Войти
Театр
22.12.2009 16:47
Премьера в Воронежском театре драмы  воспринята неоднозначно

Премьера в Воронежском театре драмы воспринята неоднозначно

  • Текст: Надежда Роготовская
  • Фото:
  • Правка

Рецензия

В академическом театре драмы имени Алексея Кольцова состоялась первая в этом сезоне премьера. Спектакль по пьесе Александра Островского «Без вины виноватые» поставил народный артист Армении Ваге Шахвердян.

Для постановки в нашем театре режиссер использовал вариант пьесы театра имени Абеляна, то есть свой авторский вариант, постановку которого в свое время осуществил на сцене родного театра.

Что он поменял? Он изменил последовательность сцен. Скажем, начинается спектакль с «камлания» Галчихи (засл. арт. РФ Татьяна Егорова), здесь – городской юродивой, которая как бы закручивает действие, которое будет развиваться, скорее, в калейдоскопическом, а не в повествовательном ключе.

В спектакле нет Отрадиной. Шелавина (в четком и очень техничном исполнении Ольги Рыбниковой) появляется как горькое воспоминание в сцене выяснения отношений Мурова и Кручининой. Прошло много лет, Шелавина уже мертва – она в подвенечном платье, держит в руках фату – поверх белой ткани - черная.

Пьеса серьезно трансформирована и дополнена: в спектакле звучит монолог Леди Мексфилд из трагедии Гуцкова «Ричард Севедж, или Сын одной матери». Его исполняет Кручинина почти в самом начале спектакля. Таким образом, мы понимаем, что потеря ребенка стала не только ее личной драмой, но и темой творчества. Ей было что сказать, и потому она поступила на сцену. Сразу же после этого зритель видит Коринкину и понимает, что на сцену ее привели иные пути – жажда лидерства, премьерства и тех дивидендов, что сулит актерская слава. И она интригует против Кручининой. А что делать? Театральное закулисье других способов выживания таланта не изобрело. По той же причине плетутся интриги и против Незнамова. Мы не видим проявлений его взрывного характера. Скандал с купцом происходит за сценой, о нем мы знаем из рассказа Дудукина. А вот то, что Незнамов артист милостью божьей, видим, чуть ли не с первых минут его появления на сцене. Когда он подхватывает исполняемый Миловзоровым монолог, текст обретает смысл, наполняется болью, берет за живое. И известное «так выпьем же за матерей, бросающих своих детей» - не обвинение, а крик отчаяния. Все последующее произносится на авансцене, со свечой, один на один со зрительным залом. Это не только биография Незнамова, это его тема в искусстве. Как и Кручининой, ему есть, что сказать миру.

Кроме уже упомянутого монолога в спектакле звучат тексты Шута из «Короля Лира» в исполнении Шмаги (нар. арт. РФ Юрий Кочергов). В спектакле Шахвердяна эта фигура – одна из центральных. Это не просто жалкий пьяница. Это человек театра, он организует действие, его фигура привлекает к себе внимание. В его судьбе есть какая-то тайна. Шмага – хороший актер, но сломленный человек, неудачник. Это то, во что может превратиться Незнамов при худшем варианте развитии событий.

Укрупнена и фигура Дудукина. Здесь это просвещенный человек, меценат, искренне любящий театр и готовый поддерживать лучшее в нем. Нар. арт. РФ Анатолий Гладнев подчеркивает человеческое обаяние этого образа. Его герой, несмотря на известные слабости, вызывает симпатию.

Некая театральность присуща и Мурову (нар. арт. РФ Сергей Карпов). Ведь в жизни ему приходится часто играть: скрывать истинные чувства и изображать нужные. Он страшен в монологе, когда требует от Кручининой покинуть город. Чуть возвышаясь, будто на трибуне, выхваченный фонарем из сумеречной дымки, в этот момент он являет собой воплощение зла.

Островский назвал свою пьесу комедией, хотя написал мелодраму. Шахвердян решил ее в жанре высокой драмы, что, естественно, усилило напряжение, повысило градус актерского существования. Он лишил сценическое пространство конкретной предметности быта. Сцена практически пуста. Из декораций: небольшой станок по центру, стулья по кругу, легкая ткань и зажженные канделябры. И этого вполне достаточно, чтобы мы увидели встречу Кручининой и Галчихи на паперти, тесноту закулисья, сцену провинциального театра. Подвижные канделябры драпируют прикрепленную к ним ткань, придавая композиционную завершенность сценической картине.

Выразительно работает свет. Спектакль еще и зрелищно красив.

В своих интервью до премьеры режиссер говорил о том, что сегодня эту пьесу необходимо ставить потому, что воинствующая бездарность уничтожает талант. И в его спектакле талант рассматривается как нравственная категория. Зритель не видит, как играет Коринкина. Но он ни за что не поверит в то, что она - хорошая актриса. Просто потому, что видит ее поступки.

Мы привыкли к тому, что «Без вины виноватые» - это история Кручининой. Здесь же на первый план выходит фигура Незнамова. Эту роль исполняет Юрий Смышников, и это большая актерская удача. Его Незнамов по-детски искренний и в этой своей детскости абсолютно беззащитный. И в то же время он актер и личность. Как и Кручинина, он мог бы потрясать публику, быть ее кумиром.

Кручинина, напротив, лишена привычного пафоса. Ведь она хорошая актриса, стало быть, в жизни проста и естественна. Засл. арт. РФ Надежда Леонова играет, в первую очередь, несчастную женщину. Играет мягко, лирично. У нее практически нет громких сцен, но это не мешает актрисе добиваться драматической выразительности.

Островский очень любил театр, любил артистов и писал для них интересные роли. Ваге Шахвердян также любит артистов и дает им возможность по максимуму реализовать себя на сцене. Даже в массовках – безупречной детской и не во всем безупречной взрослой – заметен каждый ее участник. А ведь зритель в массе своей ходит в театр не за концепциями, а за праздником актерской игры. В этом спектакле много интересных актерских работ. Тем он и дорог.

Ранее в рубриках
В Воронеже«Факел»: ничья, равная победе

В игре против санкт-петербургского «Зенита» воронежский «Факел», приложив максимум усилий, выгрыз такую необходимую ему ничью.

В РоссииДо Чёрного моря через Воронеж можно будет добраться на 8 часов быстрее

После спрямления пути в районе Лисок и Каменской «Ласточки» Воронеж – Ростов будут преодолевать это расстояние за 5-6 часов.

В миреВ океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли установить

Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.

ОбществоВход в Музей-диораму становится платным

Управление культуры просит с пониманием отнестись к мере, которая позволит содержать Музей-диораму в достойном виде.

ТеатрПродолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует

Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.

Кино и телевидение«Маска» и «Зло» – неудачи телевизионной недели

Если ваш рейтинг ниже единицы, считайте, что вас просто не существует.

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

ЛитератураВышла книга архимандрита Симеона (Томачинского) «Хотите верьте, хотите нет»

Это светлый, добрый сборник коротких рассказов о жизни и её потаённом смысле.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.

Зал ожиданияСтала известна программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже 18 мая

В этом году тема акции — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».