Войти
Персона
09.05.2024 18:14
Булат Окуджава помог мне выжить

Булат Окуджава помог мне выжить

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: соцсети

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы, которое отмечается 9 мая, эссеист и критик Николай Тимофеев подготовил материал, который мы представляем вашему вниманию.

В года разлук, года смятений, когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди,
И командиры все охрипли, тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

Среди многих людей моего поколения, родившихся накануне войны и войной к жизни разбуженных, с детства была потребность любви и веры. Веры и Любви. Потребность эта с малых лет активно вкоренялась в сознание и чувства и официальной идеологией. Воспитание молодого поколения в духе провозглашаемых партией лозунгов было поставлено тогда на прочную государственную основу. Объекты любви были безусловны. В четвёртом классе я уже сочинял стихи о Сталине и читал книжки о детстве Ильича. Потом прочёл чуть ли не всю серию «ЖЗЛ» – «Жизнь замечательных людей».

Так что примеров – «делать жизнь с кого» – было предостаточно.

В школе слыл пионерско-комсомольским активистом. Когда старшая пионервожатая велела мне собрать деньги с активистов на подарок к её юбилею, я испытал психологический шок и отказался. Теперь хорошо понимаю, почему нередко самыми активными, а потому «особо опасными» в истории ренегатами (отступниками от прежней веры, учения, партии) становились именно основатели, лидеры.

Зазор между «Кодексом строителя коммунизма», провозглашаемым государством, и житейской практикой уже к окончанию средней школы в 1956 году посеял в молодом сознании семена сомнения, постепенно прорастающие скрытым диссидентством. Случаи подросткового и юношеского суицида объясняются чаще всего разладом между действительностью и пропагандой, между надеждой и разочарованием. Ложь сильных, законодательствующих, в соединении с юношеским максимализмом и практической беспомощностью взрывоопасна. Для нормального развития требуются духовно-нравственные ориентиры на прочные ценности.

В институтские годы был прочитан роман «Не хлебом единым» В. Дудинцева. Иногда удавалось слышать «вражьи голоса» – «Голос Америки», радио «Свобода». Кажется, когда учился на третьем курсе, студентов собрали в актовом зале, и строгий «товарищ со стороны» объявил фамилии трёх студентов, исключенных из института – «морально неустойчивых», потому что слушали как раз эти самые «голоса». Получилось – по одному с каждого из трёх факультетов. Институт готовил специалистов для радиопромышленности, которая в то время почти вся работала «на оборону». Поэтому требования к будущим специалистам предъявлялись жёсткие: не посещать рестораны, не общаться с иностранцами. Подразумевалось: все вокруг – шпионы.

Душе стало не хватать «воздуха свободы», возникало унизительное ощущение необходимостью затаиваться, с опаской выбирать товарищей для общения. Просветом в те студенческие годы стало общение с высоким искусством. В Рязань, в двух часах езды от Москвы, регулярно наезжали из столицы «звёзды первой величины» – великие музыканты той поры, оркестры, театры.

Занимаясь морским многоборьем, как-то летом, после экзаменов, организовал поход на шлюпке на вёслах и под парусом по Оке из Рязани на родину Есенина в село Константиново. Тогда оно ещё выглядело «в натуре» и не напоминало нынешнюю «потёмкинскую деревню». Наконец, по рекомендации приятеля познакомился с творчеством Константина Паустовского, в рассказах и очерках которого вечные ценности излагались прекрасным русским языком. Бывая в гостях у местных однокурсников, несколько раз мельком слышал песни Булата Окуджавы в авторском исполнении. Они как-то «царапнули» своеобычностью, но, по краткости, не легли на душу.

Я получил диплом инженера спустя два месяца после полёта Гагарина в космос. Шёл 1961 год. При распределении выбрал самую дальнюю географическую точку. Хотя были варианты – Москва, Подмосковье, Ленинград, Рига, Воронеж… Самой дальней точкой оказался областной город в Сибири. Почтовый ящик №… Жил в общежитии с общей кухней и прочими удобствами на 8 человек. Молодых специалистов эксплуатировали нещадно. Шёл срочный заказ. Разрабатывалась новая радиосистема, и её надо было создать в короткие сроки. Доводилось, вопреки элементарным правилам техники безопасности, работать по ночам одному с включённой аппаратурой, состоящей из набора стоек-шкафов с радиотехнической начинкой. Например, при климатических испытаниях её, кажется, при 50 или 60 градусах.

Недальновидный, склонный к эпатажу Никита Хрущев устроил в те годы сначала «Берлинский кризис», возведя пресловутую «Берлинскую стену», а потом «Кубинский кризис», разместив ракеты на Кубе, «под носом» у Америки. А потом стучал ботинком по трибуне Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке, грозя мировому сообществу «показать кузькину мать», чем вызвал переполох прежде всего у переводчиков.

В результате «железный занавес» становился все железнее, хотя эти годы внутри страны и считаются «оттепелью». Понятно теперь, что градус этой «оттепели» для людей, занятых в разных сферах, был неодинаков.

В общем, мы, молодые инженеры, по крайней мере многие из нас, ждущие радостей от жизни в силу именно молодости, чувствовали себя не очень уютно. В том числе и потому, что платили тогда молодым специалистам «копейки».

Головное предприятие, ведущее государственный оборонный спецзаказ, находилось в Москве. Мы работали с ним в одной связке. Летом 1962 года меня послали туда в командировку. Это был не первый мой вояж. Но до этого посылали с группой инженеров, для которой назначался «ответственный товарищ». Расселяли нас всегда в самом центре, в гостинице «Центральная» на улице Горького, следили за дисциплиной. А в этот раз полетел один. На заводе моим шефом оказался молодой старший лейтенант Евгений Джугашвили, внук Сталина. Красивый и веёслый, открытый и общительный, не пропускающий ни одной симпатичной «юбки», он напоминал своего грозного деда («Иосиф Грозный») только чёрными волосами на прямой зачес и невысоким ростом. Здесь он был военпредом (на заводах, где делались оборонные заказы, обязательно присутствовали представители военных ведомств) и курировал ту же часть системы, которая была поручена мне. На производстве возникли какие-то проблемы, и моя командировка несколько раз продлялась. В общей сложности она длилась месяца два или более.

Я жил, как обычно, в гостинице «Центральная». В свободное время встречался с однокурсниками, работавшими в Москве или Подмосковье. Один из них пригласил меня пожить несколько дней у него в Жуковском. В быту в то время были в моде ленточные магнитофоны, и мой приятель часто включал плёнку с записью песен Булата Окуджавы. Рассказывал, что автор недавно выступал у них в НИИ, и многие пришли с магнитофонами на батарейках и записали весь двухчасовой концерт. И он в том числе. Слушая записи, я почувствовал, что и в содержании песен, и в голосе исполнителя есть что-то важное и нужное, чего как раз не хватало душе. Какое-то иное, незашоренное, незарегламентированное мирочувствование и мироотношение. Я попросил его сделать мне копию. И он мне подарил кассету с записью всего концерта. Вместе с песнями на кассете звучали и аплодисменты и ремарки автора.

Вечерами после работы нередко наведывался в Ленинку (Государственную библиотеку имени В.И. Ленина). Благо, она была недалеко. Там, в числе прочего, нашел статьи в журнале «Вопросы истории КПСС», о том, как Сталин, вернувшись из сибирской ссылки в Петроград, фактически захватил власть и прессу и искажал в печати так называемые «Апрельские тезисы» Ленина. Имя Ленина тогда ещё у большинства молодых, ищущих правды в своей истории, было безупречным. И вот однажды, на первом этаже библиотеки, почти у входа, читаю объявление. За давностью времени не утверждаю дословность его. Но смысл передаю с достаточной точностью. Оно гласило, что такого-то числа, в субботу (это было в августе 1962 года), в Политехническом музее Киностудия имени М. Горького снимает фрагменты фильма «Застава Ильича». На вечере выступят… И далее шло перечисление имен поэтов – целая гроздь знаменитостей. В числе имен значилась фамилия «Окуджава». Объявление заканчивалось уведомлением о том, что «билеты продаются».

На следующее утро я помчался в Политехнический музей. В кассе, конечно, никаких билетов уже давно не было. Чувствуя себя посланцем молодежи далёкой Сибири (все-таки 5 тысяч километров от Москвы), я уж не помню как, проник в помещение, где шли технические приготовления к съёмкам. Появилась симпатичная женщина лет тридцати. По всей видимости, администратор. Извиняясь, я представился любителем поэзии (это было рядом с правдой) из далёкого сибирского города, чрезвычайно желающим услышать любимых поэтов. Она сказала, что сейчас местами не располагает, но дала какую-то бумажку и сказала назвать чью-то фамилию, тогда меня завтра непременно пропустят и посадят.

Назавтра, кажется часам к шести, я отправился к Политехническому музею. С военного детства помню жуткие чёрные ночные очереди за хлебом или за мукой, но столпотворение разномастной молодежи на площади перед Политехническим музеем повергло в шок. Возникла проблема вообще пробраться к зданию сквозь эту подвижную массу, которую не могла как-то упорядочить милиция. Пробравшись ко входу и показав бумажку, был удивлен, с какой легкостью оказался внутри. Мне тотчас же дали приглашение с местом, причём довольно близко к сцене и почти посередине.

Появились поэты. Буднично расселись на авансцене. Стали читать стихи. Кинокамеры снимали какую-то пару молодых неподалёку от меня. Евгений Евтушенко читал что-то весьма ударное, современное, зовущее. Высокий, размашистый, он произносил слова пафосно, эстрадно, чувствуя себя молодым генералом поэзии. Белла Ахмадулина тонкой лозиной тянулась вверх и с женским надрывом читала что-то очень женское, призывное. Не очень приятное впечатление произвел Андрей Вознесенский. Рваный надрывный ритм его стихов звучал вызовом и не очень соотносился с обликом весьма благополучного «домашнего» московского «мальчика». Читали стихи Римма Казакова и Борис Слуцкий. Что-то юмористическое произносил весьма уже пожилой Михаил Светлов, разбавляя мудрым юмором пафосность других участников.

Но более всех легли на душу два участника Великой Отечественной – Булат Окуджава и Григорий Поженян, хороший поэт, незаслуженно прошедший в годы массового поэтического марша как бы во вторых рядах. Оба они были симпатичны своей спокойной естественностью, даже будничностью. Не чувствовалось в них желания самоутвердиться, создать из себя какой-то «поэтический образ». Поженян читал стихи о войне. Окуджава спел под гитару «Песню американского солдата». При этом каждому сидящему в зале и слушающему: «А если что не так – не наше дело. Как говорится – Родина велела!» было понятно, что речь идёт всё-таки о советском солдате. Метод аллюзий, намеков, чтобы сказать правду о нашей действительности, в шестидесятые годы использовался весьма часто. Помнится, Окуджава спел несколько песен, его долго не отпускали. Для фильма режиссёр Марлен Хуциев выбрал песню «Сентиментальный марш».

Пространство сцены в Политехническом музее тогда было огорожено боковыми стенами, в которых имелись двери. И в антракте зрители проходили между стеной самого зала и стеной сценической. Проходя таким образом я увидел сценическую дверь открытой, а неподалёку стоял Булат Шалвович и курил. Я вошёл, извинился, представился красноярцем, что было истиной в то время, и пригласил поэта приехать выступить перед молодёжью моего сибирского города, сказав, что его там хорошо знают и любят. Почти дословно помню его реакцию: «Что вы! Какая там Сибирь! Мне разрешено выступать только в пяти городах – Москве, Ленинграде, Киеве, Сочи и Ялте. Пригласили меня недавно в Сибирский Академгородок, так Новосибирский обком партии категорически запретил мне въезд в их город». Это было, конечно, откровение, «голос времени», окрашенный идеологией тех лет.

Несколько лет спустя, когда директором Дворца культуры в Академгородке работал недавний ещё декан театрального факультета нашего Воронежского института искусств Евгений Фёдорович Слепых, ему, вероятно при поддержке маститых молодых академиков, удалось всё-таки добиться приглашения Окуджавы. И он там выступал. В мою бытность в моём сибирском городе, а я покинул этот город в августе 1964-го, Булат Шалвович не появлялся.

Молодой современник начала 1960-х Сергей Журавлев в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» ищет ответы на главные вопросы жизни. Познавший к 23 годам сиротство, голод, любовь, нужду, женщину, гнев и счастье, победы и поражения, умные книги, разлуку, войну и мир, молодой человек с ужасом останавливается перед пропастью повторения пройденного. В фильме он встречается с тенью погибшего на войне отца и спрашивает его: «Ради чего? Как жить?». Отец ничего не может ему ответить, потому что и сам ещё не жил, погиб на войне в 21 год…

Отснятый трёхчасовой фильм вышел в конце 1962 года в прокат под названием «Застава Ильича» и вызвал большое «АХ!» в молодёжной среде. Прослышав об этом, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев велел показать ему, после чего фильм тотчас же был снят с проката.

«И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость эпизода, когда отец не знает, что ответить сыну на вопрос «как жить?!», – гневался законодатель жизни той поры, на весь мир провозгласивший лозунг: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». При этом подразумевалось, что коммунизм наступит уже в начале 1980-х…

Фильм был подвергнут цензурным правкам. Как вспоминал режиссёр: «Я уже устал что-то доказывать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены». Отцензурированный фильм вышел на экраны в 1964 году под названием «Мне двадцать лет» и тотчас же побил все рекорды, собрав аудиторию почти в 9 миллионов зрителей за год. А в следующем году уже был отмечен на Римском и Венецианском кинофестивалях. Фильм интересен также тем, что в нём в эпизодических ролях засветилось целое созвездие кинорежиссёров – Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Александр Митта, а также впервые появились на экранах Николай Губенко, Родион Нахапетов, Олег Видов…

Полная версия картины появилась на экранах только в 1990 году.

В сущности, этим самым молодым человеком, ищущим себя подобно герою фильма, был чуть ли не каждый мой ровесник. Была тогда среди молодых начала 1960-х какая-то жгучая потребность поиска смысла жизни и себя в ней. Бытовуха, меркантильность, выгода, формулы типа «цель оправдывает средства» многими с гневом напрочь отвергались.

Впрочем, время одно – люди разные…

Командировка моя в Москве затягивалась. И через пару недель после вечера в Политехническом я рванул в Тарусу к Паустовскому (электричкой до Серпухова, потом катер по Оке сквозь вечереющие прибрежные леса и встающий на пути густой туман). Подсознательно или сознательно цель этого броска была та же, что и героя фильма при встрече с тенью отца. Только здесь был очень известный, мудрый человек, который к тому времени стал в какой-то степени совестью молодого поколения. Не буду описывать подробностей встречи. Это тема другого разговора. К тому же в Тарусской гостинице жил и общался с писателями, которые считали себя учениками мэтра.

Неожиданным «материализованным» итогом двухчасовой беседы с Константином Георгиевичем Паустовским стал его подарок – один из авторских экземпляров альманаха «Тарусские страницы», выпущенного Калужским книжным издательством в 1961 году, а ко времени моего визита запрещенного цензурой. В нем среди многого интересного, впервые опубликованного, была и первая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».

Предисловие повести очень хорошо передает что-то очень сущностное в мироотношении этого замечательного человека.

«Это не приключения. Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж и не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого. Так что вы не беспокойтесь. Я жив и здоров. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-нибудь, конечно, горько. Но я жив. Ничего не поделаешь. Всем ведь не угодишь».

Я относил себя к разряду людей, которым в юности повезло, что вовремя на слух попались и на душу легли песни Булата Окуджавы.

Вернувшись в мой далёкий сибирский город, я купил магнитолу «Вайва» производства Вильнюсского радиозавода и слушал, особенно когда доводилось быть одному в общежитейской комнате, голос Окуджавы. В итоге весь двухчасовой репертуар автоматически переместился в мою память. И я мог про себя, особенно в горестные дни и минуты, намурлыкивать ту или иную песню из его репертуара. Потому что были в нём песни практически на любые состояния души, кроме агрессии.

Очень трудно переносился период поздней осени, когда над городом, зажатым в котловине между сопками, стоял густой промозглый туман-смог. Так что порой приходилось дышать сквозь носовой платок. Вставать приходилось рано – не позже восьми пройти через проходную завода. Потом работать в подземелье (чтобы погасить излучение радиоаппаратуры на поверхность), иногда до двух-трёх ночи, потому что, как говорили тогда, «кровь из носу», надо выдать в срок «систему». Потому что Никита Хрущёв как раз устроил «Кубинский кризис».

Отправляясь на работу в переполненном, битком набитом раздражительным утренним людом троллейбусе, я почему-то часто вспоминал песню Булата Окуджавы «Полночный троллейбус». Она наиболее часто звучала во мне в тягостные минуты. Может быть оттого, что в ней под спудом боли, которую испытывает человек, в финале таится робкая и светлая надежда: «И боль, что скворчонком стучала в виске,/Стихает, стихает…». Почти все его песни-исповеди учат мудрости, терпению и надежде. И дают осознание, что ты не один в этой жизни, что есть Человек и другие люди, которым тоже нелегко, что только не надо быть собственником, хотеть слишком многого, обижать других, а радость рано или поздно осветит тебя своим лучом.

…Отработав радиоинженером положенные ровно три года, я простился с Сибирью, а заодно и с «хлебной» тогда специальностью, поняв, что это не моё, и отправился в долгую скитальческую, в хорошем смысле, жизнь.

Старую кассету с песнями Булата Окуджавы 1960-х годов храню до сих пор, хотя уже давно и магнитофоны той поры исчезли из нашей жизни.

А песни… Они по-прежнему во мне:

…И друзей созову, на любовь своё сердце настрою,
А иначе зачем на земле этой вечной живу…


Ранее в рубриках
В РоссииДвойная трагедия в Ярославле – погибли оперная певица и пианистка

На ярославской трассе разбилась известная оперная певица и авторитетный преподаватель фортепиано.

В миреПоловина американцев верят, что климатические изменения погубят планету ещё при их жизни

И при этом мало кто готов менять свой образ жизни и класть голову на плаху ради спасения Земли.

ОбществоМолодёжь заметно увеличит оборот магазинов секонд-хенд

Интерес к одежде из секонд-хендов у молодых людей растет, в первую очередь, из-за повышения стоимости жизни.

ТеатрТеатр имени Маяковского отменил спектакль из-за болезни Светланы Немоляевой

Актриса очень расстроилась из-за отмены ближайших спектаклей с её участием.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 16-19 мая: успех фильма «Министерство неджентльменских дел»

Картина захватила лидерство в начале недели и не уступила первого места до её конца.

ПерсонаОлег Ласунский передал в дар библиотеке ВГУ более шестидесяти ценных книг

Коллекция книг, подаренная профессором Ласунским университетской библиотеке в 1998 году, ежегодно пополняется.

ЛитератураТаня Щукина — «Три года в аду. Как Светлана Богачёва украла мою жизнь» — новинка, которую нельзя пропустить

Совсем скоро у читателей появится возможность узнать всю правду об этом жутком случае.

МузыкаГитарный оркестр «Большое баррэ», победив на конкурсе в Москве, выступил в замке Ольденбургских

В программе произведения классики, танго, блюз и написанные специально для оркестра произведения.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 11-18 мая 2024 в мировых СМИ

Жемчужин на этот раз не так много – мастера шли в основном проторёнными путями, работали хорошо, но традиционно.

Зал ожиданияВ Воронеже пройдёт фестиваль «Моя семья», «Библиотеки Воронежа» принимают участие

«Библиотеки Воронежа» представят большую интерактивную программу «Моя пиратская семейка».

ГлавноеВоронежцев пригласили на единственный в своём роде фестиваль Коробова-Литягина

Это уникальное культурное событие заиграет красками и наполнится чарующими звуками 29-31 мая.