Войти
Литература
06.06.2019 10:44
Чему нас Пушкин может научить?..

Портрет работы Ореста Кипренского

Чему нас Пушкин может научить?..

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: news.yandex.ru

6 июня исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Жуковскому. 1818.

Он пришёл в этот мир в Светлый День Вознесения Господня. Тогда, 26 мая (по старому стилю) 1799 года, по-весеннему ярко светило солнце на безоблачном небе. И всюду цвела сирень. И по всей старинной Москве торжественно и празднично звонили колокола. Колокольный звон по всей Руси в тот день был в честь рождения внучки императора Павла I.

Но ведь ни один смертный не знает точно истинных причин происходящего.

…Он получил смертельную рану на закате метельного морозного дня 27 января по старому стилю 1837 года на Черной Речке.

Между этими двумя датами – Светлой и Чёрной – пронеслась целая удивительная жизнь.

…И вот уже больше двух веков мы размышляем над этой жизнью, над этой удивительной Судьбой.

В наше меркантильное время позволим себе задать меркантильный вопрос: какой нам прок от Пушкина сегодня? Чему, в конце концов, он может нас, и так обременённых бескрайней информацией, научить?

Среди пушкинистов бытует мнение: Пушкин по природе своей не был учителен. И это, пожалуй, справедливо.

Но…
…………………………..
Пока живётся нам, живи,
Гуляй в моё воспоминанье;
Молись и Вакху и любви
И черни презирай ревнивое роптанье;
Она не ведает, что дружно можно жить
С Киферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом;
Что ум высокий можно скрыть
Безумной шалости под лёгким покрывалом.


Это послание – «К Каверину» – датировано зимой 1817 года. В нём сегодня некоторые термины темноваты для нашего понимания, ведь в Лицее давалось и классическое образование – в терминах античной Греции. Сегодняшним гимназистам их надо разъяснять. Кифера (Афродита, Киприда) – в греческой мифологии богиня красоты и любви, вечной весны и жизни. Портик – галерея, между колоннами которой в Афинах философы рассуждали о том, что такое Истина и Красота Добро и Зло, – метафора Философии, Мудрости, жажды Познания. То же и «книга».

«Наставления» о том, как жить, кому «молиться», какие ценности исповедовать, даёт, по сути дела, подросток, «узник» Лицея. И кому даёт! Пётр Павлович Каверин был к тому времени уже офицером лейб-гвардии гусарского полка, участником боевых действий 1812 года, до начала войны с Наполеоном учился в Московском и Геттингенском университетах, то есть человеком, «понюхавшим» и наук и пороху, имеющим богатый жизненный опыт. Понятно, что составляющие Счастья – Любовь, Красота, Знание, Вакх (символ лёгкости и веселья), а также «ум высокий» и «безумные шалости» – 17-летний автор формулирует, прежде всего, для себя самого. Здесь весь диапазон нормальных человеческих проявлений молодого человека, открытого миру. Пётр Каверин – лишь предлог и зеркало.

Теперь-то мы знаем, что Пушкин практически до последних дней жизни не изменял сформулированным ещё в Лицее ценностям, стремился следовать им, накапливал Знание, Мудрость, создавал Красоту и её окружение. В общем-то и сегодня, два века спустя, к 17 годам каждый молодой человек может взять эти ценности за основу и ориентир в жизни.

Всё творчество Пушкина – эмоциональный или рациональный (в зависимости от возраста и состояния) выплеск Души и непрерывный диалог с самим собой. Причём настолько порой, особенно в пору юности, непосредственный, нисколько не рассчитанный на оценку потомков или современников, что ставил в тупик этих самых современников и давал повод думать об авторе Бог весть что. Чего стоят хотя бы такие строки: «А я, повеса, вечно праздный, / Потомок негров безобразный…» и т.д. (Юрьеву. «Любимец ветреных Лаис…».1821 г.). Да и, правда, – повесничал. В паузах: «Пока не требует поэта/К священной жертве Аполлон…» («Поэт». 1827 г.). Чем старше, тем реже повесничал, тем чаще призывал его Аполлон к исполнению функции Поэта.

Тему главных для себя ценностей поэт выверяет на протяжении всего творчества. Выйдя из Лицея, Пушкин пишет послание «Жуковскому» – эмоциональное признание начинающего Поэта Поэту уже свершившемуся. Стоит привести его целиком. В нём он, кстати, расшифровывает строку «И черни презирай ревнивое роптанье». Курсивом выделяю эпитеты и метафоры, несущие особую смысловую нагрузку:

Когда, к мечтательному миру
Стремясь возвышенной душой,
Ты держишь на коленях лиру
Нетерпеливою рукой;
Когда сменяются виденья
Перед тобой в волшебной мгле,
И быстрый холод вдохновенья
Власы подъемлет на челе, —
Ты прав, творишь ты для немногих,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей.
Не всякого полюбит счастье,
Не все родились для венцов.
Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел
И твой восторг уразумел
Восторгом пламенным и ясным!

1818 год.

В целом юношеское послание «Жуковскому», на мой взгляд, одно из самых солнечных и мудрых в творчестве Пушкина, заключает в себе все признаки романтизма, который торжествовал в России во втором десятилетии XIX века. А опекун юного Пушкина, Василий Андреевич Жуковский, был к тому же наиболее ярким представителем романтического направления.

Это послание следовало бы подробно и заинтересованно разбирать в школьном курсе литературы. В нём почти каждая строчка удивительна и мыслью, и общим эмоциональным настроем, и формой (какие метафоры, гиперболы, сравнения!). При этом не следует понимать пушкинские строки в узком смысле. «Быстрый холод вдохновенья/Власы подъемлет на челе» не только когда именно поэта осеняет гениальная строка, но любого Творца в любой области, в которой человек своевременно нашёл себя и преданно, с любовью исполняет своё призвание.


Полагаю, что и Дмитрия Ивановича Менделеева пронзил «быстрый холод вдохновенья», когда ему пришло на ум расположить химические элементы в таблице по мере возрастания их атомной массы. В юношеском послании к «Жуковскому» для понимания ценностных ориентаций Пушкина очень важен анализ эпитетов. Мир – мечтательный, Душа – возвышенная, мгла – волшебная. Это всё определения из словаря романтиков той поры. Их по мере творческого взросления поэта становится меньше. Но вот другие эпитеты (талант – строгий, истина – священная, мысли – высокие) с течением времени остаются неизменными и особо подчёркиваются поэтом в других стихотворениях, посвящённых творчеству и личной ответственности перед Богом и обществом.

Мы привели только два юношеских стихотворения 1817 и 1818 годов, в которых Пушкин формулирует для себя ценности жизни. Но практически до последних дней жизни в его творчестве регулярно появляются жемчужины мудрости, которые всё более спрессовываются в чеканные максимы.


С возрастом Пушкин ведёт довольно жёсткий диалог не просто с самим собой, как неким земным обычным человеком с конкретной фамилией и именем, а уже с олицетворяющей Поэта Музой. В стихотворении «Поэту» 1830 года также подчеркнём существенные определения, призывающие человека современного к размышлению.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

В этом стихотворении в форме сонета каждая строка – итог размышлений о ценностях жизни умудрённого трудным опытом человека. И от нас, от читателя, требует глубокого осмысления. Усовершенствовать «плоды любимых дум/Не требуя наград за подвиг благородный» способны, конечно не все. Пушкин, как говорится «в лоб» поясняет читателю: «Они в самом тебе»! То есть сама возможность творить, постоянно усовершенствуя своё творение, и есть уже награда. Это значит, что ты, человек, на верном пути. Нашёл своё призвание. И благодари Бога за это!

Поневоле вспоминаются слова великого драматурга А.Н. Островского: через Пушкина «умнеет всё, что может поумнеть».


Важную смысловую нагрузку несёт и словосочетание «взыскательный художник». Всякий развитый человек должен предъявлять требования высокой меры, прежде всего, к самому себе («всех строже… оценить свой труд»), к плодам своего труда, своей жизни. То есть уметь оценивать объективно, прежде всего, себя. А как часто встречаемся мы с людьми, которые либо недооценивают свой труд и свои возможности, но ещё чаще – переоценивают. Немало людей считают себя непогрешимыми, а в своих неудачах и невзгодах обвиняют всех, кроме себя, а то и всё общество в целом. Такая позиция чаще всего и толкает людей на «революционные подвиги».

А вот стихотворение уже 1836 года.

Из Пиндемонти

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова*
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права!

Звёздочкой отмечена Пушкиным цитата из монолога Гамлета.

Все утверждаемые Поэтом ценности здесь – вневременные. Они актуальны для творческого, мыслящего человека как XIX века, так и нашего, двадцать первого. Надо почаще к ним обращаться, чтобы очистить свои мысли, свою Душу от всякого агрессивного окружающего сора, стремящегося её умертвить.


Всего за пять месяцев до роковой дуэли, в августе 1836-го, поэт заканчивает «Памятник» - отчёт об исполнении земного призвания.

И в нём:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Здесь, как видим, Поэт персонифицируется уже посредством Музы – некоего высшего надмирного мифического существа, которое и по происхождению где-то рядом с античными богами. В этих четырёх строчках «Памятника», в сущности, ещё более лаконично, чем в приведённом выше стихотворении «Поэту» 1830 года, утверждается та же мысль: творить – по высшему счёту. «Не требуя венца», то есть наград. «Они в самом тебе». «Ты сам свой Высший суд». Если следовать пушкинским советам в реальной жизни, скольких огорчений можно избежать! И можно приблизиться к гармонии – с самим собой и с внешним миром.

Итак, внимательно прочитав в хронологическом порядке строки Пушкина, в которых он утверждает главные ценности жизни, мы убеждаемся: Поэт постоянно формировал себя, ведя с собой непрерывный, трудный и честный диалог («Напрасно я бегу к Сионским высотам…»). Поэтому его сочинения, в любом жанре излучают Свет, Добро и Мудрость. Будучи проникновенно осмысленными нами грешными, они вполне могут облегчить нашу суетную жизнь.

Остаётся только пожелать: возьмите Пушкина в друзья, вчитайтесь и вдумайтесь в его строки. И ваша жизнь наполнится Светом!

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.