Литература
В романе Алексея Поляринова «Риф» сплетаются в тугой узел три сюжетные линии
- Текст: Сергей Кольцов
- Фото: eksmo.ru
В издательстве Inspiria вышел новый роман писателя и переводчика Алексея Поляринова «Риф». Это история о психологии сект, тоталитарном мышлении и о том, как прошлое хранится и передается (или замалчивается) из поколения в поколение, что память можно использовать как оружие в собственных эгоистических целях, а можно – как ресурс для психологического исцеления и прощения.
В романе параллельно развиваются три сюжетные линии, которые ближе к финалу сплетаются друг с другом в единое повествовательное полотно.
Первая посвящена Кире, живущей в городе Сулиме в Мурманской области. Когда в этот маленький город за Полярным кругом приезжает незнакомец с Большой земли, местные жители начинают тревожиться и волноваться. Приезжий Титов собирает информацию о рабочей демонстрации 2 июня 1962 года, которая закончилась страшной трагедией – расстрелом. При оказании сопротивления властям было убито 26 человек. Описанное отсылает читателей к Новочеркасскому расстрелу, сведения о котором были частично рассекречены лишь в 1980-х годах. Кира работает в архиве и начинает общаться с Титовым. Это знакомство приводит к ужасному разоблачению страшной тайны всего города, в том числе тайны матери Киры.
Вторая сюжетная линия разворачивается в девяностые годы в США. Ли, или Лили, Смит, дочь русских эмигрантов в третьем поколении, публикует в журнале статью «Искусство минимализма и религиозное откровение» о мистическом влиянии на неё инсталляции из четырехсот громоотводов «Поле молний» скульптора и композитора Уолтера де Мария. Благодаря этой публикации она получает приглашение прочитать лекцию от Юрия Гарина, профессора антропологии Миссурийского университета, вскоре переводится туда и становится его студенткой. Тесный круг учеников Гарина отдалённо напоминает культ. Вскоре Ли узнает, насколько опасен этот обаятельный профессор.
Третья сюжетная линия посвящена москвичке Тане, которая однажды в субботу приезжает проведать свою мать и ничего не находит в её квартире. Ни мебели, ни ковров, ни люстр – только голые стены. Не ожидая помощи от полиции, Таня начинает собственное расследование и узнаёт, что мать ушла в секту «Чаща», расположенную где-то под Москвой. Собирая всё больше информации о сектах и о том, как туда попадают люди, Таня пытается вызволить мать из беды. Вполне очевидно, что закончиться это может лишь по одному сценарию: кто-то обязательно пострадает.
Сплетаясь воедино, истории трёх девушек обрастают дополнительными неожиданными деталями и общими темами. Сложности детско-родительских отношений, желание или нежелание делиться с близкими своими воспоминаниями и переживаниями, перерабатывание травмы с помощью психотерапии или искусства – создания романа или документального фильма.
Чтобы написать «Риф», Алексей Поляринов изучил более двадцати книг о психологии сект и о том, как работает память и забвение. Среди списка использованной литературы можно найти работы Александра Эткинда, в том числе «Хлыст: секты, литература и революция», «Сектантство: возникновение и миграция», книги-интервью Харуки Мураками «Край обетованный», «Подземка» и «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне» Винсента Буглиози.
В свойственной своему первому метароману «Центр тяжести» манере Поляринов в своем новом произведении вновь ловко смешивает жанры: саспенс, университетский роман, детективное расследование с вплетенными в сюжет детскими страшилками, мифами и легендами. В результате получается изысканная литературная головоломка, где каждая, даже проходящая, деталь может значить нечто важное.
Книга Алексея Поляринова «Риф» – удивительный самобытный роман о том, что прошлое нужно учиться не только добывать, но и уметь хранить. Желание забыть что-то травматичное – не выход. Вычеркнуть боль просто так не получится. Важно признавать, проживать и работать со своей памятью – личной или коллективной, понимая при этом, как распознать манипуляторов и абьюзеров, которые в собственных целях используют память людей как психологическое оружие.
Алексей Поляринов – литературный критик, писатель и переводчик. Свой метароман «Центр тяжести», за который получил приз читательских симпатий – премию «НОС», он считает дебютным, а написанный ранее «Пейзаж с падением Икара» предпочитает называть «нулевым».
Писал критические эссе для «Горького», «Афиши», «Pollen fanzine». Впоследствии все эссе были объединены в сборник и вышли одной книгой «Почти два килограмма слов». Известен также тем, что совместно с Сергеем Карповым перевел на русский язык шедевр американской литературы – сложнейший роман Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка».
Дата выхода: 24 сентября 2020
Твёрдый переплёт (138x212)
288 страниц
Бренд: Inspiria (импринт Эксмо)
ISBN 978-5-04-109933-6
Цена: от 390 ₽
Возрастное ограничение: 18+
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — В Воронеже стартует сезон работы фонтанов
Семь главных фонтанов столицы Черноземья готовы к началу сезона и ждут пуска воды.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Спасут ли «Маску» две гостевые маски
Организаторы обещают, что на сцену выйдут специальные гости – Барби и Кот-2.
Персона — Уволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова
Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Мэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»
Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.