Изобразительное искусство
Серьёзность — новый секс: что случилось с улыбкой
- Текст: Олег Багмуцкий
- Фото: Олег Багмуцкий
Каждый раз, когда листаю ленту соцсетей или захожу в галерею современной фотографии, ловлю себя на мысли: улыбок стало меньше. Кадры — спокойнее. Лица — серьёзнее. Мы уже не пытаемся выдавить из себя эмоцию. Или, скорее, — разучились? Или просто устали притворяться?
От ренессанса до селфи: эволюция улыбки
Вернёмся назад. В эпоху Возрождения портрет был делом серьёзным. Ни о какой широкой улыбке не могло быть и речи. Даже улыбка Моны Лизы — скорее мистификация, чем обыденность. Тогда считалось: выражение лица — состояние души, а душа — не шутка. Глубина, сосредоточенность, спокойствие — именно это ценилось.
Позже классицизм и романтизм продолжили линию нейтральных выражений. Веселье в портрете считалось чем-то... почти вульгарным. Улыбка — это комедия. А портрет — это, всё же, драма.
Лишь в XX веке всё изменилось. Фотография, особенно массовая, освоила язык улыбки: реклама, кино, глянец. Улыбка стала товаром. Атрибутом успеха. Вспомните "голливудскую улыбку", Мэрилин Монро, Джулию Робертс. Их смех стал иконой.
Но теперь — путь назад. Мы снова сдержанны. Молчим. Смотрим чуть в сторону.

Серьёзность как новая чувственность
Наблюдая за тенденциями в современной портретной фотографии, становится очевидно: меньше эмоций — больше смысла. Улыбка стала слишком говорящей. А современный герой не хочет говорить — он хочет быть.
Портреты Вольфганга Тилманса тому пример. Его люди — не модели, не актёры. Они просто есть. Их лица почти не выражают эмоций, но именно в этом — сила. Алекс Сот, с его героями на грани сна и тишины, создаёт не кадр, а состояние. Смотришь — и замираешь. Как будто слышишь, о чём человек думает в этот момент. А он, возможно, думает о чём-то, о чём молчит уже давно.
Если вам интересно, как эта тенденция работает в современной фотографии, — просто посмотрите на эти портреты. Они говорят сами за себя.
Почему улыбка уходит: пять версий
• Протест против глянца. Всё, что выглядит «слишком идеально», вызывает недоверие. Улыбка — первый подозреваемый.
• Посттревожный синдром. Пандемия, военные действия, общее чувство нестабильности — всё это не располагает к наигранному веселью. Мы напряжены. И это читается в лице.
• Поворот внутрь. Люди всё больше исследуют себя. И портрет — уже не витрина, а зеркало. А в зеркало редко улыбаешься.
• Минимализм эмоций. Как из кадра убирают лишний предмет, так и с лица снимают избыточную мимику. Лишнего быть не должно.
• Запрос на подлинность. Фальшь считывается за секунду. И даже если улыбка настоящая — в кадре она часто выглядит как жест, не как чувство.
От живописи к честности: культурный контекст
Сдвиг к серьёзности — не случайность. Это часть большой эстетической перестройки. Мы снова начинаем ценить молчание. В кадре, в фильмах, в книгах. Вспомните, как изменилось авторское кино за последние 15 лет: диалогов меньше, эмоций — тоже, но внутреннего напряжения — через край.
Всё чаще персонажи в кадре просто сидят. Думают. Или делают вид, что не думают — но именно это и притягивает. Потому что мы устали от шумной экспрессии. Хочется тишины.
Фотография, как зеркало времени, откликается на это желание.

Лицо без улыбки — это не отсутствие эмоций
Отказ от улыбки — не мрак, не холод, не отчуждение. Это пространство. Пауза. Свобода не играть. Не изображать «радость», если её нет. Не продавать себя миру как набор положительных характеристик.
Выражение в кадре стало тоньше, как будто выцвело, но не потеряло силу. Напротив, именно в этой приглушённости — мощь.
Мы перестали улыбаться в кадре не потому, что радость исчезла. Просто радость теперь выглядит иначе. Она глубже. Тише. Интимнее.
Ранее в рубриках

В Воронеже — При строительстве мегадетсада в Воронеже выявлены нарушения
На место выезжал с инспекцией прокурор Центрального района Воронежа.

В мире — Прогноз на невыносимо жаркое лето начинает сбываться досрочно
В Северном полушарии, Европе и Черноземье лето прогнозируется жарче обычного.

Общество — Воронежское водохранилище получило почти наивысший класс загрязнения
Накануне купального сезона экологи «убили» новостью о том, что окунаться в Воронежское море не только неприятно, но и опасно.

Театр — Воронежский театр оперы и балета пригласил на праздничный концерт «Опять весна на белом свете…»
Постановщик спектакля-концерта – режиссёр и композитор Павел Рукавицын.

Кино и телевидение — Критики рассказали, что не так с фильмом «Кракен»
Этот фильм понравится тем, у кого отсутствует мозг. В крайнем случае, тем, кто умеет его отключать.

Персона — Эксклюзивное интервью Светланы Крючковой покажет канал «Россия-Культура»
Встреча с актрисой – в программе «2ВЕРНИК2» на телеканале «Россия-Культура» 25 апреля в 22:25.

Литература — Вышел мартовский (2025) номер журнала «Подъём»
В представленных произведениях возникает впечатление близости родного края.

Музыка — Выдающиеся певцы планеты отметят 90-летие Лучано Паваротти участием в юбилейном концерте
Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Анжела Георгиу, Франческо Мели и Джонатан Тетельман отпразднуют 90-летие Паваротти.

Изобразительное искусство — Как выбрать интерьерную картину под стиль помещения и правильно разместить – советы и тренды
Важно учитывать размеры помещения, его колорит. Ещё важнее – повесить в доме произведение искусства, а не китч.

Зал ожидания — Библиотеки Воронежа пригласили на акцию «Библионочь-2025»
Библионочь в Центральной городской библиотеке имени А. Платонова начнется 25 апреля в 20:00 и продлится до полуночи.

Главное — Условия выживания и благополучия России в духовном завещании старца Илия
Очень важным условием благополучия и жизнестойкости России он считал необходимость очистить её от нецензурной брани.