Театр
Барышня и хулиган: две стороны одного балета
- Текст: Елена Фомина
- Фото:
- Правка
Его поставил заслуженный артист Украины Владимир Сычев. Вообще авторской партитуры балета не существует: это плод фантазии режиссера Белинского, который в 1962-м году создал балетный аналог киносценария Маяковского (фильм «Барышня и хулиган» вышел на экраны в 1918 году). Партитура сложилась из разных произведений Шостаковича.
Балетмейстер Боярский выстроил хореографию на основе классического танца – с элементами городского фольклора. После премьеры на сцене ленинградского Малого оперного театра балет «Барышня и хулиган» разошелся по стране и стал хрестоматийным материалом школьных занятий по классу актерского мастерства.
В постановке Владимира Сычева хореографическая новелла «Барышня и хулиган» превратилась в острохарактерную драму, где номера выстроены с кинематографической точностью.
В этом спектакле есть что поиграть оркестру: мелодии яркие, «говорящие». Здесь и лирический романс, и чуждый советскому человеку кек-уок. Из этих киношных образов дирижер-постановщик Татьяна Шипулина создает живое музыкальное полотно: с «квакающим» тембром духовых, мягкостью дерева, хулиганской удалью меди, сочными акцентами, которые подчеркивают гротеск и драматизм происходящего. Конфликт заостряется с помощью музыки.
Действие развивается стремительно - тоже как в кино. Быстро меняются декорации, артисты балета сами превращают сцену то во двор на окраине, то в городской парк, то в школьный класс, то в шикарный нэпманский ресторан. Здесь вообще много условностей: есть и бутафорская луна, и карикатурная роскошь. Художник-постановщик спектакля Валерий Кочиашвили намеренно создает эту преувеличенно-условную реальность, которая выгодно оттеняет живые чувства героев.
А герои разные. И каждый состав рассказывает историю барышни и хулигана по-своему.
Один – гротесковый, построенный на контрастах. Барышня Светланы Носковой – хрупкое неземное создание, ничего общего не имеющее с такой прозой жизни, как уличные хулиганы. Поэтому ее любовь недолговечна и обречена на печальный финал. Хулиган – Ярослав Синицын – дерзкий, стремительный, жизнерадостный. Поэтому его смерть в финале так бессмысленно-трагична. Жизнь Хулигана-Синицына обрывается внезапно, как кинопленка. Вожак – Иван Алексеев, – истинный франт, аристократ, командующий шайкой отчаянных парней скорее из любопытства, чем по призванию. Кажется, что и Хулигана он закалывает ножом в порыве юношеской горячности, чтобы доказать, кто главный.
Другой состав более зрелый. Народная артистка России Татьяна Фролова танцует партию Барышни с состраданием, в ее трактовке есть предыстория, и после гибели Хулигана эта печальная история не заканчивается. Хулиган Геннадий Горожанкин уже изначально надломленный, чувствующий неправильность своей жизни. Поэтому и его любовь к барышне не кажется странной. Она – спасение, тот самый луч света, который дарит надежду на спасение. Но – жизнь бесстрастна. И возмездие за попытку вырваться из своего круга приходит в лице Вожака. Александр Литягин в этой партии – хладнокровный и беспощадный, как олицетворение абсолютного зла, которое делает невозможным союз Барышни и Хулигана.
Вот такие две разные версии одного балета. И ни в коей мере один вариант не лучше и не хуже другого. Даже наоборот: в сравнении они только выгодно оттеняют друг друга. Один – более праздничный, другой – более драматичный. Это лишний раз доказывает, что гениальная музыка в союзе мастерством исполнителей дает бесконечные варианты прочтений и интерпретаций. А самое главное – в репертуаре воронежского театра оперы и балета появился еще один яркий спектакль, который претендует на долгую сценическую жизнь и любовь зрителей.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Воронежцам посулили майское похолодание: природа сменит гнев на милость. Или наоборот
В первой половине мая уже не будет так тепло, как в апреле, зато синоптики обещают дожди.
В России — «России необходимо очищение, народ этого ждёт» – Александр Проханов
Жизненно важно для страны и её будущего покончить с культом «золотого тельца».
В мире — Смертельная стрельба добралась и до Шарлотта – бывшего побратима Воронежа
Подозреваемый в массовом убийстве позже был идентифицирован как Терри Кларк Хьюз-младший, 39 лет.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Садальский раскритиковал «Голос», назвав итоги сезона нечестными
«Первый канал испохабит всё, за что берется. Спасать «Голос» бесполезно».
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — Умер автор исторических детективов Кристофер Джон Сэнсом
Автор романов о Мэтью Шардлейке скончался в возрасте 71 года от редкого вида рака.
Музыка — Явным фаворитом «Евровидения-2024» назвали швейцарца Немо
В своей песне «Код» Немо органично сочетает яркую мелодику с элементами хип-хопа.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Электросамокатчики сбивают детей в Воронеже, велосипедисты ждут своей очереди
В Воронеже обсуждают наезды электросамокатчиков на 16-летнюю девочку и 5-летнего мальчика.