Изобразительное искусство
Знаменитую картину Рубенса «Самсон и Далила» назвали подделкой
- Текст: Сергей Кольцов
- Фото: Мариано Гарсия
В любой энциклопедии вы можете прочитать, что «Самсон и Далила» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная около 1609 года. Сюжет полотна воссоздаёт библейский эпизод: ветхозаветный герой и борец с филистимлянами Самсон, влюбившийся в филистимлянку Далилу, засыпает у неё на коленях. И это становится началом его конца.
Нашлась картина только в 1929 году в Париже. Сперва полотно приписали нидерландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, однако затем историк и эксперт по творчеству Рубенса Людвиг Бурхард провозгласил его авторство и подписал сертификат подлинности картины.
Когда в 1960 году Бурхард умер, выяснилось, что он выдавал сертификаты ненастоящим работам ради личной финансовой выгоды. Это заставило экспертов сомневаться в подлинности «Самсона и Далилы».
Несколько лет назад швейцарские учёные привлекли искусственный интеллект к анализу авторства произведения. Итог – неутешительный для Национальной галереи Великобритании. Вероятность того, что это не Рубенс, составляет 91 процент.
Возник неприятный, но важный вопрос: не купила ли Национальная галерея в 1980 году пустышку за 2,5 миллиона фунтов стерлингов?

Эксперты подвергли сомнению манеру письма (слишком неуклюжую), описывая картину как дерзкую копию оригинала 20-го века. Катажина Кшижагурская-Писарек, исследовательница Рубенса, описала «Самсона и Далилу» как «крайне проблематичную» и «странно современную».
А Кристофер Райт, ведущий специалист по живописи XVII века, сказал, что сама картина просто «неправильная». Он добавил: «В ней нет тонкости Рубенса. В ней есть соблазнительное, слякотно-и-брызговое величие… Все мои инстинкты знания старых мастеров приводят меня к этому наблюдению. Это не картина XVII века».
Теперь, спустя сорок пять лет дебаты возобновились: была подана петиция, призывающая Национальную галерею выполнить своё обещание 1997 года и провести публичные дебаты о подлинности картины. Как пишет Guardian, не только само полотно, но и тыльная сторона картины, скорее всего, подделка. Сзади у картины просто современная доска, а что под ней, галерея тщательно скрывает.
Майкл Дейли, директор ArtWatch UK, тщательно исследовал картину и утверждает, что обнаружил гору доказательств против атрибуции Рубенса. Он называет этот случай «крупнейшим из всех музейных скандалов» и «заговором с целью скрыть огромную ошибку при покупке, которая унижает творчество Рубенса».

Вот как (справа) сейчас должен был бы выглядеть подлинный Рубенс без реставрации. Обратите внимание: художник такого уровня никогда не обрезал бы стопу героя.
И как тут не сомневаться? Кшижагурская-Писарек обнаружила, что по меньшей мере 75 работ, которые Людвиг Бурхард приписывал Рубенсу, были официально признаны копиями или подделками.
Она описала «Самсона и Далилу» как «лишь верхушку айсберга», отметив «резкий, однородный красный цвет платья Далилы» и мускулистую спину Самсона, которая, по её словам, «анатомически неправильна», а также «странное отсутствие кракелюра» — мелких трещин, которые можно было бы ожидать от 400-летней картины.
Эксперт выразила разочарование по поводу отсутствия дебатов, добавив: «Они не хотят обсуждения, потому что у нас есть аргументы, на которые действительно невозможно ответить. Это не может быть оригинальным Рубенсом».
Среди всей этой неопределённости две вещи очевидны: происхождение картины продолжит волновать мир искусства, а учёные и эстеты по всему миру продолжат призывать к публичной дискуссии по этому поводу.
Ранее в рубриках

В Воронеже — Воронежцев ждут две недели прохлады и дождей?
До 27 июня синоптики не видят возвращения сильной жары, поскольку прогнозируют циклоническую активность.

В России — Подведены итоги конкурса «Санкт-Петербургский Олимп»
К завершающему этапу конкурса жюри допустило 4 финалистов, но главный приз достался только одному, вернее, одной.

В мире — Посещаемость театра Метрополитен-опера в сезоне 2024/2025 упала, узнайте, какие оперы провалились
Дирекция назвала продажи билетов «разочаровывающими» и объяснила этот феномен внешними причинами.

Общество — В Воронеже пройдёт обучение по социокультурному проектированию и особенностям грантовых конкурсов
Вы узнаете, как качественно проработать социокультурный проект, соответствующий специфике грантового конкурса ПФКИ.

Театр — Концертная бригада Воронежского ТЮЗа вновь посетила с гуманитарной миссией Луганскую и Донецкую Народные республики
За два дня было дано пять концертов в госпиталях и военных частях.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 12-15 июня: дедушка Стоянов побеждает «Балерину» и всех остальных
Комедия «На деревню дедушке» собрала даже больше, чем прогнозировали аналитики рынка.

Персона — Умерла Виктория Титова
Виктория Михайловна – один из столпов воронежского телевидения, человек редкого дарования и обаяния.

Литература — Вышел второй роман из серии уютных детективов Марка Экклстона об Астрид Свифт – «Клуб любителей искусства и расследований»
Вместе группой новых друзей из местного художественного круга Астрид приступает к негласному расследованию преступления.

Музыка — Торжественное открытие II Международного конкурса имени С.В. Рахманинова состоится 14 июня в Москве
II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова пройдет с 14 по 26 июня 2025 года.

Изобразительное искусство — Знаменитую картину Рубенса «Самсон и Далила» назвали подделкой
Не купила ли Национальная галерея в 1980 году пустышку за 2,5 миллиона фунтов стерлингов?

Зал ожидания — Концерт «Сказ о земле Воронежской» представит историю губернии силами четырёх искусств
Публика услышит музыку, созданную специально для этого проекта, в исполнении симфонического оркестра.

Главное — Воронежская область вошла в число лидеров по информированию жителей о событиях культурной жизни, но за счёт чего?
Мелкотемье, акции-пустышки, формализм и надувательство – вот путь к успеху на ниве культуры.