Войти
Литература
15.12.2009 21:01
Воронежский журнал «Подъем» противостоит масскульту

Воронежский журнал «Подъем» противостоит масскульту

  • Текст: Игорь Маркин
  • Фото:
  • Правка

К счастью, человечество пока еще читает. Предпочитая в первую очередь так называемый «легкий жанр», современное общество иногда обращается и к серьезной периодике, которой, правда, становится все меньше и меньше. Редким островком, не дающим угаснуть такому необходимому для человека свойству, как мышление, является воронежский литературно-художественный журнал «Подъем». Кто-то заявит: «Да это не для всех…». Почему же? Почитайте – и убедитесь в обратном. Да, тираж относительно невелик – три тысячи экземпляров. А три месяца назад так и вовсе выходил по одной тысяче. И в книжных магазинах старые номера, бывает, остаются. Но это не признак залежалости товара. Частенько в киосках «Роспечати» можно услышать фразу: «К сожалению, свежего номера «Подъема» уже нет». Доступность с одной стороны, и быстрая раскупаемость с другой, заметьте, журнала – не газеты – красноречивый показатель.

У нашего единственного регионального журнала практически отсутствует реклама. Где это видано, чтобы без рекламы было возможно выжить в жестоком мире конкуренции? А видано это в редакции журнала «Подъем».

«Подъем» существует с 1931 года – солидный срок! Конечно, журнал переживал разные периоды, но выстоял. Канули в Лету многие журналы, расплодившиеся 15-20 лет назад. Потому что зачастую появлялись на потакание и потребу невзыскательной публике. Дышат на ладан гламурные глянцевые журналы, у которых кроме высококлассной полиграфии и отметить-то нечего. Захирели и скончались те журналы, что изменили своей позиции и кинулись «перестраиваться» и приспосабливаться к ситуации. Про таких у нас говорят: «Держат нос по ветру». До поры до времени все сходит с рук, но итог один – крах.

А «Подъем» жив. Почему так? Причина не одна.
В наши дни чтение «толстых» журналов особого энтузиазма не вызывает. Куда как легче поглазеть в телевизор или послушать массу радиостанций. Бездумных, пошлых, вещающих в режиме не на грани даже, а за гранью фола. Журнал ведь – не аудиокнига (еще одна примета не технического достижения, но современной лени), его листать и читать надо. На кнопки нажимать несравненно легче. Но удобнее и легче – не всегда лучше.

Наш «Подъем» разнообразен в рубриках. В каждом номере имеется своя «изюминка», есть, чем порадовать читателя. Чтобы не уйти в область журнального обозрения, не разбирать с пристрастием и субъективным взглядом тот или иной опубликованный материал, а просто попытаться рассказать о воронежском журнале «Подъем», не будем заострять внимание на названии отдельных произведений и их создателях. За некоторым, может быть, исключением. В конце концов, у каждого читающего свои вкусы и предпочтения.

В отделе прозы публикуются произведения большие и малые, весьма широко представлена география авторства. Кроме наших земляков встречаются романы и рассказы тамбовцев, луганцев и нижегородцев, авторов из Подмосковья, Белгородчины, Тулы и Самары, представителей Волгограда, Тверской области, Ставрополя, Петрозаводска и Нового Уренгоя. Список можно продолжить. И это только за последние пару лет. Иные региональные журналы, как правило, очерчены более узким кругом.

Или взглянем на писательский состав: от признанных мэтров Юрия Бондарева, Егора Исаева и Владимира Кораблинова до неизвестных прозаиков и поэтов. Будем надеяться, неизвестных до поры до времени.

Широка возрастная амплитуда. В 2008 году вышел даже специальный номер, полностью составленный из произведений молодых авторов. Это был своеобразный смотр-парад, который наглядно показал, что ресурсы имеются. И это тоже добавляет оптимизма.
Весьма строг в «Подъеме» отбор стихотворений для раздела «Поэзия». А иначе в солидном журнале и быть не может. Кому интересно печатать графоманов и иже с ними? В сентябрьском номере за этот год в «Подъеме» опубликована статья о поэте Николае Глазкове. Имеется у Глазкова четверостишие:

Что такое стихи хорошие?
Те, которые непохожие,
Что такое стихи плохие?
Те, которые никакие.

Так вот стихотворений, аналогичных третьей и четвертой строке, в «Подъеме» попросту не бывает.

Имеются в журнале рубрики «Культура и искусство» и «Духовное поле», про которые так и хочется сказать – настоящие литературные поля сражений за нашу духовность. В номере девятом появилась сильная и горькая статья Д. Кан «Золото предков и яркие фантики» о русском языке в наши дни. Вот один из примеров. Маленькая девочка написала сказку «Ник и Пери» с подзаголовком «Русская народная сказка». Каково? Дети, как известно, становятся взрослыми. За ними – будущее.

Еще жестче позиция В. Килякова в статье «Культурный шок». От «Культуры – в массы» - к «Масскультуре». Вот куда, увы, не пришли, а все еще идем. До самого дна пока не добрались. И есть ли оно вообще? Может, уместнее говорить о бездне? Как пример в статье рассматривается «творчество» плодовитейшей Д. Донцовой, тираж каждой книги которой чуть меньше полумиллиона. Такое низкопробное бумагомарание общество не только с упоением читает, но и твердо убеждено, что приобщается к шедеврам «от Донцовой». Определение шедевра при этом сводится к «крутизне», простейшему языку, душераздирающим сюжетам с умопомрачительными замысловатыми коллизиями в финале. И для подобных штамповок с готовностью отлажена поточная линия. Докатились. Хорошо бы добавить «дальше некуда», но это еще вопрос.

Есть в журнале отдел критики – особая область, острая и полемичная со спорами и самыми разными оценками. Иначе нельзя, ибо критика – это и нерв, и пульс, и регулятор литературы.

Рубрики «Приметы времени», «Перед лицом истории», «Между прошлым и будущим» по своим задачам, казалось бы, мало различимы между собой. Но так только кажется. Они отнюдь не дубляж или перепев. Скорее – грани, говорящие о цельном восприятии и мироощущении «Подъема». Или о принципах и определенной позиции – как угодно.

Журнал традиционен и узнаваем. Его кредо – «искренность и простота», как было заявлено в одном из номеров. В противном случае получается банальное чтиво, которым воронежцы и не только, сыты по горло. Традиционность журнала совсем не свидетельство его закоснелости. Он, как любая святая обитель, находится в состоянии постоянного «строения».

«Подъему» присуще одно любопытное свойство. Материалы его номеров можно читать как с начала журнала, так и с его конца. При этом возникает чувство цельности, эффект «единого дыхания», некоей общей ауры, которой пронизаны разные по характеру и содержанию материалы.

Заглянем в рубрику "Театральный сезон". После ознакомления с ней тянет сходить в театр. Нет, не оттого, что на страницах «сезона» идет сплошное расхваливание спектаклей. Тут иное… По городу расклеиваются театральные афиши, запускается реклама. И если, проглотив первое и второе, на самом представлении можно и разочароваться, не увидев на сцене того, чем заманивали пестрые расклейки, то «театральные» статьи приглашают и настраивают.

Особняком в журнале представлена историческая тематика. Особняком – это значит, что читателя не всегда ожидает встреча с событиями давно минувшими. В номере шестом за прошлый год Л. Сатарова предложила интересное рассуждение-сравнение о творчестве М.А. Шолохова и белого генерала П.Н. Краснова. Замечательно поданы воспоминания о Вячеславе Тихонове, Николае Рыбникове и Тихоне Хренникове. По-иному воспринимается признанный певец родной природы Михаил Пришвин после ознакомления со статьей «Пришвин и революция». Перечисленные герои статей – не полководцы и правители, а писатели, актеры, композиторы. Наши современники. И все равно – это история. Недавняя, сотворенная на наших глазах. И оттого близкая, понятная, но уже – история. История настоящая. Это не намозолившие глаза брошюры «Любовники Екатерины Второй» или «Жены Ивана Грозного». Если по этим опусам изучать нашу историю, то, проехав в автобусе девяностого маршрута только в одну сторону (а это часа два), можно выйти из него законченным академиком.

В уходящем году особняком стоит десятый номер, целиком и полностью посвященный А.В. Кольцову. Это действительно замечательный подарок воронежцам.

Не совсем обычны (что не значит экстравагантны до непонятности) и интересны размышления об отечественной литературной классике. О «Метели» (и не только) Пушкина, к примеру, о творчестве Гоголя. Знаете, классику после этого хочется перечитать. Впрочем, как и очередной номер журнала «Подъем».
Приобщайтесь к классике!

Ранее в рубриках
В ВоронежеТри беспилотника устроили воронежцам беспокойную первомайскую ночь

Убеждаемся, насколько правильным было решение властей не устраивать массовых первомайских праздничных акций.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоЭкологическую проблему в Воронежской области решили на бумаге, в реальности стало только хуже

В Калачеевском районе власти решили экологическую проблему фиктивно, – сообщает НФ.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеПочему критики не рецензируют фильмы

Некоторые новинки проката вообще не получают профессиональных оценок, с чего бы это?

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.