Войти
Литература
23.04.2018 10:30
Книга воронежского писателя Эдуарда Пашнева «Дневник человека с деревянной саблей» вышла в Петербурге

Книга воронежского писателя Эдуарда Пашнева «Дневник человека с деревянной саблей» вышла в Петербурге

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: rech-deti.ru

Издательство «Речь» в Санкт-Петербурге выпустило книгу повестей «Дневник человека с деревянной саблей» воронежского писателя Эдуарда Пашнева. Книга вышла в серии «Вот как это было». Литературно-художественное издание. «Для среднего школьного возраста». Повести прочитал Николай Тимофеев.

Прекрасно изданная, в твёрдом переплёте, с иллюстрациями художника Елены Жуковской, книга включает шесть повестей. Воронеж занимает особое место в сердце и памяти Эдуарда Пашнева. Это – Родина. Здесь прожито полстолетия – с 1933 по 1983 год. Здесь состоялся Эдуард Иванович как творческий человек, прошёл «сквозь тернии к звёздам». Действие в каждой из повестей происходит на знакомых каждому коренному воронежцу улицах, переулках, городских скверах, садах, на песчаных берегах реки в районе Чернавского моста…

В повести, давшей название сборнику – «Дневник человека с деревянной саблей», – сюжеты военного детства. Весьма говорящие названия отдельных главок: «Новобранец», «Бомбоубежище», «Осколок», «Смерть», «Машины и солдаты», «Хлебный магазин»…

Ужас ночных авианалётов на город. Перипетии эвакуации при полной неразберихе. Житьё на нарах в деревне. Возращение в зимний город по льду заминированной немцами реки. Повествование о том, как варили и пытались есть подбитых воробьёв. О том, как двенадцатилетние подростки пытались глушить рыбу противотанковой гранатой. Время диктовало своеобразные понятия и о счастье: «Шурка Мотин самый счастливый на нашей улице: у него есть осколок от зенитного снаряда». Любимое место детских игр – подбитый немецкий танк… Знаки времени естественны и трагичны.

В повести «Ньютоново яблоко» друзья пятиклассники Санька и Зебрик увлечённо конструируют самоходную тележку «ЗаГ-1», с помощью которой они должны сдать больше металлолома, чем соседний класс. Здесь и первая любовь, и обычные школьные разборки и фантазии на тему «великих открытий»: «Ньютон, когда ему надо было что-нибудь придумать, садился под яблоню и ждал, когда ему на голову свалится яблоко. Оно его как треснет, а он раз – за карандаш и запишет новый закон». Или: «Если машине приделать с обеих сторон кузова крылья и разогнать как следует, она полетит? – Конечно, полетит!».

Удивительно убедительна способность автора чувствовать и передавать состояние животного. Передавать такими словами, которые, кажется, смогут тронуть душу самого чёрствого человека. Об этом повести «Хромой пёс» и «Зверь». Хромой пёс по имени Геленджик оказался на сейнере в открытом море. Злой хозяин невзлюбил щенка, который родился «с белым ухом и с белым пятном на боку». Когда он подрос, его взял на сейнер ласковый и разговорчивый кок, которому Геленджик «по запаху» дал прозвище Борщ. Разные люди – то злые, то добрые – определяли судьбу собаки. А трагический финал, почти по Джеку Лондону, никого не оставит равнодушным. То же самое и в повести «Зверь»: одинокая девчонка и одинокая собака среди равнодушных, а то и откровенно злых людей в большом городе…

В повести «Цветы из чужого сада»: «Пятый «В» безжалостно обдирал с зимних рам замазку. Пятый «В» без разрешения классного руководителя Уф Фимовны впустил весну в класс…». Ностальгическая повесть «Доктор Крауклис» – одна из наиболее любимых подростками годов 1970-х. «Состарившийся бабушкин дом в три окошка стоит на краю деревни. Возле дома растут два худеньких тополя, мимо пробегает пыльная дорога, а за дорогой до самой гречихи тянется седая, как бабушкина голова, степь. В этой степи живут птицы, бабочки, ящерицы и Лёнька Одуванчик». Так начинается эта повесть о том, как шестилетний мальчишка был увезён родителями из степной чернозёмной деревни в Париж и как его преследуют приступы тоски по оставленной далёкой степной сторонке, о васильках и ромашках на обочинах дорог…

Завершается книга статьёй Олега Ласунского «Фантазия и мастерство». В ней известный литературовед расширяет представление читателя о писателе Э.И. Пашневе. Он всесторонне оценивает форму и содержание его произведений: «С помощью специфической речевой стихии Э. Пашнев заставляет тексты пульсировать живительным током крови. Его проза всегда эмоциональна, изобразительна. Метафоры не надо разгадывать, как кроссворды. Язык чистый, не замутнённый, без лишних слов. Пашнев редко пользуется союзом «и», чаще ставит запятую – это придаёт фразе стремительность, жёсткость».

Все помещённые в петербургском издании повести были написаны и опубликованы в далёкие 1960-е годы. Первый прозаический сборник «Хромой пёс» появился в 1965 году с предисловием знаменитого детского писателя Льва Кассиля, который переманил студента поэтического семинара Литинститута в свой семинар прозы для детей и юношества. И не зря.

Эдуард Пашнев – один из наиболее талантливых и известных русских писателей ХХ века, чьё творчество в большой степени посвящено детско-юношеской тематике. Его роман «Девочка и олень» (1975), посвящённый трагической участи юной художницы Нади Рушевой, был культовым в 1970-е годы. Им зачитывались. Передавали из рук в руки. Он был в центре дискуссии в центральной прессе.

Ох, как не хватает нашим сегодняшним детям таких писателей! В повестях Эдуарда Пашнева вся наша послевоенная история в картинах быта и отношений между людьми разных поколений, между взрослыми и детьми, живые диалоги. Автор чутко передает внутренний мир ребёнка и подростка, которые устанавливают контакты и с самими собой, и с внешним миром, и с миром взрослых людей. Мир взрослых и подростков людей в его повестях разнообразен, конкретен и активно действенный. Книги его без назиданий воспитывают уважительное отношение и к старшим, и к младшим.

Я считаю, что повести Эдуарда Пашнева должны быть в числе рекомендуемой литературы для чтения для сегодняшних подростков. Петербургское издательство сделало отличный подарок современным школьникам. А также писателю Эдуарду Ивановичу Пашневу, которому 15 августа исполняется 85 лет.


Издательство «Речь», 2018. Санкт-Петербург.
Для среднего школьного возраста.
Серия: Вот как это было.
Литературно-художественное издание. Повести.
Тираж: 5000 экз.
Переплёт твёрдый.
Страниц: 304.
Ограничение: 12+
ISBN: 973-5-9268-2750-4

Ранее в рубриках
В ВоронежеЦСКА одержал победу над «Факелом» в равной борьбе

Перед большим перерывом в чемпионате РПЛ воронежцы расположились на 14 месте из 16.

В РоссииСанта-Клауса могут признать иноагентом

Этот вопрос прорабатывается по инициативе известного общественника.

В миреСильный снегопад и мороз накрыли Испанию

Похоже, Испания становится показательной демонстрационной площадкой глобального изменения климата.

ОбществоРаздельный сбор мусора как зеркало эффективности

Наверное, самым наглядным воплощением мусорной реформы стала недвижимость тех, кто ею занимался.

ТеатрАртисты Московского театра имени Евгения Вахтангова покажут в Воронеже спектакль «Снежная Королева»

Всего четыре представления в дневное время 26 и 27 декабря – можно приводить совсем маленьких детей.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 5-8 декабря: «Звёзды в Сибири» разгромно проигрывают «Паддингтону»

Ольга Бузова, Клава Кока и иже с ними оказались не так популярны, как следует из телевизора.

ПерсонаУмерла старейшая оперная певица Воронежа Вера Рызванович

Она скончалась 4 декабря на 99-м гогду жизни.

ЛитератураПоле шести лет молчания Фред Варгас выпустила триллер-детектив «На каменной плите»

Вывести следствие из тупика м найти убийцу может только комиссар полиции Жан-Батист Адамберг.

МузыкаВоронежцев пригласили на бесплатный концерт композиторов-юбиляров уходящего года

В 2024 году мы отмечали юбилейные даты Михаила Глинки и Франсиса Пуленка, Валерия Гаврилина и Александры Пахмутовой.

Зал ожиданияТайны Хазарского каганата раскроют на лекции в музее-заповеднике

В исторической науке нет единства по поводу хазар и степени распространения иудаизма в каганате.

ГлавноеУтверждена принципиально новая редакция Положения о премии «Золотая Маска»

Упразднены актёрские и режиссёрские номинации, награду будет получать только спектакль.