Войти
Изобразительное искусство
16.04.2025 19:27
Серьёзность — новый секс: что случилось с улыбкой

Серьёзность — новый секс: что случилось с улыбкой

  • Текст: Олег Багмуцкий
  • Фото: Олег Багмуцкий

Каждый раз, когда листаю ленту соцсетей или захожу в галерею современной фотографии, ловлю себя на мысли: улыбок стало меньше. Кадры — спокойнее. Лица — серьёзнее. Мы уже не пытаемся выдавить из себя эмоцию. Или, скорее, — разучились? Или просто устали притворяться?

Современный портрет будто отказывается быть весёлым. Больше нет нужды доказывать, что у тебя всё хорошо. Радость ушла в тень. На её месте — спокойствие, иногда грусть, иногда — просто молчание. Что это? Новый тренд? Или визуальный отголосок времени?

От ренессанса до селфи: эволюция улыбки


Вернёмся назад. В эпоху Возрождения портрет был делом серьёзным. Ни о какой широкой улыбке не могло быть и речи. Даже улыбка Моны Лизы — скорее мистификация, чем обыденность. Тогда считалось: выражение лица — состояние души, а душа — не шутка. Глубина, сосредоточенность, спокойствие — именно это ценилось.

Позже классицизм и романтизм продолжили линию нейтральных выражений. Веселье в портрете считалось чем-то... почти вульгарным. Улыбка — это комедия. А портрет — это, всё же, драма.

Лишь в XX веке всё изменилось. Фотография, особенно массовая, освоила язык улыбки: реклама, кино, глянец. Улыбка стала товаром. Атрибутом успеха. Вспомните "голливудскую улыбку", Мэрилин Монро, Джулию Робертс. Их смех стал иконой.

Но теперь — путь назад. Мы снова сдержанны. Молчим. Смотрим чуть в сторону.



Серьёзность как новая чувственность


Наблюдая за тенденциями в современной портретной фотографии, становится очевидно: меньше эмоций — больше смысла. Улыбка стала слишком говорящей. А современный герой не хочет говорить — он хочет быть.

Портреты Вольфганга Тилманса тому пример. Его люди — не модели, не актёры. Они просто есть. Их лица почти не выражают эмоций, но именно в этом — сила. Алекс Сот, с его героями на грани сна и тишины, создаёт не кадр, а состояние. Смотришь — и замираешь. Как будто слышишь, о чём человек думает в этот момент. А он, возможно, думает о чём-то, о чём молчит уже давно.

Если вам интересно, как эта тенденция работает в современной фотографии, — просто посмотрите на эти портреты. Они говорят сами за себя.

Почему улыбка уходит: пять версий


Протест против глянца. Всё, что выглядит «слишком идеально», вызывает недоверие. Улыбка — первый подозреваемый.

Посттревожный синдром. Пандемия, военные действия, общее чувство нестабильности — всё это не располагает к наигранному веселью. Мы напряжены. И это читается в лице.

Поворот внутрь. Люди всё больше исследуют себя. И портрет — уже не витрина, а зеркало. А в зеркало редко улыбаешься.

Минимализм эмоций. Как из кадра убирают лишний предмет, так и с лица снимают избыточную мимику. Лишнего быть не должно.

Запрос на подлинность. Фальшь считывается за секунду. И даже если улыбка настоящая — в кадре она часто выглядит как жест, не как чувство.

От живописи к честности: культурный контекст


Сдвиг к серьёзности — не случайность. Это часть большой эстетической перестройки. Мы снова начинаем ценить молчание. В кадре, в фильмах, в книгах. Вспомните, как изменилось авторское кино за последние 15 лет: диалогов меньше, эмоций — тоже, но внутреннего напряжения — через край.

Всё чаще персонажи в кадре просто сидят. Думают. Или делают вид, что не думают — но именно это и притягивает. Потому что мы устали от шумной экспрессии. Хочется тишины.

Фотография, как зеркало времени, откликается на это желание.



Лицо без улыбки — это не отсутствие эмоций


Отказ от улыбки — не мрак, не холод, не отчуждение. Это пространство. Пауза. Свобода не играть. Не изображать «радость», если её нет. Не продавать себя миру как набор положительных характеристик.

Выражение в кадре стало тоньше, как будто выцвело, но не потеряло силу. Напротив, именно в этой приглушённости — мощь.

Мы перестали улыбаться в кадре не потому, что радость исчезла. Просто радость теперь выглядит иначе. Она глубже. Тише. Интимнее.

Ранее в рубриках
В ВоронежеПод Воронежем представили номера рок-оперы «Мамонт»

Рок-опера «Мамонт» пока полностью не готова. Есть несколько номеров и драматургическая основа.

В РоссииВ России отменили крупный рок-фестиваль

Фестиваль «Ветер Сибири» уже отменяли в 2022 году и едва не свернули в 2023-м.

В миреИспания теряет популярность у туристов

Многие возвращаются оттуда разочарованными и даже больными.

ОбществоВ Воронежской области заметно выросло число коррупционеров

Больше всего преступлений коррупционной направленности совершается в образовании, здравоохранении, управлении, органах.

ТеатрНавороченные костюмы режиссёра-новатора и жара довели до обморока артистов на «Арена ди Верона»

Постановщик создал невыносимые условия для работы артистов хора, миманса и танцовщиков.

Кино и телевидениеКанал «Культура» покажет экранизации произведений Михаила Зощенко

Один фильм – документальный, другой – игровой, с участием выдающихся актёров прошлого.

ПерсонаУмер режиссёр Александр Митта

Ушёл из жизни большой мастер кино, он прожил долгую плодотворную жизнь.

ЛитератураВышел триллер Хавьера Кастильо «День, когда он сошел с ума»

«Иногда судьба испытывает нас просто для того, чтобы мы знали о её существовании».

МузыкаКанье Уэст с трудом пережил неудачный концерт в Шанхае под дождём

Говорят, во всём виновата погода – проливной дождь, но есть мнение, что рэпер просто хотел цинично нажиться на доверчивых китайцах.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 5-12 июля 2025 в мировых СМИ

Отличились фотографы агентства «Анадолу», они постепенно выходят на первые роли.

Зал ожиданияВ Воронеже концерт клуба любителей гитарной музыки «Своя колея» посвятят Владимиру Высоцкому

Владимир Семёнович ушёл из жизни 45 лет назад, но слава его пережила.

ГлавноеВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 12-13 июля

Обращайте внимание на форму одежды: она должна соответствовать жаркой погоде.