Войти
Изобразительное искусство
16.04.2025 19:27
Серьёзность — новый секс: что случилось с улыбкой

Серьёзность — новый секс: что случилось с улыбкой

  • Текст: Олег Багмуцкий
  • Фото: Олег Багмуцкий

Каждый раз, когда листаю ленту соцсетей или захожу в галерею современной фотографии, ловлю себя на мысли: улыбок стало меньше. Кадры — спокойнее. Лица — серьёзнее. Мы уже не пытаемся выдавить из себя эмоцию. Или, скорее, — разучились? Или просто устали притворяться?

Современный портрет будто отказывается быть весёлым. Больше нет нужды доказывать, что у тебя всё хорошо. Радость ушла в тень. На её месте — спокойствие, иногда грусть, иногда — просто молчание. Что это? Новый тренд? Или визуальный отголосок времени?

От ренессанса до селфи: эволюция улыбки


Вернёмся назад. В эпоху Возрождения портрет был делом серьёзным. Ни о какой широкой улыбке не могло быть и речи. Даже улыбка Моны Лизы — скорее мистификация, чем обыденность. Тогда считалось: выражение лица — состояние души, а душа — не шутка. Глубина, сосредоточенность, спокойствие — именно это ценилось.

Позже классицизм и романтизм продолжили линию нейтральных выражений. Веселье в портрете считалось чем-то... почти вульгарным. Улыбка — это комедия. А портрет — это, всё же, драма.

Лишь в XX веке всё изменилось. Фотография, особенно массовая, освоила язык улыбки: реклама, кино, глянец. Улыбка стала товаром. Атрибутом успеха. Вспомните "голливудскую улыбку", Мэрилин Монро, Джулию Робертс. Их смех стал иконой.

Но теперь — путь назад. Мы снова сдержанны. Молчим. Смотрим чуть в сторону.



Серьёзность как новая чувственность


Наблюдая за тенденциями в современной портретной фотографии, становится очевидно: меньше эмоций — больше смысла. Улыбка стала слишком говорящей. А современный герой не хочет говорить — он хочет быть.

Портреты Вольфганга Тилманса тому пример. Его люди — не модели, не актёры. Они просто есть. Их лица почти не выражают эмоций, но именно в этом — сила. Алекс Сот, с его героями на грани сна и тишины, создаёт не кадр, а состояние. Смотришь — и замираешь. Как будто слышишь, о чём человек думает в этот момент. А он, возможно, думает о чём-то, о чём молчит уже давно.

Если вам интересно, как эта тенденция работает в современной фотографии, — просто посмотрите на эти портреты. Они говорят сами за себя.

Почему улыбка уходит: пять версий


Протест против глянца. Всё, что выглядит «слишком идеально», вызывает недоверие. Улыбка — первый подозреваемый.

Посттревожный синдром. Пандемия, военные действия, общее чувство нестабильности — всё это не располагает к наигранному веселью. Мы напряжены. И это читается в лице.

Поворот внутрь. Люди всё больше исследуют себя. И портрет — уже не витрина, а зеркало. А в зеркало редко улыбаешься.

Минимализм эмоций. Как из кадра убирают лишний предмет, так и с лица снимают избыточную мимику. Лишнего быть не должно.

Запрос на подлинность. Фальшь считывается за секунду. И даже если улыбка настоящая — в кадре она часто выглядит как жест, не как чувство.

От живописи к честности: культурный контекст


Сдвиг к серьёзности — не случайность. Это часть большой эстетической перестройки. Мы снова начинаем ценить молчание. В кадре, в фильмах, в книгах. Вспомните, как изменилось авторское кино за последние 15 лет: диалогов меньше, эмоций — тоже, но внутреннего напряжения — через край.

Всё чаще персонажи в кадре просто сидят. Думают. Или делают вид, что не думают — но именно это и притягивает. Потому что мы устали от шумной экспрессии. Хочется тишины.

Фотография, как зеркало времени, откликается на это желание.



Лицо без улыбки — это не отсутствие эмоций


Отказ от улыбки — не мрак, не холод, не отчуждение. Это пространство. Пауза. Свобода не играть. Не изображать «радость», если её нет. Не продавать себя миру как набор положительных характеристик.

Выражение в кадре стало тоньше, как будто выцвело, но не потеряло силу. Напротив, именно в этой приглушённости — мощь.

Мы перестали улыбаться в кадре не потому, что радость исчезла. Просто радость теперь выглядит иначе. Она глубже. Тише. Интимнее.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже к выходным потеплело, аномальная прохлада отступает?

Используйте субботу для активного отдыха на воздухе, в воскресенье дожди вам этого не дадут.

В России«Пари НН» – «Факел»: результативная ничья

Если бы огнеопасные так играли всегда, были бы как минимум в середине турнирной таблицы РПЛ.

В миреПарусное судно врезалось в Бруклинский мост в Нью-Йорке: 2 погибших, 17 раненых

Очевидцы видели, как молодые люди падали в воду с большой высоты.

ОбществоВ России дорожает хлеб – заморозки ускорят рост цен?

Рост цен на хлеб обусловлен целым комплексом причин, поэтому заморозки не будут иметь решающего влияния на этот процесс.

ТеатрВ Камерном театре снимают с репертуара спектакль «HORSES»

Эту постановку зрители так и не оценили, билеты на «Лошадей» продавались со скрипом.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 15-18 мая: сенсационная победа «Кракена» на фоне общего провала

Этот уик-энд станет одним из самых скудных в текущем году, такой резкий спад даже трудно объяснить.

ПерсонаБезвременно скончался известный виолончелист, ведущий исполнитель на старинных инструментах Дэвид Уоткин

Причиной смерти музыканта стала прогрессирующая склеродермия –хроническое аутоиммунное заболевание.

ЛитератураВышел мистический триллер-саспенс Каринн Джейд «Дом астролога»

Астрологическое убежище «Звёздная гавань» только кажется идеальным местом для отдыха, сближения, познания и веселья.

МузыкаОпределился победитель и «призёры» конкурса «Евровидение-2025»

По традиции на конкурсе «Евровидение» сначала оценки выставляет жюри, а затем следует общественное телеголосование.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 10-17 мая 2025 в мировых СМИ

Раздел не смог вместить всё лучшее, чтобы было снято в разных уголках планеты за эту неделю.

ГлавноеСкандал на Платоновфесте: ведущие московские критики вышли из состава оргкомитета фестиваля

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдёт на лад.