Войти
Литература
24.06.2011 07:44
В Воронеже представили прессе альбом-каталог произведений Петра Нилуса

В Воронеже представили прессе альбом-каталог произведений Петра Нилуса

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: rfn.ru

 

В одном из залов Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского состоялась презентация необычного издания «П.А. Нилус: в поисках неуловимого». Оно вышло в свет под общей редакцией директора музея Владимира Добромирова в издательстве «Кварта».

 

В конце прошлого и начале этого года «Крамской» с завидным постоянством радовал любителей живописи различными альбомами-каталогами, посвященным коллекции музея. Но широких презентаций прежде не было. А вот альбом, связанный с именем художника Петра Нилуса (1869-1943), удостоился особого интереса журналистов, художников, библиотекарей и деятелей культуры города.

 

«Сегодня мы отмечаем нашу небольшую, но знаковую для музея творческую победу, - начал презентацию Владимир Дмитриевич. – Я понял, сколь велика сила веры. На протяжении ряда лет у нас не возникало сомнений, что однажды этот каталог мы издадим». Эти слова Добромирова не случайны. Когда падчерица художника Валентина Голубовская, проживавшая в Париже, согласилась передать нашему художественному музею 73 работы Нилуса и некоторые его личные вещи (из-за уважения к дружбе Петра Александровича и уроженца Воронежа, лауреата Нобелевской премии, писателя Ивана Бунина), одним из условий дарения было издание каталога работ Нилуса. Сама Валентина Лазаревна до этого момента не дожила. Сейчас же, подчеркнул Владимир Добромиров, «волю Голубовской мы можем считать исполненной».

 

У этого издания непростая судьба. Над ним работал практически весь коллектив музея. И, судя по самой книге, понимаешь, насколько трудоемкой была эта работа: сколько архивных изысканий надо было провести, сколько времени потратить на систематизирование всей имеющейся информации, поступавшей, кстати, и из Франции, и с Украины.

 

Жизнь и творчество Петра Нилуса богаты разнообразными событиями. Помимо того, что он был художником, признанным в мире, Нилус являлся литератором, искусствоведом и, как сказали бы сейчас, общественным деятелем. И все это многообразие отражено на 192 страницах внушительного по весу, содержанию, качеству издания. Теперь любой читатель, взявший в руки каталог, сможет увидеть репродукции всех 73 работ Нилуса, хранящихся в музее Крамского, ознакомиться с раритетами, относящимся к его повседневной жизни. Каждый предмет коллекции каталогизирован, имеет свой инвентарный номер.

 

О Петре Александровиче, по словам Владимира Добромирова, было много статей и публикаций. Появлялись они даже в советское время – пору, когда о деятелях культуры, эмигрировавших из России, говорить и писать было, мягко говоря, не принято. Тем не менее, этот альбом-каталог уникален обилием новых, ранее неизвестных фактов и обстоятельств жизни Нилуса, его литературной деятельности и переписки с друзьями. Специально к презентации в зале музея представили не только картины и личные вещи художника, находящиеся в постоянной экспозиции, но и те, что хранятся в запасниках. В основном, это те произведения, какие любил сам художник и его близкие.

 

Творчество Нилуса специалисты делят на три основных периода. Первый, которому отдано 13 лет, связан с передвижниками. «Записным передвижником» называл сам себя Петр Александрович. Затем, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством в первом десятилетии ХХ века началась эволюция «от крайнего реализма к индивидуализму», понимаемому как «палитра настроения». Третий период характеризуется искусствоведами как «символико-романтический» или «ретроспективный». В нем, как пишет Добромиров, «пейзаж является основным фоном для излюбленных художником персонажей минувших пушкинско-лермонтовских времен 1830-1860-х, во французском исчислении – Второй Империи».

 

Практически все творческие поиски Петра Нилуса так или иначе представлены в собрании воронежского музея. По ним легко можно проследить эволюцию его взглядов на переменчивый окружающий мир. В планах сотрудников «Крамского» представить полную нилусовскую коллекцию, но только после того, как отгремят всем известные торжества, намеченные на осень этого года.

 

Особый раздел книги составляют приложения. Обычно их многие читатели пролистывают, некоторые даже и вовсе не заглядывают на эти страницы. Но в данном случае, пройти мимо них никак нельзя. В приложения включены стихотворение Ивана Бунина «Одиночество», посвященное Нилусу, статья Ивана Алексеевича, опубликованная в Париже и приуроченная к очередной годовщине со дня смерти его друга, а также два рассказа самого Петра Александровича (один посвящен Бунину), рецензия Ю. Айхенвальда на книгу Нилуса «На берегу моря» и некоторые другие примечательные артефакты. Такого богатого и разнопланового материала о художнике, пожалуй, ни в России, ни в других странах еще не было.

Насколько будет востребовано это издание, говорят несколько фактов: уже на него идут положительные отзывы из Одессы, Киева, Днепропетровска – городов Украины, так или иначе связанных с жизнью и творчеством Нилуса. Будут они и из Франции, поскольку в книге многие материалы и названия дублируются как на русском, так и на французском языках.

 

Тираж альбома-каталога - 1000 экземпляров. Его издание обошлось почти в полмиллиона рублей. Как признается Владимир Добромиров, это стало возможным только благодаря финансовой поддержке Фонда Михаила Прохорова и содействию в контакте с ним областных властей. Сначала Ирина Прохорова побывала в Воронеже, в том числе, посетила художественный музей. Потом уже на заседании худсовета Фонда был представлен и утвержден проект этого издания. Надо отдать должное и сотрудникам музея, и издательству «Кварта», которые с таким вниманием и пониманием важности реализации этого проекта подошли к нему.

 

Зачастую, на презентациях книги продаются по более низким ценам, по сравнению с теми, что будут обозначены потом. Здесь же, каждый, почтивший своим присутствием это мероприятие, получил уникальное издание в подарок. Честь и хвала организаторам, авторам, спонсорам и издателям!

 

На вопрос о том, какими альбомами-каталогами дальше музей собирается радовать любителей изобразительного искусства, Владимир Дмитриевич ответил, что в работе находится издание, посвященное творчеству народного художника РСФСР Михаила Лихачева. Не исключено, что оно увидит свет ко Дню города, когда будет отмечаться 425-летие Воронежа.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВ связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города

Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоСпасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки

Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 2 мая: послепраздничный обвал

Эксперты отметили огромную разницу в сборах между 1 и 2 мая.

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.