Изобразительное искусство
Серьёзность — новый секс: что случилось с улыбкой
- Текст: Олег Багмуцкий
- Фото: Олег Багмуцкий
Каждый раз, когда листаю ленту соцсетей или захожу в галерею современной фотографии, ловлю себя на мысли: улыбок стало меньше. Кадры — спокойнее. Лица — серьёзнее. Мы уже не пытаемся выдавить из себя эмоцию. Или, скорее, — разучились? Или просто устали притворяться?
От ренессанса до селфи: эволюция улыбки
Вернёмся назад. В эпоху Возрождения портрет был делом серьёзным. Ни о какой широкой улыбке не могло быть и речи. Даже улыбка Моны Лизы — скорее мистификация, чем обыденность. Тогда считалось: выражение лица — состояние души, а душа — не шутка. Глубина, сосредоточенность, спокойствие — именно это ценилось.
Позже классицизм и романтизм продолжили линию нейтральных выражений. Веселье в портрете считалось чем-то... почти вульгарным. Улыбка — это комедия. А портрет — это, всё же, драма.
Лишь в XX веке всё изменилось. Фотография, особенно массовая, освоила язык улыбки: реклама, кино, глянец. Улыбка стала товаром. Атрибутом успеха. Вспомните "голливудскую улыбку", Мэрилин Монро, Джулию Робертс. Их смех стал иконой.
Но теперь — путь назад. Мы снова сдержанны. Молчим. Смотрим чуть в сторону.

Серьёзность как новая чувственность
Наблюдая за тенденциями в современной портретной фотографии, становится очевидно: меньше эмоций — больше смысла. Улыбка стала слишком говорящей. А современный герой не хочет говорить — он хочет быть.
Портреты Вольфганга Тилманса тому пример. Его люди — не модели, не актёры. Они просто есть. Их лица почти не выражают эмоций, но именно в этом — сила. Алекс Сот, с его героями на грани сна и тишины, создаёт не кадр, а состояние. Смотришь — и замираешь. Как будто слышишь, о чём человек думает в этот момент. А он, возможно, думает о чём-то, о чём молчит уже давно.
Если вам интересно, как эта тенденция работает в современной фотографии, — просто посмотрите на эти портреты. Они говорят сами за себя.
Почему улыбка уходит: пять версий
• Протест против глянца. Всё, что выглядит «слишком идеально», вызывает недоверие. Улыбка — первый подозреваемый.
• Посттревожный синдром. Пандемия, военные действия, общее чувство нестабильности — всё это не располагает к наигранному веселью. Мы напряжены. И это читается в лице.
• Поворот внутрь. Люди всё больше исследуют себя. И портрет — уже не витрина, а зеркало. А в зеркало редко улыбаешься.
• Минимализм эмоций. Как из кадра убирают лишний предмет, так и с лица снимают избыточную мимику. Лишнего быть не должно.
• Запрос на подлинность. Фальшь считывается за секунду. И даже если улыбка настоящая — в кадре она часто выглядит как жест, не как чувство.
От живописи к честности: культурный контекст
Сдвиг к серьёзности — не случайность. Это часть большой эстетической перестройки. Мы снова начинаем ценить молчание. В кадре, в фильмах, в книгах. Вспомните, как изменилось авторское кино за последние 15 лет: диалогов меньше, эмоций — тоже, но внутреннего напряжения — через край.
Всё чаще персонажи в кадре просто сидят. Думают. Или делают вид, что не думают — но именно это и притягивает. Потому что мы устали от шумной экспрессии. Хочется тишины.
Фотография, как зеркало времени, откликается на это желание.

Лицо без улыбки — это не отсутствие эмоций
Отказ от улыбки — не мрак, не холод, не отчуждение. Это пространство. Пауза. Свобода не играть. Не изображать «радость», если её нет. Не продавать себя миру как набор положительных характеристик.
Выражение в кадре стало тоньше, как будто выцвело, но не потеряло силу. Напротив, именно в этой приглушённости — мощь.
Мы перестали улыбаться в кадре не потому, что радость исчезла. Просто радость теперь выглядит иначе. Она глубже. Тише. Интимнее.
Ранее в рубриках

В Воронеже — В Воронеже к выходным потеплело, аномальная прохлада отступает?
Используйте субботу для активного отдыха на воздухе, в воскресенье дожди вам этого не дадут.

В России — «Пари НН» – «Факел»: результативная ничья
Если бы огнеопасные так играли всегда, были бы как минимум в середине турнирной таблицы РПЛ.

В мире — Парусное судно врезалось в Бруклинский мост в Нью-Йорке: 2 погибших, 17 раненых
Очевидцы видели, как молодые люди падали в воду с большой высоты.

Общество — В России дорожает хлеб – заморозки ускорят рост цен?
Рост цен на хлеб обусловлен целым комплексом причин, поэтому заморозки не будут иметь решающего влияния на этот процесс.

Театр — В Камерном театре снимают с репертуара спектакль «HORSES»
Эту постановку зрители так и не оценили, билеты на «Лошадей» продавались со скрипом.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 15-18 мая: сенсационная победа «Кракена» на фоне общего провала
Этот уик-энд станет одним из самых скудных в текущем году, такой резкий спад даже трудно объяснить.

Персона — Безвременно скончался известный виолончелист, ведущий исполнитель на старинных инструментах Дэвид Уоткин
Причиной смерти музыканта стала прогрессирующая склеродермия –хроническое аутоиммунное заболевание.

Литература — Вышел мистический триллер-саспенс Каринн Джейд «Дом астролога»
Астрологическое убежище «Звёздная гавань» только кажется идеальным местом для отдыха, сближения, познания и веселья.

Музыка — Определился победитель и «призёры» конкурса «Евровидение-2025»
По традиции на конкурсе «Евровидение» сначала оценки выставляет жюри, а затем следует общественное телеголосование.

Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 10-17 мая 2025 в мировых СМИ
Раздел не смог вместить всё лучшее, чтобы было снято в разных уголках планеты за эту неделю.

Зал ожидания — Представители четырёх областей примут участие в фольклорном конкурсе «Распотешная матаня» памяти Марии Мордасовой
Его организатор – Воронежский областной центр народного творчества и кино.

Главное — Скандал на Платоновфесте: ведущие московские критики вышли из состава оргкомитета фестиваля
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдёт на лад.