Театр
Что скандального в эстонском спектакле?
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото: no99.ee
На Платоновском фестивале произошло далеко не академическое событие. Во время спектакля «Педагогическая поэма» Таллинского Театра №099 часть зрителей, возмущенных происходящим на сцене, покинула зал. Спектакль пришлось приостановить, потребовалось вмешательство директора и художественного руководителя фестиваля Михаила Бычкова.
В спектакле много нецензурной лексики, «обнаженки», но нет ничего такого, чего не демонстрировали бы другие театральные коллективы, действующие в русле новейших веяний европейского театра. Только что на фестивале молодежных театров «Радуга» в Санкт-Петербурге мне довелось увидеть нечто подобное – в исполнении актеров студенческого театра Тарту (Эстония) и питерского «Этюд-театра», да и других. Театр развивается по разным направлениям, и это одно из них. Но готова ли к такому театру воронежская публика (я не имею в виду подготовленного, профессионального зрителя)? В любом случае, публика имеет право знать, что ей предложат за ее деньги, и право выбирать, хочет ли она это смотреть.
Наш обозреватель, театральный критик Татьяна Быба тоже побывала на первом спектакле эстонского театра. Сейчас она готовит материал, который мы надеемся опубликовать сегодня. А пока предлагаем вам два противоположных мнения людей уважаемых и авторитетных. Первый отклик принадлежит перу доктора филологических наук, профессора ВГУ Дмитрия Чугунова.
Дерьмо для русского быдла?
О втором дне Платоновского фестиваля.
«Педагогическая поэма», по мотивам произведений А. Макаренко и К. Станиславского. Театр NO99 (Таллин, Эстония)
Я – русское быдло. Так получилось. Служба, дом, дела, некогда в теантер выбраться, свой культурный уровень поднять. А тут вот – случай подвернулся. Аж из самого Таллина приехали, молодцы актёры, согласились даже на то, чтобы их столицу с одним «н» на конце в билетах пропечатали, не стали спорить с тёмными le bydlos, евросоюзов не ведающими.
Пошёл я, значит, окультуриваться. Оно ведь как – «Педагогическая поэма», внушает уважение! Макаренко там, Сухомлинский… А через два кресла от меня сидит и благоговейно на сцену смотрит сам г-н Бычков, директор Платоновского фестиваля. Духовность, одним словом, культур-мультур всякий. Тут меня и взяли в оборот.
Для начала на сцене изобразили хоккейную площадку, на которой стоял гроб. Потом вышли босиком человек шестнадцать прибалтийских пейзан: вьюношей и девиц нежного возраста. А к ним из гроба поднялась слегка престарелая мадам, потребовавшая сигаретки. Минут десять они её укуривали с четырёх рук, а мадам кривлялась и жеманилась. Однако, покурив, всех построила и заставила долго-долго мыть сцену.
Мыли они её творчески, то демонстрируя публике свои зады в обтягивающих лосинах, то позволяя заглянуть за линию корсажа, где у некоторых девиц побалтывались упругие перси. Иногда, возбудившись при виде ведра или тряпки, начинали тереться друг о друга нижней частью живота. А слегка престарелая дама ходила между юной порослью граждан Евросоюза и то заставляла всех строем маршировать a la гитлерюгенд, то похохатывала в духе русской классики, то фальшиво-драматически восклицала: «Не верю!» В зале, кстати, тоже посмеивались, забыв бессмертное: «Над кем смеётесь, господа?»
Да, забыл сказать. Всё это происходило на… эстонском языке. С субтитрами над сценой. По-русски им западло играть. Это пусть мсье Хворостовский на итальянском арии учит. Ну или там на немецком, на англицком поёт. А эти, из Таллина, гордые, язык оккупантов знать не знают. Чтобы уж совсем не выглядеть плохишами, слегка престарелая мадам разрешила им произнести два слова: «космос» и «океан» – на том и успокоились. При том, что текст пьесы напоминал в переводе словарные конструкции из учебника для первого класса. «Мойте пол», «смейтесь», «дайте сигарету», «почему ты смеялся?», «не верю»…
Бедный Станиславский, наверное, в гробу перевернулся. Потому что дальше стали показывать репетиционные будни театрального факультета в академии искусств. Упражнения на чувство коллеги на сцене. Упражнения на дикцию. Упражнения на вживание в образ. Изобразите собачку. Изобразите мячик. Попрыгайте, детки, поиграйте в салочки. Потритесь друг о друга, похватайте за гениталии, почешите гениталии, повыпячивайте гениталии… Педагогише поэма, одним словом.
Вот здесь не выдержал и ушёл из зала первый зритель. Молча, скромно, стыдясь, что ему – в его родном доме – на голову вывалили ведро дерьма. Это была женщина, настоящая и чистая русская женщина, которая уже угадала, что будет дальше.
Сказать, что актёры не ведали, что творят, нельзя. Они ведали. Они внимательно следили за реакцией зрителей. Пройдёт или не пройдёт та или иная пошлость? Задрать маечку по грудь или можно совсем снять? А может – и штаны снять и так по сцене покататься, имитируя стоны и экстаз?
Как, даже такое этот русский пипл схавает? Ну, тогда…
В общем, педагогише поэма содержала в себе поцелуи девочек с мальчиками, мальчиков с мальчиками, девочек с девочками, поцелуи со своим кулаком, поцелуи чужого кулака, которым только удовлетворяли себя, мечтая о чужой девочке, групповые поцелуи… Были ещё смелые хватания за грудь друг друга…
Несомненным творческим шедевром стала двухминутная пламенная истерика на эстонском нецензурном. Русские субтитры были идентичны, так что Станиславский поверил бы сразу, когда бы прочитал все вариации матерных обозначений попы и писи и все вариации их взаимного употребления. Да как пламенно это звучало со сцены! Это вам не то что недавний закон о курении нарушать – это сразу и «16+» превзошли, и на статьи из Уголовного Кодекса накричали. Правда, о Кодексе только нетолерантные и некультурные люди вспомнят, жлобы-с, конечно. Не понимают они благородного европейского перформанса, не знают наследия Рабле.
А чтобы тёмный русский зритель хоть чуть-чуть прикоснулся к европейской культуре и повысил свою духовность, один вдохновенный актёр снял штаны совсем. И трусы снял, тоже совсем. И всем показал свой талант! А чтобы и его коллеги талант почувствовали, он с талантом наперевес стал за ними гоняться и одного таки догнал, повалил…
Пока г-н Бычков благоговел и высокодуховная публика согласно смеялась, в зале разразился скандал. Один дядя (такой же жлоб, как и я) решил отчего-то билет свой публично порвать и в лицо актёришкам-то и бросить. Да ещё горестные слова начал произносить. О каком-то позоре кричал. О том, что актёры свой же Таллин позорят, который всегда был чистым городом, а не помойной канавой, из которой этот театр к нам явился.
Не понял этот дядя высокой культуры. Ох, не понял. Г-н Бычков стал его выпроваживать, а высокодуховная публика на галёрке г-на Бычкова и актёров поддерживать. Как же так: на сцене ведь ещё не покакали (хотя попукали) и не предложили кому-нибудь орально удовлетворить его? За что же деньги уплочены, а? Уйдешь так – и недобор окультуривания получится.
Так и выпроводили. Только с дядей тем и половина зала ушла. Не толерантные общечеловеки, а стыдливые русские люди ушли. Не захотелось больше дерьмо хлебать.
Совсем по-другому воспринял спектакль известный театральный режиссер и продюсер, и.о. ректора Воронежской государственной академии искусств Эдуард Бояков. По его мнению, высказанному в «Фейсбуке», спектакль «Педагогическая поэма» вполне «вегетарианский».
Очень лихое событие на Платоновском фестивале!
Спектакль Таллинского театра No99 "Педагогическая поэма"... Почти половина зрителей в середине первого акта (спектакль не короткий, 3 часа) ушли, а особо активные устроили скандал, с выкриками и апелляцией к зрителям.
При этом спектакль вполне вегетарианский. Совсем не то что случается в Москве или Екатеринбурге, к примеру. Не говоря о европейских городах. Ну много целуются в спектакле. Иногда даже имитируют что-то большее... Ну звучит на эстонском "мокрая п...а" с соответствующим переводом на табло... Но в спектакле нет пошлости и жести совсем. Он наоборот, про борьбу за свободу, борьбу со своими комплексами, прежде всего сексуальными... Ну и показывание этих зажимов задело публику, возбудило прям... Была волна негодования. А оставшаяся публика хлопала стоя!...
Что же случилось? Мне кажется дело в позиционировании фестиваля в городе. Афиша при первом приближении кажется абсолютно прекрасной. А потом ... Это мое личное мнение конечно! Так вот, проблема - в отсутствии коммуникации с теми к кому, по идее, обращена "Педагогическая поэма" (и вообще всякое настоящее современное искусство)... С молодыми, свободными, ищущими бунтарями...
И вообще - деление программы на "основную" и "актуального искусства" - это опасно, по-моему... Ведь настоящий фестиваль и должен именно этим и заниматься - переводить "актуальное" в "основное"... Не только подтверждать сложившиеся без него репутации...
Я вчера об этом подумал первый раз на открытии. Огромный задник со словами "главное культурное событие года"... Событие точно главное, но нельзя так писать, по-моему. Вернее, можно, но получается, что для губернатора и администрации фестиваль. С прекрасными Бэлзой и Герзмавой. С Майским, Рахлиным, Березовским, Плетневым... А вот молодые такой слоган точно не примут, зуб даю. Они не терпят, когда указывают, они сами определят, где "главное событие"
Молодых в зале сегодня мало было. А их позвали? Позвали не тех, судя по всему...Вот они и устроили... В аннотации написано: "сложное переплетение отношений отдельной личности и общества, сущность художнического таланта, моральное воспитание человека – те вопросы, которые волнуют создателей постановки.".... Ну... Это про другой спектакль, не тот, где пятнадцать двадцатилетних людей катаются по полу в воде, поют с фузовой гитарой, колбасятся под Адель, Psycho Кiller Дэвида Бирна и что-то типа Nine Inch Nails..
Платоновский - очень хороший фестиваль. Очень. Таких мало в России. Но.... слишком буржуазный и прагматичный...
Давайте просить Бычкова в следующем году привезти больше современного танца, больше современной драматургии и вообще больше веселого театра. Публика найдется, если позвать... Еще какая))...
(Орфография авторская – ред.).
Мы попросили комментарий у дирекции Платоновского фестиваля:
"Спектакль "Педагогическая поэма" входит в программу актуального искусства, которая знакомит публику с экспериментальными постановками, с новыми формами и языком театра. Художественные достоинства таллинской постановки несомненны, её пафос глубоко гуманистичен. Сценические средства намеренно провокационны и направлены на развитие впечатления у зрителя от отторжения и шока до сострадания и очищения. Все, кто взял на себя духовный и интеллектуальный труд посмотреть спектакль до конца, в этом убедились. Со стороны организаторов были допущены определенные упущения. Необходимо было предупредить зрителей об использовании в спектакле ненормативной лексики и поставить возрастное ограничение +18, а не +16. Сегодня это будет сделано, и те, кого интересует живой современный европейский театр, говорящий о реальных проблемах и переживаниях молодого человека, увидят очень непривычный для Воронежа, но интересный и глубокий спектакль".
Дирекция фестиваля.
Объявление
Ремонт – довольно кропотливый процесс, но также и довольно захватывающий. Вашему вниманию представлен ремонт двухкомнатной квартиры. Без помощи профессионалов не обойтись. Более детально ознакомиться с услугами от квалифицированных специалистов можно на сайте vashdom-nn.ru
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Буран» разгромил «Юнисон»
Первая в истории игра этих команд завершилась убедительной победой воронежцев.
В России — Сгоревший в результате поджога Шалаш Ленина восстановят весной
При этом сотрудники музея в Сестрорецке делают вил, что экспонат не имел никакой ценности.
В мире — «Баварии» нет никакого смысла покупать Виктора Дьёкереша
Переход венгерского шведа из "Спортинга" в "Баварию" является выдумкой журналистов.
Общество — Вслед за сливочным маслом дорожают мясо, молоко и многое другое
Разгул инфляции в Воронежской области впечатляет. Разгула зарплат и пенсий не наблюдается.
Театр — Объявлен состав экспертного совета театральной премии «Гвоздь сезона»
В состав совета вошли известные театральные критики.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 21 ноября: успешный «Зять» и ещё два десятка новых фильмов
С каждым разом всё больше релизов! И откуда прокат берёт столько новых фильмов?
Персона — Рекорд Овечкина по забитым голам откладывается – россиянин выбыл из-за травмы на несколько недель
До повторения достижения Гретцки нашему хоккеисту остаётся 26 точных бросков.
Литература — 90-летие Воронежского регионального отделения Союза писателей России отметят творческим вечером
Акция пройдёт в Воронежской областной юношеской библиотеке имени В. М. Кубанёва.
Музыка — Между духом и материей (послесловие к концерту в Доме композиторов)
Каждый художник находится в своих исканиях между высокой идеей и ее земным воплощением, обретая свою «материю» в духовном пространстве искусства.
Изобразительное искусство — Заслуженный художник России Юрий Утенков получил необычный привет из Крыма
Ему напомнили о том, что больше полвека назад он создал достойное произведение монументального искусства.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона подсказали, как успешно провести выходные дни 23-24 ноября
Выставки, экскурсии, спектакли, концерты, игры и развлечения ждут вас.