Войти
В Воронеже
11.06.2013 21:49
Воронежская «Гуленка» прилетела из Санкт-Петербурга на крыльях победы

Воронежская «Гуленка» прилетела из Санкт-Петербурга на крыльях победы

  • Текст: Елена Неведрова
  • Фото: moe-online

Студенты и педагоги Воронежской академии искусств продолжают радовать победами на конкурсах и фестивалях. Недавно студенты кафедры этномузыкологии ВГАИ во главе со своим профессором Галиной Яковлевной Сысоевой выступили в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской Лавре, на фестивале православных программ профессиональных театров.

Их спектакль «Гуленка», где звучат песни и обряды Воронежско-Белгородского пограничья, стал лучшим фольклорным спектаклем, а лучшими актрисами были признаны исполнительницы главных ролей – Таисия Щербачёва и Мария Тихонова. На днях спектакль «Гуленка» показали в Воронеже, в большом зале Дома актера. На Госэкзамене побывала Елена Неведрова.

Весь культурно ориентированный Воронеж пребывает в эти дни в ажиотаже. Что ж, события и имена Платоновского фестиваля вполне того стоят, но схлынет эта бурная и высокая волна, и мы останемся лицом к лицу с нашими пианистами и скрипачами, певцами и актерами, оркестрами и ансамблями. С теми, кто всегда с нами и прежде всего – для нас. Поэтому представляется этически важным не обойти вниманием совершаемое ими вне рамок фестиваля. В частности, хочется поразмышлять по поводу Государственного экзамена, который сдали студенты фольклорного отделения академии искусств. По идее, они должны были исполнить все известные образцы аутентичного вокального фольклора. И они исполнили протяжные, плясовые и обрядовые песни, духовные канты, но в целом это было не обычной концертной программой, а спектаклем под названием «Гуленка».

В основу спектакля положена подлинная история Марии Пещерокопательницы, основательницы знаменитого ныне женского монастыря. Так что же увидели зрители? С одной стороны, действительно, весь спектр вокального фольклора, с другой – высококачественную историческую реконструкцию, и, наконец, с третьей, полноценный спектакль с острым и напряженным сюжетом. Разумеется, студенты фольклорного отделения обязаны владеть аутентичной манерой исполнения, а также знать обычаи и обряды. Не умеющий и не знающий либо недостаточно одарен, либо достаточно ленив, но, по наблюдениям, у Галины Яковлевны Сысоевой такие не учатся. А вот создавать сценические образы они вовсе не обязаны и никто их специально этому не обучал. Тем не менее, они создали.

Путь человека к вере, к смыслу, к самому себе – на постижение этого положили жизнь и талант Толстой и Достоевский, а студенты фольклорного отделения показали, как это происходило реально, в самой гуще и глубине народной жизни. Не обошлось и без здорового, необходимого в данном случае символизма. Мария Шерстюкова еще пребывает в чаду своей грешной и бессмысленной жизни, а гуленка к ней прилетает, а девочка-сиротка к ней прибегает. Они – человек и птица – та истина, которая в душе младенца рождается, устами его глаголет, руками его творит. Галина Яковлевна во вступительном слове сказала: «Наша цель – не актерство, а погружение», - подчеркивая тем самым скромность намерений. Но и погружение - та высшая степень сценического перевоплощения, которое создает эффект подлинности.

Когда исполнительница роли Марии Таисия Щербачёва плакала страшными безысходными слезами покаяния, для нее явно не существовали ни город, где родилась, ни академия, где учится, ни неизбежные для каждого привязанности и антипатии – она была только Марией, проживала ее жизнь, мучилась ее мукой.

Конец у этой истории оказался счастливым. Но счастливым для обретшей себя Марии. Есть в спектакле и другой психологический пласт – дремучая сила обывателя, у которого всё – от сих до сих, который не понимает и не принимает выхода за рамки, даже если выход в сторону света. Когда Марию собирались убить за то, что спаивает мужиков, это можно как-то понять. Но на нее писали жалобы, и когда она начал копать пещеры. Государева воля понадобилась, чтобы всё встало на свои места. И вот эту сторону сюжета ученики Галины Яковлевны Сысоевой сыграли не только о Марии, но и во многом о самих себе. Ведь они тоже строят обитель, они хотят, чтобы в этой обители всегда и вечно звучала народная душа. И в святом этом деле требуется им наша всеобщая поддержка. А пока – низкий поклон им за то светлое, освящающее душу чудо, которым стал спектакль «Гуленка».

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцам посулили майское похолодание: природа сменит гнев на милость. Или наоборот

В первой половине мая уже не будет так тепло, как в апреле, зато синоптики обещают дожди.

В России«России необходимо очищение, народ этого ждёт» – Александр Проханов

Жизненно важно для страны и её будущего покончить с культом «золотого тельца».

В миреСмертельная стрельба добралась и до Шарлотта – бывшего побратима Воронежа

Подозреваемый в массовом убийстве позже был идентифицирован как Терри Кларк Хьюз-младший, 39 лет.

ОбществоВоронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»

Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеСадальский раскритиковал «Голос», назвав итоги сезона нечестными

«Первый канал испохабит всё, за что берется. Спасать «Голос» бесполезно».

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

ЛитератураУмер автор исторических детективов Кристофер Джон Сэнсом

Автор романов о Мэтью Шардлейке скончался в возрасте 71 года от редкого вида рака.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеЭлектросамокатчики сбивают детей в Воронеже, велосипедисты ждут своей очереди

В Воронеже обсуждают наезды электросамокатчиков на 16-летнюю девочку и 5-летнего мальчика.