Войти
В мире
17.04.2025 21:33
Зачем Марина Абрамович заставляет Игоря Левита играть одно произведение 840 раз подряд

Зачем Марина Абрамович заставляет Игоря Левита играть одно произведение 840 раз подряд

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: Феликс Броде / Sony Classical

Почему современная художница заставляет пианиста играть произведение Сати 840 раз? И есть ли у него ширма, за который можно уединиться, если призовёт природа? И ещё множество вопросов породил 16-часовой концерт-марафон Марины Абрамович и Игоря Левита.

Среди экспериментов и кросс-жанровых коллабораций на фестивале Multitudes этого года есть одно событие, которое бросает вызов исполнителю так же, как и его аудитории. В 10 утра 24 апреля в лондонском Queen Elizabeth Hall российско-немецкий пианист Игорь Левит начнёт исполнять произведение Vexations Эрика Сати. Концерт продлится не менее 16 часов.

Guardian называет этот проект «экстремальным событием для выносливости пианиста». Музыкант говорит: «В этом замысле нет никакого плана. В нём нет никакого смысла. Это просто пустое пространство, так что просто нырните в него и отпустите».

Небольшая пьеса Сати, простая музыкальная фраза, которая сама по себе длится 1,5 минуты, была написана в 1893 году для клавишных (композитор не указал инструмент). Рукопись включала примечание композитора для потенциальных исполнителей: «Чтобы сыграть этот мотив 840 раз подряд, было бы целесообразно подготовить себя заранее, в глубочайшей тишине, посредством серьёзной неподвижности».

Нет никаких доказательств того, что Сати намеревался исполнить произведение именно таким образом, но на протяжении многих лет артисты организовывали марафоны, в ходе которых подвиг повторения произведения 840 раз был совершён чередой разных пианистов. Его редко исполнял целиком один и тот же человек, и никогда прежде вживую в Великобритании.

По словам Левита, во время медитаций 2020 года он постоянно возвращался к работам своей подруги, сербской художницы-перформансистки Марины Абрамович. «Я подумал, что это музыкальное воплощение того, чем Марина занималась все эти годы, — говорит он, ссылаясь на её метод подсчета отдельных зёрен риса в течение часов, чтобы ощутить преимущества самодисциплины и осознанности. —У вас есть эта странная пьеса длиной в полторы минуты, которая не имеет никакого смысла, которая не является ни красивой, ни дрянной, она просто есть. И Сати даже не сказал «сыграй это 840 раз»... Я подумал, что Марине это должно понравиться».


Автор: Линда Нилинд/The Guardian

Он начал обсуждать это произведение с Абрамович около двух лет назад, мировая премьера состоится на следующей неделе, когда 38-летний уроженец Нижнего Новгорода исполнит «Vexations» целиком, не сходя со сцены — и на этот раз перед настоящей аудиторией. На всякий случай для пианиста предусмотрена возможность уединиться за экраном и пописать, но Абрамович уверена, что Игорь этого не сделает. По ей словам, он проникся концепцией и не будет её разрушать, чего ему это ни стоило.


Фото: Стефан Цвикирш

Левит называет это «второй главой» в своем творческом сотрудничестве с Абрамович. Пара впервые объединила свои таланты в 2015 году для постановки «Вариаций Голдберга» в Park Avenue Armory в Нью-Йорке. Идея родилась в Лондоне за вечером славянского супа и шуток. Тогда в тишине в течение 30 минут рояль медленно скользил по подиуму на сцене.

Никто, кроме Абрамович, которая последние месяцы готовила шоу в своей студии в Нью-Йорке, не знает, чего от него ожидать. Она объясняет, что представление будет формироваться и меняться с течением времени. Подиум, на котором стоит инструмент, съёмный, и его различные части будут фрагментироваться, как кусочки пазла. «Мы создаем некий скульптурный элемент на сцене», — объяснила Абрамович. Над созданием зеркальных эффектов с ней работает известный художник по свету Урс Шёнебаум.

Даже Левит, кажется, не знает, что она приготовила. «Я не могу сказать, что произойдет, за исключением того, что я буду там и начну играть, — говорит он. — Может быть, это будет ужасно... А может быть, это будет самая фантастическая вещь на свете. Кто знает?».

Ранее в рубриках
В ВоронежеСиноптики ожидают падения температурных максимумов в начале второй декады апреля

Три-четыре дня могут переписать таблицу рекордов, вписав новые высшие достижения.

В миреПрогноз на невыносимо жаркое лето начинает сбываться досрочно

В Северном полушарии, Европе и Черноземье лето прогнозируется жарче обычного.

ОбществоВоронежское водохранилище получило почти наивысший класс загрязнения

Накануне купального сезона экологи «убили» новостью о том, что окунаться в Воронежское море не только неприятно, но и опасно.

ТеатрВоронежский театр оперы и балета пригласил на праздничный концерт «Опять весна на белом свете…»

Постановщик спектакля-концерта – режиссёр и композитор Павел Рукавицын.

Кино и телевидениеКритики рассказали, что не так с фильмом «Кракен»

Этот фильм понравится тем, у кого отсутствует мозг. В крайнем случае, тем, кто умеет его отключать.

ПерсонаУсловия выживания и благополучия России в духовном завещании старца Илия

Очень важным условием благополучия и жизнестойкости России он считал необходимость очистить её от нецензурной брани.

ЛитератураВышел мартовский (2025) номер журнала «Подъём»

В представленных произведениях возникает впечатление близости родного края.

МузыкаВыдающиеся певцы планеты отметят 90-летие Лучано Паваротти участием в юбилейном концерте

Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Анжела Георгиу, Франческо Мели и Джонатан Тетельман отпразднуют 90-летие Паваротти.

Изобразительное искусствоКак выбрать интерьерную картину под стиль помещения и правильно разместить – советы и тренды

Важно учитывать размеры помещения, его колорит. Ещё важнее – повесить в доме произведение искусства, а не китч.

Зал ожиданияБиблиотеки Воронежа пригласили на акцию «Библионочь-2025»

Библионочь в Центральной городской библиотеке имени А. Платонова начнется 25 апреля в 20:00 и продлится до полуночи.

ГлавноеБелый дом поставил точку в расследовании происхождения COVID-19

Вирус искусственный. Если бы существовали доказательства естественного происхождения, они бы уже появились. Но их нет.