Войти
Литература
16.10.2020 22:42
В романе Алексея Поляринова «Риф» сплетаются в тугой узел три сюжетные линии

В романе Алексея Поляринова «Риф» сплетаются в тугой узел три сюжетные линии

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: eksmo.ru

В издательстве Inspiria вышел новый роман писателя и переводчика Алексея Поляринова «Риф». Это история о психологии сект, тоталитарном мышлении и о том, как прошлое хранится и передается (или замалчивается) из поколения в поколение, что память можно использовать как оружие в собственных эгоистических целях, а можно – как ресурс для психологического исцеления и прощения.

«Я попытался сбежать, но ничего не вышло, меня схватили. И повели на риф. Риф для них был местом особым. Местом, где совершается насилие. Все дуэли и споры решались на рифе. У них в языке даже была фигура речи «уйти с рифа» – в зависимости от контекста это могло означать «вырасти, возмужать», но также «разрешить спор» и «покончить с кровопролитием». Как и любой храм, риф также был местом отправления религиозных обрядов, в том числе казней. На рифе убивали воров».

В романе параллельно развиваются три сюжетные линии, которые ближе к финалу сплетаются друг с другом в единое повествовательное полотно.

Первая посвящена Кире, живущей в городе Сулиме в Мурманской области. Когда в этот маленький город за Полярным кругом приезжает незнакомец с Большой земли, местные жители начинают тревожиться и волноваться. Приезжий Титов собирает информацию о рабочей демонстрации 2 июня 1962 года, которая закончилась страшной трагедией – расстрелом. При оказании сопротивления властям было убито 26 человек. Описанное отсылает читателей к Новочеркасскому расстрелу, сведения о котором были частично рассекречены лишь в 1980-х годах. Кира работает в архиве и начинает общаться с Титовым. Это знакомство приводит к ужасному разоблачению страшной тайны всего города, в том числе тайны матери Киры.

Вторая сюжетная линия разворачивается в девяностые годы в США. Ли, или Лили, Смит, дочь русских эмигрантов в третьем поколении, публикует в журнале статью «Искусство минимализма и религиозное откровение» о мистическом влиянии на неё инсталляции из четырехсот громоотводов «Поле молний» скульптора и композитора Уолтера де Мария. Благодаря этой публикации она получает приглашение прочитать лекцию от Юрия Гарина, профессора антропологии Миссурийского университета, вскоре переводится туда и становится его студенткой. Тесный круг учеников Гарина отдалённо напоминает культ. Вскоре Ли узнает, насколько опасен этот обаятельный профессор.

Третья сюжетная линия посвящена москвичке Тане, которая однажды в субботу приезжает проведать свою мать и ничего не находит в её квартире. Ни мебели, ни ковров, ни люстр – только голые стены. Не ожидая помощи от полиции, Таня начинает собственное расследование и узнаёт, что мать ушла в секту «Чаща», расположенную где-то под Москвой. Собирая всё больше информации о сектах и о том, как туда попадают люди, Таня пытается вызволить мать из беды. Вполне очевидно, что закончиться это может лишь по одному сценарию: кто-то обязательно пострадает.

Сплетаясь воедино, истории трёх девушек обрастают дополнительными неожиданными деталями и общими темами. Сложности детско-родительских отношений, желание или нежелание делиться с близкими своими воспоминаниями и переживаниями, перерабатывание травмы с помощью психотерапии или искусства – создания романа или документального фильма.


Чтобы написать «Риф», Алексей Поляринов изучил более двадцати книг о психологии сект и о том, как работает память и забвение. Среди списка использованной литературы можно найти работы Александра Эткинда, в том числе «Хлыст: секты, литература и революция», «Сектантство: возникновение и миграция», книги-интервью Харуки Мураками «Край обетованный», «Подземка» и «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне» Винсента Буглиози.

В свойственной своему первому метароману «Центр тяжести» манере Поляринов в своем новом произведении вновь ловко смешивает жанры: саспенс, университетский роман, детективное расследование с вплетенными в сюжет детскими страшилками, мифами и легендами. В результате получается изысканная литературная головоломка, где каждая, даже проходящая, деталь может значить нечто важное.

Книга Алексея Поляринова «Риф» – удивительный самобытный роман о том, что прошлое нужно учиться не только добывать, но и уметь хранить. Желание забыть что-то травматичное – не выход. Вычеркнуть боль просто так не получится. Важно признавать, проживать и работать со своей памятью – личной или коллективной, понимая при этом, как распознать манипуляторов и абьюзеров, которые в собственных целях используют память людей как психологическое оружие.

Алексей Поляринов – литературный критик, писатель и переводчик. Свой метароман «Центр тяжести», за который получил приз читательских симпатий – премию «НОС», он считает дебютным, а написанный ранее «Пейзаж с падением Икара» предпочитает называть «нулевым».

Писал критические эссе для «Горького», «Афиши», «Pollen fanzine». Впоследствии все эссе были объединены в сборник и вышли одной книгой «Почти два килограмма слов». Известен также тем, что совместно с Сергеем Карповым перевел на русский язык шедевр американской литературы – сложнейший роман Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка».

Дата выхода: 24 сентября 2020
Твёрдый переплёт (138x212)
288 страниц
Бренд: Inspiria (импринт Эксмо)
ISBN 978-5-04-109933-6
Цена: от 390 ₽
Возрастное ограничение: 18+

Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеМюзикл «Нотр Дам де Пари. Ромео и Джульетта» отменили якобы из-за коронавируса

Может, оно и к лучшему, что воронежцам не покажут это антрепризное действо.

В РоссииВ России 28 октября объявлено о 16202 случаях заражения коронавирусом

Властям остро необходима положительная динамика и передышка, чтобы система здравоохранения не рухнула.

В миреВ Италии вновь закрылись театры и кинотеатры

Самый сильный удар правительство страны, ссылаясь на ковид, нанесло учреждениям культуры и ресторанам.

ОбществоРазработана концепция преобразования Костёнок в туристический парк

Этот парк станет одним из брендов Воронежской области и может войти в 100 самых посещаемых мест России.

ТеатрВоронежский театр драмы отменил три спектакля

Накануне о приостановке работы со зрителями до 14 ноября сообщил Воронежский театр оперы и балета.

Кино и телевидениеРоссийская касса уик-энда 22-25 октября: новое снижение сборов и победа «Дедушки нелёгкого поведения»

Российское кино вновь подвело прокатчиков, ситуацию намного подправил заокеанский треш.

ПерсонаШоу Павла Воли в Воронеже скоропостижно отменили

За два дня до концерта организаторы известили о его переносе на неопределённый срок.

ЛитератураВоронежский журнал «Подъём» получил Золотой диплом

Диплом подписал президент Международного форума «Золотой Витязь» народный артист России Николай Бурляев.

МузыкаДуховой квинтет Большого театра окончательно сдулся

Музыканты потеряли надежду выступить перед немногочисленной воронежской публикой и отменили концерт.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 17-24 октября 2020 в мировых СМИ

Не только коронавирус вдохновлял фотографов планеты, но и многое другое, не менее достойное внимания.

Зал ожиданияОбъявлена дата первого выпуска «Большого балета-2020»

Для воронежцев будет особенно интересно и волнительно следить за выступлениями пары Елизавета Корнеева – Иван Негробов.

ГлавноеВ Воронежской области 28 октября объявлено о 291 случае заражения коронавирусом

Жители города и области учится жить в условиях коллапса системы здравоохранения.