  • Текст: Игорь Маркин
  • Фото:
  • Правка

К счастью, человечество пока еще читает. Предпочитая в первую очередь так называемый «легкий жанр», современное общество иногда обращается и к серьезной периодике, которой, правда, становится все меньше и меньше. Редким островком, не дающим угаснуть такому необходимому для человека свойству, как мышление, является воронежский литературно-художественный журнал «Подъем». Кто-то заявит: «Да это не для всех…». Почему же? Почитайте – и убедитесь в обратном. Да, тираж относительно невелик – три тысячи экземпляров. А три месяца назад так и вовсе выходил по одной тысяче. И в книжных магазинах старые номера, бывает, остаются. Но это не признак залежалости товара. Частенько в киосках «Роспечати» можно услышать фразу: «К сожалению, свежего номера «Подъема» уже нет». Доступность с одной стороны, и быстрая раскупаемость с другой, заметьте, журнала – не газеты – красноречивый показатель.

У нашего единственного регионального журнала практически отсутствует реклама. Где это видано, чтобы без рекламы было возможно выжить в жестоком мире конкуренции? А видано это в редакции журнала «Подъем».

«Подъем» существует с 1931 года – солидный срок! Конечно, журнал переживал разные периоды, но выстоял. Канули в Лету многие журналы, расплодившиеся 15-20 лет назад. Потому что зачастую появлялись на потакание и потребу невзыскательной публике. Дышат на ладан гламурные глянцевые журналы, у которых кроме высококлассной полиграфии и отметить-то нечего. Захирели и скончались те журналы, что изменили своей позиции и кинулись «перестраиваться» и приспосабливаться к ситуации. Про таких у нас говорят: «Держат нос по ветру». До поры до времени все сходит с рук, но итог один – крах.

А «Подъем» жив. Почему так? Причина не одна.
В наши дни чтение «толстых» журналов особого энтузиазма не вызывает. Куда как легче поглазеть в телевизор или послушать массу радиостанций. Бездумных, пошлых, вещающих в режиме не на грани даже, а за гранью фола. Журнал ведь – не аудиокнига (еще одна примета не технического достижения, но современной лени), его листать и читать надо. На кнопки нажимать несравненно легче. Но удобнее и легче – не всегда лучше.

Наш «Подъем» разнообразен в рубриках. В каждом номере имеется своя «изюминка», есть, чем порадовать читателя. Чтобы не уйти в область журнального обозрения, не разбирать с пристрастием и субъективным взглядом тот или иной опубликованный материал, а просто попытаться рассказать о воронежском журнале «Подъем», не будем заострять внимание на названии отдельных произведений и их создателях. За некоторым, может быть, исключением. В конце концов, у каждого читающего свои вкусы и предпочтения.

В отделе прозы публикуются произведения большие и малые, весьма широко представлена география авторства. Кроме наших земляков встречаются романы и рассказы тамбовцев, луганцев и нижегородцев, авторов из Подмосковья, Белгородчины, Тулы и Самары, представителей Волгограда, Тверской области, Ставрополя, Петрозаводска и Нового Уренгоя. Список можно продолжить. И это только за последние пару лет. Иные региональные журналы, как правило, очерчены более узким кругом.

Или взглянем на писательский состав: от признанных мэтров Юрия Бондарева, Егора Исаева и Владимира Кораблинова до неизвестных прозаиков и поэтов. Будем надеяться, неизвестных до поры до времени.

Широка возрастная амплитуда. В 2008 году вышел даже специальный номер, полностью составленный из произведений молодых авторов. Это был своеобразный смотр-парад, который наглядно показал, что ресурсы имеются. И это тоже добавляет оптимизма.
Весьма строг в «Подъеме» отбор стихотворений для раздела «Поэзия». А иначе в солидном журнале и быть не может. Кому интересно печатать графоманов и иже с ними? В сентябрьском номере за этот год в «Подъеме» опубликована статья о поэте Николае Глазкове. Имеется у Глазкова четверостишие:

Что такое стихи хорошие?
Те, которые непохожие,
Что такое стихи плохие?
Те, которые никакие.

Так вот стихотворений, аналогичных третьей и четвертой строке, в «Подъеме» попросту не бывает.

Имеются в журнале рубрики «Культура и искусство» и «Духовное поле», про которые так и хочется сказать – настоящие литературные поля сражений за нашу духовность. В номере девятом появилась сильная и горькая статья Д. Кан «Золото предков и яркие фантики» о русском языке в наши дни. Вот один из примеров. Маленькая девочка написала сказку «Ник и Пери» с подзаголовком «Русская народная сказка». Каково? Дети, как известно, становятся взрослыми. За ними – будущее.

Еще жестче позиция В. Килякова в статье «Культурный шок». От «Культуры – в массы» - к «Масскультуре». Вот куда, увы, не пришли, а все еще идем. До самого дна пока не добрались. И есть ли оно вообще? Может, уместнее говорить о бездне? Как пример в статье рассматривается «творчество» плодовитейшей Д. Донцовой, тираж каждой книги которой чуть меньше полумиллиона. Такое низкопробное бумагомарание общество не только с упоением читает, но и твердо убеждено, что приобщается к шедеврам «от Донцовой». Определение шедевра при этом сводится к «крутизне», простейшему языку, душераздирающим сюжетам с умопомрачительными замысловатыми коллизиями в финале. И для подобных штамповок с готовностью отлажена поточная линия. Докатились. Хорошо бы добавить «дальше некуда», но это еще вопрос.

Есть в журнале отдел критики – особая область, острая и полемичная со спорами и самыми разными оценками. Иначе нельзя, ибо критика – это и нерв, и пульс, и регулятор литературы.

Рубрики «Приметы времени», «Перед лицом истории», «Между прошлым и будущим» по своим задачам, казалось бы, мало различимы между собой. Но так только кажется. Они отнюдь не дубляж или перепев. Скорее – грани, говорящие о цельном восприятии и мироощущении «Подъема». Или о принципах и определенной позиции – как угодно.

Журнал традиционен и узнаваем. Его кредо – «искренность и простота», как было заявлено в одном из номеров. В противном случае получается банальное чтиво, которым воронежцы и не только, сыты по горло. Традиционность журнала совсем не свидетельство его закоснелости. Он, как любая святая обитель, находится в состоянии постоянного «строения».

«Подъему» присуще одно любопытное свойство. Материалы его номеров можно читать как с начала журнала, так и с его конца. При этом возникает чувство цельности, эффект «единого дыхания», некоей общей ауры, которой пронизаны разные по характеру и содержанию материалы.

Заглянем в рубрику "Театральный сезон". После ознакомления с ней тянет сходить в театр. Нет, не оттого, что на страницах «сезона» идет сплошное расхваливание спектаклей. Тут иное… По городу расклеиваются театральные афиши, запускается реклама. И если, проглотив первое и второе, на самом представлении можно и разочароваться, не увидев на сцене того, чем заманивали пестрые расклейки, то «театральные» статьи приглашают и настраивают.

Особняком в журнале представлена историческая тематика. Особняком – это значит, что читателя не всегда ожидает встреча с событиями давно минувшими. В номере шестом за прошлый год Л. Сатарова предложила интересное рассуждение-сравнение о творчестве М.А. Шолохова и белого генерала П.Н. Краснова. Замечательно поданы воспоминания о Вячеславе Тихонове, Николае Рыбникове и Тихоне Хренникове. По-иному воспринимается признанный певец родной природы Михаил Пришвин после ознакомления со статьей «Пришвин и революция». Перечисленные герои статей – не полководцы и правители, а писатели, актеры, композиторы. Наши современники. И все равно – это история. Недавняя, сотворенная на наших глазах. И оттого близкая, понятная, но уже – история. История настоящая. Это не намозолившие глаза брошюры «Любовники Екатерины Второй» или «Жены Ивана Грозного». Если по этим опусам изучать нашу историю, то, проехав в автобусе девяностого маршрута только в одну сторону (а это часа два), можно выйти из него законченным академиком.

В уходящем году особняком стоит десятый номер, целиком и полностью посвященный А.В. Кольцову. Это действительно замечательный подарок воронежцам.

Не совсем обычны (что не значит экстравагантны до непонятности) и интересны размышления об отечественной литературной классике. О «Метели» (и не только) Пушкина, к примеру, о творчестве Гоголя. Знаете, классику после этого хочется перечитать. Впрочем, как и очередной номер журнала «Подъем».
Приобщайтесь к классике!

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеОльховатский и Острогожский районы представили в Воронеже свои творческие отчёты

Марафон дней культуры районов области в столице Черноземья пролучил продолжение.

В РоссииПамятник Юлии Началовой предложили поставить не только в Москве, но и на её родине – в Воронеже

Также в Москве предлагается назвать в её честь улицу, повестить мемориальную доску на доме, где она жила.

В миреПение Мадонны на «Евровидении» подменили, чтобы скрыть позор

В сети размещена «правильная» версия пения поп-звезды, звуковики сотворили чудо: теперь это даже можно слушать.

ОбществоАнсамбль «Балалайка» побывал в Кашире с «Музыкальным гидом»

Концерт коллектива состоялся на передвижной сцене спецавтомобиля для внестационарного культурного обслуживания населения.

ТеатрФестиваль «RE:Форма танца» оправдал надежды

Фестиваль украсил афишу региональных событий, специально подготовленных к Году театра в России.

Кино и телевидениеТелевизионные рейтинги недели 13-19 мая: если бы не «Евровидение» – провал!

Европейский песенный конкурс отчаянно критикуют, но смотрят – финал и второй полуфинал возглавляют топ-100 недели.

ПерсонаГубернатор уволил Галину Абричкину

СМИ сообщают, что чиновница решила уйти в бизнес – возглавить отделение крупного российского банка.

ЛитератураНовый роман Харуки Мураками «Убийство Командора» представят на книжном фестивале «Красная площадь» в начале июня

Автор блестяще сплетает реальность со сверхъестественным и открывает читателям магию, скрывающуюся в обыкновенных вещах.

МузыкаВ Воронеже прошёл Пасхальный концерт церковных хоров и творческих коллективов

Концерт был организован в рамках духовно-просветительского форума «Благодатный огонь в сердце каждого».

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 11-18 мая в мировых СМИ

Конкурс «Евровидение» и кончина Грампи Кэт, природа и культура, драма и комедия. Со всего света.

Зал ожиданияВ Воронежском Доме композиторов вспомнят Эмиля Гилельса

В исполнении Ларисы Вахтель прозвучат произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, С. Рахманинова из репертуара выдающегося пианиста.

ГлавноеВ Воронеже отрылся первый Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского»

Форум кукольников посвящён памяти выдающегося мастера, народного артиста России Валерия Вольховского.